НОД «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД в подготовительной к школе группе образовательная область «Познание» по теме: «Птицы»
Педагог: Алябьева Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории
Интеграция видов деятельности: коммуникация, познание, художественное творчество.
Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах.
Обучающие задачи:
- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края, сформировать представления детей об их разнообразии;
- познакомить с техникой рисования резинками на математическом планшете
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, размышлять, обобщать результаты опытов;
- развивать связную речь: речь-доказательство, речь-аргументация;
- развивать словарь детей: перелетные, зимующие, водоплавающие, орнитолог;
- развивать творческую активность детей в процессе изобразительной деятельности;
- развивать психические процессы – речь, мышление, воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
Оборудование: ноутбук
Материалы к занятию:
Презентация по теме совместной деятельности; схема проведения опыта с перьями птиц, емкость с водой; перья водоплавающих и не водоплавающих птиц; салфетки; лабиринт «Накорми зимующих птиц»; карточки с изображением корма для зимующих птиц: сало, семя подсолнуха, хлебные крошки, ягоды рябины; карточка с изображением зимующих и перелетных птиц, фломастеры, карандаши, мелки, раскраски птиц, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц на каждого ребенка.
Планируемый результат:
Любознательный, активный | активность в процессе экспериментальной деятельности; умение аргументировать свой ответ; активность в продуктивной деятельности, в разговоре. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | умение вступать вдиалог со взрослым по поводуситуативной беседы; умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта умение распределять роли в парах, внимательно слушать партнера. |
Способный решать | стремление создать выразительный и интересный образ с помощью дорисовывания, раскрашивания, |
интеллектуальные и личностные задачи | аппликации; умение самостоятельно делать выводы; умение группировать объекты по заданному признаку; умение проводить эксперимент с опорой на схему; умение обобщать результаты экспериментирования, делать логический вывод; умение находить общие и отличительные черты объектов природы. |
Имеющий первичные представление о природе | знание перелетных и зимующих птиц, их отличительных особенностях, питании, среде обитания. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | умение работать по образцу, следовать правилу в экспериментальной и продуктивной деятельности |
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Формы и методы. | Деятельность воспитанника |
Организационный момент Задача этапа: Организация детей, концентрация внимания. Задача этапа: Повторение и закрепление в речи названий перелетных и зимующих птиц. | Приветствие, установление зрительного контакта, воспитатель предлагает поиграть в игру. Игра «Передай другому» Я карточку беру, на нее я не смотрю и соседу отдаю. А сосед перевернет и картинку назовет. Называй картинку и передавай соседу следующую. | Первым игру начинает педагог. Каждый из детей, по очереди берет с середины стола карточку и, не переворачивая ее, отдает соседу справа. Тот, кому дали карточку, переворачивает ее, называет картинку, кладет на стол перед собой; затем берет другую с середины стола и отдает соседу справа. И т.д. | Приветствие, дети встают в полукруг. Участвуют в игре. |
Беседа «Что ты себе представляешь, когда ты слышишь слово «Птица» Задача этапа: Определение темы деятельности. Актуализация понятия | Ребята, скажите, кто изображен на карточках? Вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Что вы себе представляете, когда слышите слово «птица»? | Детям предлагается, определить, кто изображен на карточках, и назвать, свои ассоциации, связанные с птицами. | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное. |
«птицы», развитие логического мышления. | |||
Просмотр презентации | Педагог включает презентацию, звучит голос профессора, который приглашает их в свой «научно- исследовательский центр» «Орнитологии» Ребята, вы хотите отправиться в научный центр по изучению птиц? Да! У меня есть знакомый ученый. Его зовут Иван Петрович. | Просмотр презентации Развитие умения ориентироваться в пространстве группы в соответствии с указанными символами. | Дети в процессе просмотра |
Задача этапа: | презентации знакомятся с | ||
Поддержание мотивации познавательной деятельности детей, | понятием «орнитолог», «селекция», с символическим обозначением каждой лаборатории. | ||
интерес к | |||
предстоящей | |||
деятельности. | |||
