конспект по экологии для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Работы направлены на развитие гуманности по отношению к природе у детей.
В конспекте представлены знания о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек;
конспект направлен на обогащение словаря старших дошкольников по теме «Обитатели пруда».
систематизацию и уточнения представлений о свойствах воды и воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по экологии | 19.81 КБ |
конспект по экологии "будь другом природе" | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лягушки-путешественницы»
Программное содержание:
Образовательные:
- расширять и закреплять представления дошкольников о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек;
- обогащать словарь старших дошкольников по теме «Обитатели пруда».
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, вербальную память у детей старшего дошкольного возраста;
- развивать общую моторику и координацию движений у детей-дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста интерес и гуманное отношение к природе.
Материалы и оборудование: 2 мягкие игрушки-лягушки, загадка «Лягушки», «Комар», схема «Размножение лягушки», карточки с последовательным изображением размножения лягушки; развивающая деревянная доска «Обитатели пруда», листья кувшинок из картона (8 штук), нитки, мелкие игрушки (игрушки из киндеров-сюрпризов и игрушки-насекомые), стулья по количеству детей, костюм комара, 2 мольберта, считалки, медаль с изображением комара, обручи – 8 штук, 2 стола, ткань голубого и зеленого цветов.
Предварительная работа: разучивание считалочки.
Ход мероприятия:
- Вступление. Дети сидят на стульях полукругом.
Педагог:
- Расскажу я вам, ребята, интересную историю. А о ком пойдет речь, узнаете, когда отгадаете загадку.
Живу я на пруду или в канавке.
Очень мошек я люблю,
Языком я их ловлю.
Прыгаю с кочки я на кочку.
Люблю я петь и днем и ночью,
Когда дышу, то пузыри я дую.
Я воду так люблю, а под дождем танцую.
У меня огромная семья,
Поём мы очень звонко ква-ква-ква.
Звучим мы словно погремушки.
А кто такие мы? - Ответы детей.
- Правильно. Сегодня мы с вами послушаем необычайную историю о приключениях двух подружек-лягушек.
2. Сказка. Педагог показывает дошкольникам модель пруда (стол, накрытый голубой тканью и лежащим на ней дидактическим пособием «Обитатели пруда») и демонстрирует детям 2 игрушки-лягушки.
- Итак, история начинается. Педагог показывает на стол, где изображен макет пруда.
- Жили-были 2 лягушки. Жили они у маленького круглого пруда. Однажды им надоело купаться. «А не отправиться ли нам немного прогуляться?» - эта мысль почти одновременно пришла им в голову.
Игра «Лягушки»
Правила игры: дети делятся на 2 команды по 4 человека. Каждой команде вручается по одной мягкой игрушке-лягушке. Кувшинки расположены от 1 до 4 на некотором расстоянии друг от друга. Дети по очереди прыгают вместе с игрушками-лягушками: 1 ребенок перепрыгивает на 2-х ногах все обручи, возвращается назад и передает ход другому, и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием. Выполнение детьми задания.
Педагог:
- Выбравшись на берег пруда, лягушки чуть не поссорились. Они никак не могли прийти к соглашению: куда же им, в какую сторону отправиться. После долгих споров решение было принято: пойти туда, куда глядят глаза. Прыг-скок по берегу – дорогу домой и потеряли. Заквакали наперебой подружки: «В какую сторону идти?!»
- Ребята, а вы знаете, как квакают лягушки?
Подвижная игра «Угадай, кто квакает?»
Правила игры: педагог при помощи загадки выбирает водящего комара (ребенка):
Это вовсе не пчела,
Нос - точёная игла,
Писк его всех раздражает,
Очень больно он кусает!
На ребенка надевается медаль с изображением «Комара». Водящий с закрытыми глазами говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала…
В этот момент кто-нибудь из сидящих в круге детей произносит: «Ква-ква!». Водящий должен по голосу отгадать, кто лягушка. Игра проводится 2-3 раза. Выполнение детьми задания.
Педагог:
- А между тем рядом с ними пролетал маленький комарик (переодетый в костюм взрослый) и решил посмотреть, кто это так шумит. Комарик удобно устроился на кочке и стал с любопытством наблюдать за вознёй лягушек-подружек.
- Какие глупые, – подумал он – неужели им не надоело целыми днями квакать? Тоже мне – достойное занятие! – Комарик вдруг не выдержал и громко хихикнул.
Лягушки разом смолкли и посмотрели друг на друга:
- Ты чего смеёшься? – удивлённо спросила первая лягушка вторую.
- Это не я! – помотала другая головой.
Они оглянулись и заметили маленького комарика. Тот, забыв о всякой предосторожности, завалился на спину и, дрыгая всеми четырьмя лапками, просто задыхался от смеха. Уж больно глупые физиономии были у лягушек.
- Ква-ка! Ну, ты, чего смеёшься? – в один голос проквакали рассерженные лягушки, подбираясь к кочке с двух сторон.
В уме у них возникла примерно одна и та же мысль:
- Квакое угощенье, – подумала первая лягушка.
- Ква-ква! Я должна первым его съесть, – занервничала вторая.
