Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Зарождение жизни Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Зарождение жизни Земли»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_1.docx | 761.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Гурьевского муниципального района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» города Салаира
Е.В. Бондарева
Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Зарождение жизни Земли»
Гурьевский муниципальный район
Технологическая карта НОД в старшей группе
Мой юный друг!
Я приглашу тебя в чудесную страну,
Страны такой ты не встречал на свете.
Как интересно там поверь,
Давай, откроем эту дверь!
Вид деятельности: познавательно-исследовательская
Тема: «Зарождение жизни на Земле»
Цель: Сформировать у детей представления о возникновении и развитии жизни на Земле.
Образовательные: Способствовать расширению представлений детей о строении земного шара, о появлении жизни на планете, о состоянии земной поверхности до возникновения жизни, появлении и развитии первых живых существ.
Способствовать развитию у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, высказывать собственные суждения, доказывать свои мысли, делать соответствующие выводы.
Развивающие: Развитие познавательных способностей; творческого воображения; творческого мышления; коммуникативных навыков.
Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к поиску новой информации, оказывать помощь друг другу
Метод и приемы: рецептивный беседа, опыты
Материалы и оборудование:
- Модель культурного среза земли
- Предметы палеонтологии, археологии (зуб мамонта, брахиоподы, моллюск, морской еж, фрагмент окаменевшего дерева, отпечаток папоротника, костяная ложка, костяной крючок) (предметы можно взять по договору о сотрудничестве с Гурьевским краеведческим музеем или использовать фотографии), фигурки динозавров, пиктограммы, комок каменного угля
- Имитация пещеры древнего человека: шкуры, древесный уголь, плоские небольшие камни по количеству детей, 2 округлых камня, дощечка с круглой выемкой, острый колышек, по диаметру совпадающий с выемкой в дощечке, красная краска в небольшой емкости, влажные салфетки
- Ящик с песком, кисточки, старые монеты, осколки кувшина (острые края обточить наждачной бумагой), медали «Я- любознательный»
- Прозрачная емкость с водой и несколькими каплями растительного масла
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы | Воспитатель вносит в группу модель среза Земли - Как вы думаете, что это? - Ребята, это модель среза нашей Земли и внимательно рассмотрев ее, мы сможем узнать, как появилась жизнь на земле. Вы хотите узнать, как появилась жизнь на Земле? Какие животные и растения обитали на планете миллиарды лет назад. Почему они вымерли? - Я предлагаю вам закрыть глаза и на машине времени перенестись назад в прошлое на миллионы лет назад. Пристегнуть ремни. | Ответы детей | Привлечь внимание детей. Замотивировать на исследовательскую деятельность. |
2. Основной | Грозно и неуютно выглядела наша Земля 600 млн лет тому назад. То тут, то там грохотали могучие вулканы, а из недр вырывались огненные потоки лавы и текли по бесконечной пустыне. А на месте, где мы с вами сейчас живем, когда то плескались волны древнего моря. Но в теплых его водах уже появилась жизнь. У самой поверхности носились бесчисленные рои прозрачных студенистых комочков. Встречались моллюски, морские ежи, брахиоподы (показ: емкость с водой и каплями масла, предметов – брахиопод, моллюск, морской еж). Прибой часто выбрасывал на берег водоросли, некоторые гибли без воды, а какие-то водоросли выжили и укоренились. И началась на нашей земле эпоха гигантских деревьев. Росли пышные густые леса. Деревья вырастали огромных гигантских размеров. Но с годами эти деревья и растения погибали, они падали в болота и мелкие озера. Постепенно ветер нанес поверх этой растительной массы толстые слои песка, глины, земли. Эти слои спрессовались, затвердели и превратились в каменный уголь. (показ каменного угля, напомнить что уже рассматривали и знаем его свойства) Динамическая пауза «Динозаврики» Динозавр устал сидеть, Головой своей качает, - Долго жили на Земле динозавры, но были они слишком огромные, пищи становилось все меньше и на смену динозаврам пришли мамонты (показ картинки, зуба мамонта, фрагмент бивня). Мамонты были 4 метра в высоту, покрыты густой шерстью и имели большие бивни, чтобы зимой удобно было доставать пищу из-под снега. - Именно в эпоху мамонтов появился на земле и первобытный человек. Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации). У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен. Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Посмотрите, во что был одет древний человек? - Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? - Как вы думаете, где жили древние люди? | Рассказ воспитателя, видеопрезентация, рассматривание предметов (или иллюстрации) Повторение движений за воспитателем Рассказ воспитателя, видеопрезентация. Ответы на вопросы, высказывание своего мнение | Умение внимательно слушать воспитателя Умение внимательно слушать рассказ воспитателя Развитие познавательного интереса |
