Образовательный проект по теме: «Будь Человеком, человек, ты на земле своей»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Леонтьева Ольга Вячеславовна

Актуальность

Наша планета 

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,

 

Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету -
                      Ведь другой, похожей, нету!   
(Я. Аким)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bud_chelovekom_chelovek_ty_na_zemle_svoey.docx876.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеhttp://matkevich.ru/media/k2/items/cache/00e7056ec788d5b42162a6c13dbba43c_XL.jpg

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад общеразвивающего вида № 23»

с приоритетным осуществлением физического развития

воспитанников

Образовательный проект

по теме:

«Будь Человеком, человек,

ты на земле своей»

                                Выполнила: Леонтьева Ольга Вячеславовна

                                                  воспитатель первой квалификационной категории

Бугуруслан 2017

http://ogbu.green.tsu.ru/wp-content/uploads/2016/12/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF-%D0%93%D0%BE%D0%B4-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-2017-2.jpghttp://nfdou13.edumsko.ru/uploads/2000/1403/section/76413/ekologiya/lg.jpg?1465219712424

Актуальностьhttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=31eaa15ddca33b9af4f08afb7e65430a&n=33&h=215&w=215

Наша планета https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=26be066d78e5cf3ad53b81adc6e3d1bd&n=33&h=215&w=183

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на нас, воспитателей детских садов. Важно все: оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок и проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром. Как это сделать?

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.

По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно- тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс – мотивированным. За основу реализации комплексно-тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:

- акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;

- акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;

- акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

   Алгоритм проведение акций:

- цель (каждая акция имеет свою цель);C:\Users\Пользователь\Desktop\image009.jpg

- задачи (выполняются общие и конкретные);

- объект (на что направлено – птицы, деревья…);

- участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

         Этапы:

  1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);
  2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
  3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

Накопление теоретического и практического материала, а так же апробирование его в работе с детьми позволило мне создать систему работы направленную на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Был разработан и реализован проект, построенный на экологических природоохранных акциях «Будь Человеком, человек, ты на земле своей!». Проект рассчитан на 2 года и построен на экологических акциях, которые направлены на сохранение растительного и животного мира данного региона, подкормки птиц зимой, работы зеленого патруля.

Каждая акция – это подпроект, то есть она имеет свои цели и задачи, разную продолжительность по времени и все они составляют единое целое проекта и направлены на формирование экологического сознания ребенка.

          Сначала оформила информационный стенд «Панорама добрых дел – юные экологи», в котором мы начали отмечать любые хорошие проявления детей по отношению к природе. Потом было проведено анкетирование родителей по вопросам охраны окружающей среды. Таким образом, заручившись поддержкой родителей, был разработан проект: поставлена проблема, выдвинута гипотеза, намечены цели и задачи проекта, и, естественно, определены экологические акции – направления работы проекта. Обсудили план реализации проекта.

         Проблема: в наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

         Гипотеза: если повысится уровень знаний воспитанников и родителей об экологии, а также мотивация охраны окружающего мира, то последует целесообразное экологическое поведение в окружающей среде.C:\Users\Пользователь\Desktop\image009.jpg

         Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный, групповой;

         Цель: воспитание экологической культуры дошкольников; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды, стремления самим беречь природу и призывать к этому окружающих; 

Задачи: 

- воспитание гуманного, осознанно-ответственного отношения к миру природы;

- формирование у детей экологических знаний, культуры и отношения к природе;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- повышение уровня информированности родителей в вопросах экологического воспитания;

- формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером;

- пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители, специалисты ДОУ.

Сроки реализации проекта: 2 года

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №23» г. Бугуруслана и близлежащая территория.

