Конспект образовательной деятельности Тема: «Хлеб – богатство Кубани и всей земли».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Представлен конспект занятия по познавательному развитию с детьми  подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе

Тема: «Хлеб – богатство Кубани и всей земли».

  Задачи:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о том, откуда к людям пришёл хлеб.
  • Обогащать словарь пословицами поговорками, словами пекарь, зернотерки, первобытное племя, калачи, каравай.
  • Продолжать учить детей лепить хлебобулочные изделия из соленого теста, применять уже усвоенные ранее навыки и умения.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, умением дорожить им, уважение к людям, благодаря которым хлеб у нас на столе.

Материал: Мультимедиа для показа презентации; доски  для лепки, соленое тесто, салфетки. Музыка Я. Френкеля «Русское поле».

Образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие
Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Предварительная  работа: Беседы, рассматривание иллюстраций о труде комбайнеров, пекарей. Презентации  «Откуда хлеб пришёл»? «Из чего хлеб не испечёшь?», «Традиции Матушки Руси»

Ход

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о чуде земли, чуде труда человека – хлебе!

Как же пришёл к людям хлеб? Давайте с помощью нашей машины времени перенесёмся к пещерным людям.

 (Дети переносятся с помощью обратного отсчета) Садятся на коврик.

Воспитатель показывает презентацию к сказке под тихую музыку.

 Вот послушайте сказку.

Давным-давно, когда люди жили ещё племенами в пещерах и питались мясом животных, случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. (слайд 1). Вот и отправились они в поисках тех мест, где можно было прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так случилось и с одним человеком. Он упал, потерял сознание, а когда очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел необыкновенное растение, из которого на него сыпались мелкие камушки. (слайд 2) Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах  и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он им рассказал о чудо-колоске.

С тех пор люди употребляют в пищу чудо - колоски. (слайд 3)

Воспитатель: Но не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле!

Позднее они стали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим. Затем появились первые простые зернотёрки, потом мельницы – так получали муку.  (слайд 4) Добавив в неё воду, из теста стали делать лепёшки. Их пекли на костре, потом – в печи. Так появился пресный печёный хлеб. (слайд 5)

Благодаря человеку, те чудесные зёрна, которые в далёкие времена спасли первобытное племя от голодной смерти, сегодня превратились в пышные булочки и калачики на нашем столе.  (слайд 6) Хлеб для каждого человека привычен, как солнечный свет и дыхание, и так же необходим для жизни. Поэтому надо беречь каждый ломтик, каждую корочку, каждую крошку!

У нас на Кубани тоже выращивают хлеб. Он – основа благополучия Кубанских жителей и всей  России. Не зря в старину говорили:

«Земля на зёрнышке стоит».

(Звенит колокольчик).

Воспитатель: Что это за звон? (Подходят к столу в группе) Записка.

«Вы много знаете обо мне? Попробуйте ответить на мои вопросы!

                                                Ваш хлебушек!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Слово хлеб произошло от греческого слова «хлебанос», что оно означает?

Дети:  название похлёбки, так как первый хлеб был жидким.

Воспитатель: Правильно, случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Воспитатель: Как в России по давнему обычаю встречают людей?

Дети: хлебом-солью.

Воспитатель: В странах Востока путника, отправляющегося в дальнее путешествие, осыпают мукой. Для чего?

Дети: Чтобы дорога была счастливая.

Воспитатель: На Руси в день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зёрнами – зачем?

- чтобы не голодали

-чтобы кашу сварили

-чтобы жизнь их была богатой.

Дети: чтобы жизнь их была богатой.

Воспитатель: В колыбель к новорождённому в старину обязательно клали краюшку хлеба:

- чтобы не голодал.

 - чтобы рос здоровым и счастливым

- чтобы чесал дёсна.

Дети: чтобы рос здоровым и счастливым.

Воспитатель: Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие, которого чуть не съели? Дети: колобок.

 Воспитатель: В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке?