Эксперимент с птичьими перьями. Задачи этапа. Развитие умений проводить опыт, опираясь на схему, развивать умения | Ребята, птицы улетая на юг, останавливались на отдых в научном центре. Помогите Ивану Петровичу узнать, прилетали ли к ним водоплавающие птицы. опыт. Что мы будем сначала делать? Посмотрите на | Педагог предлагает рассмотреть схему опыта, вместе с детьми проговаривает его этапы. Дети опускают перья в емкость с водой, рассматривают получившийся результат: | Дети переходят к столам, которые обозначены символом лаборатория – экспериментирования. Дети опускают перья в емкость с водой, рассматривают получившийся результат: одни перья намокли, потеряли свой |
делать логический вывод, поддерживать познавательный интерес детей | схему опыта? Что у вас получилось? Давай сравним перья, чем они отличаются? Как вы думаете, каким птицам необходимо, чтобы их перья не намокали? Что мы скажем Ивану Петровичу? | одни перья намокли, потеряли свой внешний вид, с других перьев вода просто стекает, они не намокают. | внешний вид, с других перьев вода просто стекает, они не намокают. Дети сравнивают два разных пера, делают выводы. |
Словесная игра «Я начну, а ты продолжи» Задача этапа: Развитие умений дошкольников аргументировать свой ответ, обобщать представления детей о перелетных и зимующих птицах. | Ребята, ученые лаборатории научных исследований могут ответить на самые сложные вопросы. Давайте и мы попробуем им помочь. Осенью птицы улетают на юг, потому что…..? Мы заготавливаем птицам корм на зиму, потому что…? Птицы, которые не улетают, на юг называются…? | Педагог просит детей закончить его фразу. Детям предлагается разбиться по парам и договориться о последовательности действий в игре. | Дети делятся на подгруппы. Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное. |
Динамическая пауза. | «Перелетные птицы» | Выполнение упражнения | Выполняют физическое |
Задача этапа: Смена вида деятельности. | по тексту. | упражнение. «Перелетные птицы» | |
Игра «Перелетные - зимующие птицы» Задача этапа: Закрепление умений детей узнавать птиц по изображению, называть. Развитие умений проводить группировку птиц по заданному признаку – перелетные и зимующие. | Ребята ученые получили фотографию из заповедника, помогите им определить зимующих и перелетных птиц. Обведите зимующих птиц, синим фломастером, а перелетных – красным. | Педагог предлагает детям на «фотографии» обозначить перелетных и зимующих птиц. | Дети выполняют задание. |
Игра «Кто, чем питается» Задача этапа: Развитие представлений детей о питании зимующих птиц, развитие логического мышления, внимания. | Птицам зимой не хватает корма, ученые заготавливают корм для птиц на зиму, помогите им, определите какой птице какой корм нужно заготовить. | Педагог предлагает карточки с изображением корма для зимующих птиц: сало, семя подсолнуха, хлебные крошки, ягоды рябины; птиц, фломастеры, на каждого ребенка. | Дети выполняют задание. |
Игра «Похожи – | Ребята, мы с вами | На экране проектора | Дети участвуют в диалоге, |
непохожи» Задача этапа: Развитие умения находить сходство и отличие между птицами и другими животными на примере совы и волка. Развивать логическое мышление, связную речь. Обобщать представления детей о зверях и птицах. | побывали в разных лабораториях и мне очень интересно, чем же все-таки птицы отличаются от других животных, например, чем волк отличается от совы? А может волк и сова чем-то похожи? (живут в лесу, хищники и т.д.) | появляются изображения волка и совы. Педагога предлагает их сравнить. | отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное. |
Продуктивная деятельность. Задача этапа: Развитие изобразительных навыков дошкольников, фантазии в придумывании новых образов птиц. Развитие умений подбирать необходимые | А теперь давайте заглянем в последнюю лабораторию селекционирования. И попробуем создать новые виды птиц. Посмотрите, сколько здесь всего из чего можно создать свою новую птицу. Вы можете придумать новое оперение птицы, можете составить свою птицу из геометрических фигур, | Детям предлагаются раскраски с изображением птиц, материалы для изобразительной деятельности (фломастеры, цветные карандаши, мелки,). Каждому из детей необходимо выбрать материал и создать свою птицу. | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и задают вопросы воспитателю. |
материалы для работы. Развитие умений создавать свой образ. | вы можете воспользоваться карандашами, фломастерами, мелками. Придумайте название своей птице на основе схемы. | ||
Рефлексия. Ситуативная беседа. Задача этапа: подведение итогов деятельности, получение обратной связи от воспитанников и завершение работы; развитие навыка построения высказывания. | Наша с вами работа в научном центре подошла к концу. Давайте поблагодарим Ивана Петровича за интересную экскурсию и попрощаемся с ним. Скажите, в какой из лабораторий вам больше всего понравилось работать? Что нового и интересного вы сегодня узнали, о чем расскажите друзьям и родителям? | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....