Ожидаемый результат:

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;

- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее;

         -  привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей

План реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

- составление плана деятельности;

- анкетирование, диагностирование родителей, детей;

- подбор, чтение литературы по данным темам;

- оформление выставки книг и консультации для воспитателей и родителей;

- намечены акции: «Осенний десант», «Елочка – зеленая иголочка», «Покормите птиц зимой!», «Чистая двор – здоровая земля!», «Осторожно, первоцвет!», «Во дворах растут цветы небывалой красоты», «Чистое утро», «Берегите воду и свет – источники жизни всего живого на земле», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;

- перепланировка экологической тропы ДОУ;C:\Users\Пользователь\Desktop\image009.jpg

- сотрудничество с родителями;

- подбор литературных и музыкальных произведений, иллюстративных материалов на экологическую тему;

- подготовка цикла бесед и занятий, презентаций на экологическую тему;

- подбор и изготовление игр экологического цикла.

2 этап — основной, организационно-практический.
Работа с родителями:

- информация в родительском уголке – консультации, стенгазеты, листовки и брошюры;

- индивидуальные и групповые консультации;

- родительское собрание;

- привлечение родителей к участию в выставках – конкурсах поделок по каждой акции: из бросового и природного материала, изготовление и развешивание кормушек и т.д.;

- привлечение родителей к участию в трудовом десанте – посадке цветов и деревьев, субботниках по уборке территории и разбивке цветников на территории детского сада и у своих домов;

- предложить родителям посадить рассаду цветов, выращенную детьми в ДОУ, для оформления клумб и палисадников у своих домов;

- мастер-класс «Вторая жизнь ненужных вещей»;

- привлечение родителей к участию в развлечении «Мама, папа, я – экологическая семья»;

- познавательная программа для детей и взрослых «За природу мы в ответе: и взрослые, и дети» работа с детьми:

Работа с детьми:

- чтение и обсуждение произведений о природе, животных, растениях;

- тематические занятия с презентациями экологической направленности;

- беседы: «Зелёный патруль», «Как научиться быть добрым», «Природоохранные акции», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека»;

- конкурс чтецов «Воспитание красотой» (стихи о природе и ее охране);

- рассматривание иллюстраций;

- разучивание стихов;

- прослушивание музыкальных произведений;

- изготовление поделок и рисунков по каждой акции (в том числе и из бросового материала);

- изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Жалобная книга природы», «Красная книга нашей местности», «Наши цветы в детском саду», «Первоцветы», «Птицы на наших кормушках», «Наши любимые питомцы», «Переделка – маленькое чудо» (фотографии поделок из бросового материала», «Все о лесе и его обитателях», «Растения лекарственного огорода», альбомов с рисунками по каждой акции; 

- виртуальные экскурсии в зоопарк, ботанический сад, дендрарий, дельфинарий;C:\Users\Пользователь\Desktop\image009.jpg

- изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Осторожно, первоцветы» и интервьюирование прохожих;

- создание «Зелёного патруля»;

- прогулки по экологической тропе детского сада и за его пределами;

- проведение праздников «С днем рождения, Земля!», «А мы – туристы», «Бал цветов», «День окружающей среды», «Синичкин день»;

- проведение экологической викторины «Люблю природу русскую»;

- участие в трудовом десанте: посев и выращивание рассады цветов – бархатцев, петуний, настурции, с последующим высаживанием на клумбы детского сада и с родителями у своих домов; уборка своего участка от листьев, мусора и веток;

- чтение и театрализация экологических сказок;

- познавательная программа для детей и взрослых «За природу мы в ответе: и взрослые, и дети».