Дети: в коробе.

 Воспитатель: Какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в р.н. сказке «Мужик и медведь»

Дети: (рожь).

 Воспитатель: Где мы с вами живём, ребята? В какой стране?

Дети: (России)

Воспитатель: Правильно. Россия – хлебная страна. А про нашу Кубань говорят – житница России. Кубанская пшеница славится во всей стране и во всём мире.

Бьёт через край дух молодой и былинный.

Добрый наш хлеб - Тульский, Кубанский и Курский, -

Ты словно герб славной земли нашей Русской.

Воспитатель: Сейчас дома хлеб пекут очень редко, а раньше в каждой семье пекли хлеб и с гордостью говорили: «Я сегодня с хлебом».  На Руси было заведено потчевать гостей пирогами. Пирог – это символ гостеприимства, радушия, доброжелательности. Пирог – праздничный хлеб, само название его происходит от древнерусского «пир» - праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог:

♦ к приезду дорогих гостей –«Хлеб  да соль»,

♦К свадьбе – обрядовый « Каравай»,

Каравай – истинно русский хлеб. Все знают, какой  он должен быть на именины и «ширины», и «вышины».

Давайте  поводим хоровод.       Физкультурная минутка.

( Хоровод « Как на наши именины испекли мы каравай»)

Дети сели.

Воспитатель: Богата и щедра наша Кубань, дарит она людям все свои богатства, но только взамен на трудолюбие, заботу и внимание к себе. Где хлеб, там и песня, за хлебом-солью всякая шутка хороша, где поётся, там и веселье.

Много пословиц, поговорок и стихотворений сложил русский народ о хлебе. Какие помните вы?

(Дети называют пословицы)

♦ Хлеб в закромах – счастье в домах.

♦ Хлеб – батюшка, а вода – матушка.

♦ Хлеб – всей жизни голова.

♦ Без хлеба нет обеда.

♦ Хлебушко ржаной – батюшка родной!

    ♦ Без хлеба сыт, не будешь.

Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете пословиц о хлебе.

Вот послушайте стихотворение о хлебном колоске.

                                    ♦

Ребенок: Каравай земли и неба на твоём столе –

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

В малом зернышке пшеницы летом и зимой,

Сила солнышка хранится и земли родной.

И растёт под небом светлым строен и высок,

Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.

Воспитатель: В нашем каравае семи полей пшеница,

                          С семи криниц водица,

                          От семи кур яйца, чтоб каравай удался!

Воспитатель: А без чего хлеба не испечёшь? Чтобы в этом нам разобраться, нам надо отгадать загадки….

♦ Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
Дети: соль

♦Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной стать могу,

Дети: (вода)

Я бел, как снег.

В чести у всех.

И нравлюсь вам

Во вред зубам.

Дети: (Сахар)

 

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.

Дети: (Мука)

♦ Новая посуда, а вся в дырах.

Дети: (Сито).

♦ Жидкое, а не вода,

Сладкое, а не мёд

От бурёнушки берут,

Деточкам дают.

Дети: (Молоко).

♦ Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.

 Дети: (Печь).

Воспитатель: Какие, вы молодцы! Все загадки отгадали. А хотите,  как настоящие пекари испечь пироги? Пройдем все на кухню.

Творческая мастерская: (Дети переходят за  столы, на которых приготовлено все для лепки из соленого теста).

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой образовательной деятельности в старшей группе «Дружат дети всей земли!» для воспитателей и родителей

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.Задачи:Образовательные:познакомить детей с разными народами, населяющими планету;закреплять понятийный аппарат: народ, стра...

Конспект образовательной деятельности "О хлебе из далёкого прошлого"

Закреплять знания детей об обрядах и традициях русского народа"...

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: Развитие игровой деятельности Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к Хозяюшке»

Цель:  создание радостного настроения у детейЗадачи:Развивать коммуникативные способностиЗакрепить знания детей о домашних животных и птицах. ...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...