Методическая разработка «Кроссенсы» – технология развивающего обучения
методическая разработка (старшая группа)
Кроссенсы помогают эффективно, интересно, творчески развивать логическое мышление дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krossensy.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кроссенсы» – технология развивающего обучения
Начать своё выступление хочу с китайской пословицы: «Человек может стать умным тремя путями: путем подражания - это самый легкий путь, путем опыта - это самый трудный путь и путем размышления - это самый благородный путь».
Как же развивать логическое мышление дошкольника интересно, творчески, но в тоже время эффективно?
Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:
Умение выделять существенные признаки из второстепенных,
Умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,
Устанавливать причинно-следственные связи,
Развивать нестандартность, креативность мышления.
Существует эффективный метод развивающих технологий «кроссенс».
Кроссенс – это хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимания детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации и осмысливать её.
Метод кроссенс разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
На подготовительном этапе не обходимо было научить детей средней группы находить общие признаки у предметов, в неполных кроссенсах из 2-х полей. От более простых к более сложным.
1. Явно выраженные признаки
У ежа и ёлки есть иголки. Ёжик и ёлка находятся в лесу.
Блин и колесо круглой формы. Кенгуру (носит детеныша в сумке на животе) - почтальон (тоже ходит с сумкой)
2. Скрытые признаки. (более сложные)
От простых мы постепенно перешли к более сложным кроссенсам со скрытом признаком.
Детям предлагалось найти не явно выраженные признаки.
Ежик и молоко, может сворачиваться.
Баба Яга живет в избушке на курьих ножках – а курьи
ножки есть и у курицы.
Индеец имеет оружие – лук; чиполлино овощ – лук.
Основной этап.
Начиная со старшей группы мы уже применяем кроссенс таблицы из 9 полей.
Выделяют 3 способа разгадывания Кроссенс-таблиц:
- солнышко (каждая картинка связана по смыслу с центральной). Это простой вариант, более доступный детям, не знакомым с приёмами прочтения Кроссенса. А также, его можно применить при формировании умения подбирать ассоциации. Предлагаем детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирают вокруг него все возможные ассоциации (расставляют картинки)
- улитка (Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу),
Поняв смысл и суть, дети могут, как разгадывать кроссенсы сами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
- крест – это самый сложный способ (нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, а также по центральному кресту, между картинками)
В старшем дошкольном возрасте мы применяем 2 способа это солныхко и улитку. Третий способ самый сложный крест применяется в подготовительной группе.
Применение «Кроссенс-таблиц» позволяет:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- формировать умение у детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать зрительное восприятие;
- формировать умение определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- формировать умение детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, в группы;
- выделять существенные признаки из второстепенных;
- развивать связную речь
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
- формировать умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
- объяснить наглядно значение слов;
- развивать смекалку, тренировать внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ – ЗВУК Ш» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Интересное занятие для детей старшего дошкольного возраста - воспитателям на заметку...
« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна. Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте на тему "Слог" с использованием технологии развивающего обучения
Формирование умения делить слова на части-слоги....
Доклад "Игровые технологии, технологии развивающего обучения, технология "Ситуации"
Доклад раскрывает особенности использования современных образовательных технологий в ДОО....
Технология развивающего обучения Программа обучения детей восприятию музыки
Технология развивающего обученияПрограмма обучения детей восприятию музыки...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»
Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...
Методическая разработка «Технология развивающего обучения через театрализованную игру дошкольников»
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, ...