Образовательный проект по теме: «Будь Человеком, человек, ты на земле своей»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bud_chelovekom_chelovek_ty_na_zemle_svoey.docx | 876.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида № 23»
с приоритетным осуществлением физического развития
воспитанников
Образовательный проект
по теме:
«Будь Человеком, человек,
ты на земле своей»
Выполнила: Леонтьева Ольга Вячеславовна
воспитатель первой квалификационной категории
Бугуруслан 2017
Актуальность
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на нас, воспитателей детских садов. Важно все: оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок и проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром. Как это сделать?
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.
По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно- тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс – мотивированным. За основу реализации комплексно-тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
- акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
- акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
- акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Алгоритм проведение акций:
- цель (каждая акция имеет свою цель);
- задачи (выполняются общие и конкретные);
- объект (на что направлено – птицы, деревья…);
- участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
Этапы:
- Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);
- Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
- Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
Накопление теоретического и практического материала, а так же апробирование его в работе с детьми позволило мне создать систему работы направленную на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Был разработан и реализован проект, построенный на экологических природоохранных акциях «Будь Человеком, человек, ты на земле своей!». Проект рассчитан на 2 года и построен на экологических акциях, которые направлены на сохранение растительного и животного мира данного региона, подкормки птиц зимой, работы зеленого патруля.
Каждая акция – это подпроект, то есть она имеет свои цели и задачи, разную продолжительность по времени и все они составляют единое целое проекта и направлены на формирование экологического сознания ребенка.
Сначала оформила информационный стенд «Панорама добрых дел – юные экологи», в котором мы начали отмечать любые хорошие проявления детей по отношению к природе. Потом было проведено анкетирование родителей по вопросам охраны окружающей среды. Таким образом, заручившись поддержкой родителей, был разработан проект: поставлена проблема, выдвинута гипотеза, намечены цели и задачи проекта, и, естественно, определены экологические акции – направления работы проекта. Обсудили план реализации проекта.
Проблема: в наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Гипотеза: если повысится уровень знаний воспитанников и родителей об экологии, а также мотивация охраны окружающего мира, то последует целесообразное экологическое поведение в окружающей среде.
Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный, групповой;
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды, стремления самим беречь природу и призывать к этому окружающих;
Задачи:
- воспитание гуманного, осознанно-ответственного отношения к миру природы;
- формирование у детей экологических знаний, культуры и отношения к природе;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- повышение уровня информированности родителей в вопросах экологического воспитания;
- формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером;
- пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители, специалисты ДОУ.
Сроки реализации проекта: 2 года
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №23» г. Бугуруслана и близлежащая территория.
Ожидаемый результат:
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее;
- привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- составление плана деятельности;
- анкетирование, диагностирование родителей, детей;
- подбор, чтение литературы по данным темам;
- оформление выставки книг и консультации для воспитателей и родителей;
- намечены акции: «Осенний десант», «Елочка – зеленая иголочка», «Покормите птиц зимой!», «Чистая двор – здоровая земля!», «Осторожно, первоцвет!», «Во дворах растут цветы небывалой красоты», «Чистое утро», «Берегите воду и свет – источники жизни всего живого на земле», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
- перепланировка экологической тропы ДОУ;
- сотрудничество с родителями;
- подбор литературных и музыкальных произведений, иллюстративных материалов на экологическую тему;
- подготовка цикла бесед и занятий, презентаций на экологическую тему;
- подбор и изготовление игр экологического цикла.
2 этап — основной, организационно-практический.