C:\Users\Пользователь\Desktop\image009.jpg

Содержание акций:

Акция «Покормите птиц зимой»


Цель: формирование основ экологической культуры детей, помочь раскрыть личное отношение к проблеме; показать значимость подкормки птиц в зимнее время; способствовать проявлению творчества, фантазии при изготовлении кормушек; воспитывать чувство сострадания, сопереживания, заботливое отношение к природе.
Подготовительный этап:
- сделать папку - раскладушку для родителей «Пернатые друзья»;
- собрать семена, зерна, плоды;
- подготовить иллюстрации птиц для рассматривания, произведения бесед о птицах.
Содержание акции:
- выпустить экологическую листовку «Помоги пернатым»;
- провести конкурс среди семей на изготовление самой необычной кормушки для птиц;
- побеседовать с детьми о зимующих птицах;
- деятельность в природе (наблюдение за поведением птиц у кормушки).
Подведение итогов:
- оформление фотоальбома «У кормушки».

C:\Users\Пользователь\Desktop\image009.jpg

Акция «Сохрани ёлочку»

Цель: способствовать формированию основ экологической культуры; познакомить детей с жизнью ели; вызвать интерес к природе; формировать умение любить и беречь природу; помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность.

Подготовительный этап:

- подготовить материал: иллюстрации о лесе, произведения для чтения детям;

- сделать папку-раскладушку «Для чего люди ходят в лес».

Содержание акции:

- выпустить экологическую листовку «Сохрани ёлочку»;

- познавательное занятие «Елочка – зеленая иголочка»;

- агитация детей и родителей, о том, что не стоит рубить и сосны ради нескольких праздничных дней, а лучше купить искусственную ёлочку;

- провести смотр-конкурс среди родителей и детей «Новогодняя ёлочка своими руками».

Подведение итогов:

- выставка «Новогодняя ёлочка своими руками»;

- проведение новогоднего праздника.

Акция «Чистое утро».

Цель: помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитание экологической культуры; бережного, заботливого отношения к природе.

Подготовительный этап:

- подготовить агитационную листовку «Сделаем город чистым»;

- сделать папку-раскладушку «Советы из сундучка».

Содержание акции:

- выпустить газету экологического содержания «Земля в опасности»;

- провести конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из

утилизированного материала для участка «Папа, мама, я – творим чудеса»;

-  театрализованная постановка «День Земли»;

- деятельность в природе (ежедневная уборка территории от мусора).

 Подведение итогов:

- оформление фотоальбома «Природа и мы»;

- выставка поделок из утилизированного материала.

C:\Users\Пользователь\Desktop\image009.jpg

Акция «Берегите воду и свет – источники жизни всего живого на земле».


Цель акции: формирование знаний о ресурсах земли: воде и энергии; воспитание бережного отношения к воде и электроэнергии.
Подготовительный этап:
- подготовить агитационную листовку «Береги свет и воду»;
- сделать папку-раскладушку «История возникновения света и воды».
Содержание акции:
- выпустить памятки для родителей и детей «Правила пользования водой и электроэнергией»;
- провести конкурс плакатов среди родителей и детей на тему «Берегите воду!»; «Берегите электроэнергию!»

- познавательное развитие «Кому нужна вода».
Подведение итогов:
-  выставка плакатов «Берегите воду!»; «Берегите электроэнергию!»;
- агитация воспитанников «Береги свет и воду».

Акция «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Цель: расширять представления о свойствах неживой природы (солнце, воздух, вода); развивать у воспитанников коммуникативные, познавательные, творческие способности; воспитывать у детей уважение к окружающей среде;

поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

Подготовительный этап:

  •  создание условий для опытов и игр с водой, воздухом и солнцем;
  •   создание папки-передвижки «Ах, лето красное».

Содержание акции:

  • проведение  занятий на тему «Царство воды»; «Воздух, которым мы дышим»; «Солнечные зайчики»;
  •  памятка для родителей «Безопасность поведения на воде»; «Осторожно, солнце»;
  • провести конкурс рисунков среди родителей и детей «Солнце, воздух и вода».

Подведение итогов:

  • выставка рисунков детей на тему: «Солнце, воздух и вода»;
  • развлечение «День Нептуна»; «День детства»; «День семьи»; «Спартакиада «Малышок».