Не сговариваясь, подруги стали подбираться к кочке, жадно
поблёскивая глазами.
- О-о! – испуганно воскликнул комарик – Кажется, меня ждут большие неприятности!
В это время лягушки одновременно прыгнули к неосмотрительному комару, широко раскрыв рты.
Тот резко взмыл вверх и...бац!.. Наши лягушки треснулись лбами и свалились в траву.
- Ребята, а вы знаете, чем питаются лягушки? Ответы детей.
Игра «Чем питаются лягушки»
Правила игры: педагог показывает детям веревку, к которой подвешены игрушки из киндеров-сюрпризов и игрушки насекомых. Дети по-очереди снимают те фигурки, которыми питается лягушки. Выполнение детьми задания.
Педагог:
- Что, получили? - комарик отлетел на более безопасное место и весело расхохотался.
Незадачливые лягушки, потирая ушибленные лбы с вздувшимися шишками приличных размеров, погрозили кулаками вслед наглому комару:
- Ква-ква! Ну, ты у нас ещё получишь, задаквака!
- Квак же, квак же! Держите рты шире! - передразнил подружек комарик и, попискивая от удовольствия, полетел по своим делам дальше.
- Вы думаете, что это маленькое происшествие расстроило наших
подружек-лягушек? Ничего подобного! Вдоволь напрыгавшись с той самой кочки, на которой сидел комар, они увидели вдалеке свое озеро и уже через полчаса плавали там среди своих друзей.
- Ребята, а вы знаете, как появляются лягушки? Ответы детей. Педагог обращает внимание детей на мольберт, на котором изображена схема появления лягушки.
Игра «Что сначала, что потом»
Правила игры: педагог предлагает 2 детям, расставить по порядку картинки с изображениями появления лягушки.
Педагог:
- Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом.
Выполнение детьми задания.
Он весеннею порою
Поначалу был икрою,
И внутри своей икринки
Постепенно стал личинкой.
А потом он на свободу
Из икринки вылез в воду
И, как рыбка, плавать стал.
Понемногу подрастал.
А подрос, и стал меняться:
Стали ноги появляться, а потом и хвост пропал…
Ну, и кем герой наш стал?
(Лягушонком)
- Вот и закончилось небольшое приключение 2 лягушек-путешественниц.
3. Рефлексия. Педагог задает детям вопросы. Вопросы для детей:
1. Где живут лягушки? Ответы детей.
2. Чем питаются лягушки? Ответы детей.
3. Когда лягушки квакают? Все ли лягушки квакают? Ответы детей.
4. Как появляются на свет лягушачьи детки? Ответы детей.
5. Вы заметили, ребята, что у лягушек нет имени? Придумайте им имена. Ответы детей.
Предварительный просмотр:
«Будь другом природе».
Цель:
Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Развивающая: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Образовательная: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.
Материал: стаканчики, вода, молоко, сок и мелкие игрушки, сахарный песок, песок, трубочки, кисточки, краски.
Ход занятия.
Воспитатель: Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)
Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни. Послушайте стихотворение (воспитатель читает).
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок- терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Вос-ль: Ребята, а чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом, кислородом.
Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет .
Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, на море, в горах.
Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?
Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.
Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.
Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?
Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.
Игра . «Ветер».
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко
Пробежал по крыше
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
Вос-ль: Скажите. А воздух мы можем увидеть?
Дети: нет.
Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.
Опыт: Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха- это движение с разной силой.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей. )
Физминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (потягивания- руки в стороны)
Каждый стареется,
К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловещем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек. (ответы детей). А сейчас послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят,она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды на не прожить!
Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? ( в помещении, на улице). Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же «рождается речка» ? Хотите узнать? (приглашает к себе, стеллит самую широкую и длинную голубую полоску ткани) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать атласные ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так. Чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды. Но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.
Воспитатель: а что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.
Опыт №1 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №2 «Уводы нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».
Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?
Итог эксперимента: вода- одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по экологии в старшей группе "Клад старичка Боровичка"
Цели: - способствовать развитию у детей правильного отношения к животным и растениям- уточнять знания о взаимосвязи растений, животных, среды обитания, приспособленности к условиям жизни, зависи...
Конспект По Экологии в старшей группе. Тема: Экскурсия в парк.
Формирование экологической культуры у детей cтаршего дошкольного возраста...
конспект по экологии в старшей группе.«Какой бывает вода»
Познакомить детей с круговоротом воды в природе .Дать знание о том , кокой бывает вода. На опыте показать детям свойства воды ,обратить внимание на то, что вода таит в себе много неи...
Конспект по экологии в старшей группе "О чем поют птицы весной?"
Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по экологии в старшей группе "О чем роют птицы весной"...
Конспект по экологии в старшей группе «Пришла весна, прилетели птицы»
Уточнение и расширение представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, знакомство со звуковмих сигналами птиц, с видами гнезд и их размещении, воспитание доброго, забо...
Конспект НОД экология в старшей группе «Живая и неживая природа» «Юные экологи»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640664","...
Конспект по экологии в старшей группе
Расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности.Учить передавать в рисунке...