Работа с родителями:
- информация в родительском уголке – консультации, стенгазеты, листовки и брошюры;
- индивидуальные и групповые консультации;
- родительское собрание;
- привлечение родителей к участию в выставках – конкурсах поделок по каждой акции: из бросового и природного материала, изготовление и развешивание кормушек и т.д.;
- привлечение родителей к участию в трудовом десанте – посадке цветов и деревьев, субботниках по уборке территории и разбивке цветников на территории детского сада и у своих домов;
- предложить родителям посадить рассаду цветов, выращенную детьми в ДОУ, для оформления клумб и палисадников у своих домов;
- мастер-класс «Вторая жизнь ненужных вещей»;
- привлечение родителей к участию в развлечении «Мама, папа, я – экологическая семья»;
- познавательная программа для детей и взрослых «За природу мы в ответе: и взрослые, и дети» работа с детьми:
Работа с детьми:
- чтение и обсуждение произведений о природе, животных, растениях;
- тематические занятия с презентациями экологической направленности;
- беседы: «Зелёный патруль», «Как научиться быть добрым», «Природоохранные акции», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека»;
- конкурс чтецов «Воспитание красотой» (стихи о природе и ее охране);
- рассматривание иллюстраций;
- разучивание стихов;
- прослушивание музыкальных произведений;
- изготовление поделок и рисунков по каждой акции (в том числе и из бросового материала);
- изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Жалобная книга природы», «Красная книга нашей местности», «Наши цветы в детском саду», «Первоцветы», «Птицы на наших кормушках», «Наши любимые питомцы», «Переделка – маленькое чудо» (фотографии поделок из бросового материала», «Все о лесе и его обитателях», «Растения лекарственного огорода», альбомов с рисунками по каждой акции;
- виртуальные экскурсии в зоопарк, ботанический сад, дендрарий, дельфинарий;
- изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Осторожно, первоцветы» и интервьюирование прохожих;
- создание «Зелёного патруля»;
- прогулки по экологической тропе детского сада и за его пределами;
- проведение праздников «С днем рождения, Земля!», «А мы – туристы», «Бал цветов», «День окружающей среды», «Синичкин день»;
- проведение экологической викторины «Люблю природу русскую»;
- участие в трудовом десанте: посев и выращивание рассады цветов – бархатцев, петуний, настурции, с последующим высаживанием на клумбы детского сада и с родителями у своих домов; уборка своего участка от листьев, мусора и веток;
- чтение и театрализация экологических сказок;
- познавательная программа для детей и взрослых «За природу мы в ответе: и взрослые, и дети».
Содержание акций:
Акция «Покормите птиц зимой»
Цель: формирование основ экологической культуры детей, помочь раскрыть личное отношение к проблеме; показать значимость подкормки птиц в зимнее время; способствовать проявлению творчества, фантазии при изготовлении кормушек; воспитывать чувство сострадания, сопереживания, заботливое отношение к природе.
Подготовительный этап:
- сделать папку - раскладушку для родителей «Пернатые друзья»;
- собрать семена, зерна, плоды;
- подготовить иллюстрации птиц для рассматривания, произведения бесед о птицах.
Содержание акции:
- выпустить экологическую листовку «Помоги пернатым»;
- провести конкурс среди семей на изготовление самой необычной кормушки для птиц;
- побеседовать с детьми о зимующих птицах;
- деятельность в природе (наблюдение за поведением птиц у кормушки).
Подведение итогов:
- оформление фотоальбома «У кормушки».
Акция «Сохрани ёлочку»
Цель: способствовать формированию основ экологической культуры; познакомить детей с жизнью ели; вызвать интерес к природе; формировать умение любить и беречь природу; помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность.
Подготовительный этап:
- подготовить материал: иллюстрации о лесе, произведения для чтения детям;
- сделать папку-раскладушку «Для чего люди ходят в лес».
Содержание акции:
- выпустить экологическую листовку «Сохрани ёлочку»;
- познавательное занятие «Елочка – зеленая иголочка»;
- агитация детей и родителей, о том, что не стоит рубить и сосны ради нескольких праздничных дней, а лучше купить искусственную ёлочку;
- провести смотр-конкурс среди родителей и детей «Новогодняя ёлочка своими руками».
Подведение итогов:
- выставка «Новогодняя ёлочка своими руками»;
- проведение новогоднего праздника.
Акция «Чистое утро».
Цель: помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитание экологической культуры; бережного, заботливого отношения к природе.
Подготовительный этап:
- подготовить агитационную листовку «Сделаем город чистым»;
- сделать папку-раскладушку «Советы из сундучка».
Содержание акции:
- выпустить газету экологического содержания «Земля в опасности»;
- провести конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из
утилизированного материала для участка «Папа, мама, я – творим чудеса»;
- театрализованная постановка «День Земли»;
- деятельность в природе (ежедневная уборка территории от мусора).
Подведение итогов:
- оформление фотоальбома «Природа и мы»;
- выставка поделок из утилизированного материала.
Акция «Берегите воду и свет – источники жизни всего живого на земле».
Цель акции: формирование знаний о ресурсах земли: воде и энергии; воспитание бережного отношения к воде и электроэнергии.
Подготовительный этап:
- подготовить агитационную листовку «Береги свет и воду»;
- сделать папку-раскладушку «История возникновения света и воды».
Содержание акции:
- выпустить памятки для родителей и детей «Правила пользования водой и электроэнергией»;
- провести конкурс плакатов среди родителей и детей на тему «Берегите воду!»; «Берегите электроэнергию!»
- познавательное развитие «Кому нужна вода».
Подведение итогов:
- выставка плакатов «Берегите воду!»; «Берегите электроэнергию!»;
- агитация воспитанников «Береги свет и воду».
Акция «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: расширять представления о свойствах неживой природы (солнце, воздух, вода); развивать у воспитанников коммуникативные, познавательные, творческие способности; воспитывать у детей уважение к окружающей среде;
поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Подготовительный этап:
- создание условий для опытов и игр с водой, воздухом и солнцем;
- создание папки-передвижки «Ах, лето красное».