3 этап – заключительный: C:\Users\Пользователь\Desktop\image009.jpg

- озеленение территории детского сада и придомовой территории – посадка деревьев, цветов;

- выставки – конкурсы рисунков и поделок;

- развешивание кормушек;

- мастер – класс для родителей «Вторая жизнь ненужных вещей»;

- развлечение «Мама, папа, я – экологическая семья»;

- создание библиотеки (стихи, загадки, сказки, рассказы) о природе, животных, птицах, растениях, окружающей среде;

- конкурс чтецов «Воспитание красотой»;

- создание медиатеки — произведений о природе и окружающей среде;

- изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Жалобная книга природы», «Красная книга нашей местности», «Наши цветы в детском саду», «Первоцветы», «Птицы на наших кормушках», «Наши любимые питомцы», «Переделка – маленькое чудо» (фотографии поделок из бросового материала», «Все о лесе и его обитателях», «Растения лекарственного огорода», альбомов с рисунками по каждой акции;

- создание видеотеки с фильмами о природе, ее обитателях, окружающей среде, виртуальными экскурсиями в зоопарк, ботанический сад, дендрарий, дельфинарий;

- изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Осторожно, первоцветы»;

- проведение праздников «С днем рождения, Земля!», «А мы – туристы», «Бал цветов», «День окружающей среды», «День птиц»;

- проведение экологической викторины «Природа планеты»;

- познавательная программа для детей и взрослых «За природу мы в ответе: и взрослые, и дети»;

- создана подборка игр и презентаций экологической направленности.

      Достигнутые результаты в ДОО:

- регулярно проводятся субботники по уборке территории;

- посажено в уголок леса 10 елочек, 2 каштана,

- переоформлены клумбы цветов,

- в летнее время оформляем огород и сад

- развешены кормушки (на территории ДОО и у домов) и ведется подкормка птиц зимой;

- у детей формируется осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями,

- много интересных поделок сделано из бросового материала,

- родители вовлечены в педагогический процесс ДОО и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.

C:\Users\Пользователь\Desktop\image009.jpg

Заключение

          Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность. 

      Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. При целенаправленном психолого-педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности. Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

     Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

• эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

     Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

     Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

     Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Очень яркой, впечатляющей и насыщенной самостоятельностью формой воспитания экологической культуры дошкольника является природоохранная деятельность. Она позволяет детям обогатить свои знания практическим опытом, расширить кругозор, развить и углубить положительные чувства и эмоции по отношению ко всему живому, что их окружает в действительности, приобрести уверенность в своих действиях, чувство   собственной значимости и причастности ко всем людям, заботящимся о благосостоянии нашего общего дома — нашей Земли.

Формирование активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы. Участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ed71965f6947e80253b141f804fd2ba6&n=33&h=215&w=269

C:\Users\Пользователь\Desktop\image009.jpg

Список литературы:

1. Т. Зенина «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N№ 403 Москвы] / / Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 18 - 21.

2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2014.

3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

4. Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2011г.

5. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2015г.

6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2014.

7. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2013г.

8. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 - 7лет», с. 62 - 63., 2014г.

МБДОУ «Д/с № 23», Оренбургская область, город Бугуруслан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближнему окружению

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны....

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Познание». В подготовительной группе Тема: «Пять помощников человека».

Описание НОД:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспита...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Не место красит человека, а человек место"

Цель: Содействие обогащению духовного мира детей при обращении к профессии человека (животновод, ветеринар)Задачи психолого-педагогической работы с детьми:Образовательные:· Познакомить дошкольн...

Тематическое планирование .Тема недели: «Я- человек! Моя семья». Цель: Создание условий для формирования образа Я, развиватия представления о своем внешнем облике, гендерных представлений. Обогащать представления о своей семье

Цель: Тема недели: «Я- человек! Моя семья». Цель: Создание условий для формирования образа Я, развития представления о своем внешнем облике, гендерных особенностей. Обогащать представления о своей с...