3. Затруднение в ситуации. | - А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее. - Да, хорошо было бы развести костер. Да вот беда, как же добыть огонь? | Ответы на вопросы, предлагают свои способы разжечь огонь | |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть другие способы добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. Да, процесс этот трудный и долгий. Есть еще один способ, нужно взять два подходящих камня и с силой ударить их друг об друга, искры попадут на мох и разгорится костер. Ну, вот сразу стало светло и тепло. | Дети «добывают» огонь способами, предложенными воспитателем | |
- Вечерами, при свете костра первобытные люди рисовали на стенах пещеры. (показ пиктограмм Томской писаницы) Рисовали все что видели: силуэты животных на которых охотились, рыбу которую ловили в реках и фрагменты охоты. Карандашей у них не было, поэтому рисовали угольками из костра или кровью добытых ими животных. Давайте и мы с вами попробуем нарисовать древние рисунки на камне. А теперь я предлагаю вернуться на машине времени в настоящее. Динамическая пауза «Острова». Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.) - Как выдумаете, как люди узнали обо всем, что происходило с Землей, если это было 600 миллионов лет назад? - У нас есть две замечательные профессии – археология и палеонтология, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предметам, сооружениям. Итак, мы сейчас проведем свои раскопки, которые помогут нам понять, кем мы станем на время нашего занятия – археологами или палеонтологами. Воспитатель показывает детям как правильно кисточкой аккуратно снимать слой песка. | При помощи уголька или краски рисуют на изображение по образцу Повторение движений за воспитателем, запоминают слова Дети высказывают свои предположения Дети по очереди проделывают работу и находят предметы - осколок кувшина, монеты | Развитие творческих способностей детей Умение работать в коллективе, аккуратно и внимательно пользоваться кисточкой для раскопок | |
3. Заключительный | Что мы с вами сегодня узнали? И обо всем этом нам рассказывают науки – археология и палеонтология. Мы сегодня с вами проделали долгое, трудное и увлекательное путешествие. Вы показали себя очень любознательными. Поэтому достойны награды, медали «За – любознательность» | Дети отвечают (сначала была планета с вулканами, пустынями и морями, первые живые организмы появились в море, затем появились растения, динозавры, мамонты, человек) |
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: « волшебные цветы .» в соответствии с ФГОС.
Цель: Развить творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.Задачи приоритетной образовательной области:«Художественно - эстетическое»:•Побуждать к созданию оригинального образ...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Путешествие в зимний лес» по ФГОС
"Путешествие в зимнюю сказку" перенесет участников в предновогоднюю сказку. Чтобы помочь Снеговику вернуть все елочки в лес ребятам придется пройти испытания: построить, сложить, нарисовать деревья; у...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Спасатели сказочной планеты»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Спасатели сказочной планеты»...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Свойства воздуха и его значения для живых существ»
Познавательное развитие: Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи: -дать дет...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «СМЕЛЫЕ ПОЖАРНЫЕ»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «СМЕЛЫЕ ПОЖАРНЫЕ»...
Конспект Организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: Игровой тренинг «Сказочное путешествие» для курсов переподготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений муниципально
Игровой тренинг «Сказочное путешествие» для детей среднего дошкольного возраста. Примерная Программа, по которой работает ДОО: «От рождения до школы» Н.. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василь...
Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме "Поход в кино"
Конспект НОД в старшей группе по теме: "Поход в кино"...