Содержание акции:
- проведение занятий на тему «Царство воды»; «Воздух, которым мы дышим»; «Солнечные зайчики»;
- памятка для родителей «Безопасность поведения на воде»; «Осторожно, солнце»;
- провести конкурс рисунков среди родителей и детей «Солнце, воздух и вода».
Подведение итогов:
- выставка рисунков детей на тему: «Солнце, воздух и вода»;
- развлечение «День Нептуна»; «День детства»; «День семьи»; «Спартакиада «Малышок».
3 этап – заключительный:
- озеленение территории детского сада и придомовой территории – посадка деревьев, цветов;
- выставки – конкурсы рисунков и поделок;
- развешивание кормушек;
- мастер – класс для родителей «Вторая жизнь ненужных вещей»;
- развлечение «Мама, папа, я – экологическая семья»;
- создание библиотеки (стихи, загадки, сказки, рассказы) о природе, животных, птицах, растениях, окружающей среде;
- конкурс чтецов «Воспитание красотой»;
- создание медиатеки — произведений о природе и окружающей среде;
- изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Жалобная книга природы», «Красная книга нашей местности», «Наши цветы в детском саду», «Первоцветы», «Птицы на наших кормушках», «Наши любимые питомцы», «Переделка – маленькое чудо» (фотографии поделок из бросового материала», «Все о лесе и его обитателях», «Растения лекарственного огорода», альбомов с рисунками по каждой акции;
- создание видеотеки с фильмами о природе, ее обитателях, окружающей среде, виртуальными экскурсиями в зоопарк, ботанический сад, дендрарий, дельфинарий;
- изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Осторожно, первоцветы»;
- проведение праздников «С днем рождения, Земля!», «А мы – туристы», «Бал цветов», «День окружающей среды», «День птиц»;
- проведение экологической викторины «Природа планеты»;
- познавательная программа для детей и взрослых «За природу мы в ответе: и взрослые, и дети»;
- создана подборка игр и презентаций экологической направленности.
Достигнутые результаты в ДОО:
- регулярно проводятся субботники по уборке территории;
- посажено в уголок леса 10 елочек, 2 каштана,
- переоформлены клумбы цветов,
- в летнее время оформляем огород и сад
- развешены кормушки (на территории ДОО и у домов) и ведется подкормка птиц зимой;
- у детей формируется осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями,
- много интересных поделок сделано из бросового материала,
- родители вовлечены в педагогический процесс ДОО и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.
Заключение
Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.
Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. При целенаправленном психолого-педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности. Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Очень яркой, впечатляющей и насыщенной самостоятельностью формой воспитания экологической культуры дошкольника является природоохранная деятельность. Она позволяет детям обогатить свои знания практическим опытом, расширить кругозор, развить и углубить положительные чувства и эмоции по отношению ко всему живому, что их окружает в действительности, приобрести уверенность в своих действиях, чувство собственной значимости и причастности ко всем людям, заботящимся о благосостоянии нашего общего дома — нашей Земли.
Формирование активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы. Участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.
Список литературы:
1. Т. Зенина «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N№ 403 Москвы] / / Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 18 - 21.
2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2014.
3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
4. Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2011г.
5. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2015г.
6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2014.
7. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2013г.
8. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 - 7лет», с. 62 - 63., 2014г.
МБДОУ «Д/с № 23», Оренбургская область, город Бугуруслан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближнему окружению
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны....
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Познание». В подготовительной группе Тема: «Пять помощников человека».
Описание НОД: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспита...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура» по теме: «Будем беречь свое здоровье» в подготовительной к школе группе
Научить детей заботиться о своем здоровье....
Педагогический проект «Профессии моих родителей» по теме «Человек – человек»
Крастное описание по разделу Человек-человек...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Подготовительная к школе группа Тема НОД: «Состав числа 7 и 8» Тема недели: «Я человек»
Конспект по математике (ФЭМП) Тема НОД "Состав числа 7 и 8"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Не место красит человека, а человек место"
Цель: Содействие обогащению духовного мира детей при обращении к профессии человека (животновод, ветеринар)Задачи психолого-педагогической работы с детьми:Образовательные:· Познакомить дошкольн...
Тематическое планирование .Тема недели: «Я- человек! Моя семья». Цель: Создание условий для формирования образа Я, развиватия представления о своем внешнем облике, гендерных представлений. Обогащать представления о своей семье
Цель: Тема недели: «Я- человек! Моя семья». Цель: Создание условий для формирования образа Я, развития представления о своем внешнем облике, гендерных особенностей. Обогащать представления о своей с...