Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе на тему «Хвойные деревья».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Савастьянова Екатерина Евгеньевна

Закреплять и углублять знания детей о  хвойных деревьях. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Хвойные деревья»

Цель: закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев; формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия; учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева.

Задачи:

«Познавательное развитие»

1. Расширять знания детей о лесе.

2. Дать детям новое понятие–хвойные деревья, их значение для человека и животных.

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, благодаря игровой деятельности.

2. Формировать уважительное отношение к собеседнику, умение выслушивать товарища, (не ссориться, обращаться за помощью).

3. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Использование музыкального сопровождения в играх.

2. Использование иллюстративного материала в познавательной беседе, графической схемы строения дерева.

«Физическое развитие»

Побуждать детей к двигательной активности (физкультурная минутка, проведение пальчиковой гимнастики, массаж дарами природы (шишками).

«Речевое развитие»

1. Развивать связную речь.

2. Закреплять умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.

3. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

Материалы и оборудование: графическая схема строения дерева, картина с изображением леса, игрушка Лесовичок, корзинка, веточки хвойных деревьев (ели, сосны, лиственницы, проектор, магнитофон, шишки сосны и ели.

Ход занятия.

Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, давайте поздороваемся со всеми: Здравствуй солнце золотое!

(пальцы левой руки поочередно соединяются с пальцами правой) Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, солнечный денек! Здравствуй, милый мой дружок. Мы живем в родном краю - Всех мы вас приветствуем.

(все пальцы соединяются в замок руки вверх)

Ребята, а кто скажет, где мы живем? (ответы) Правильно мы с вами живем в небольшом старинном городке Кинешма. Он расположен на берегу реки Волги.

Обойди хоть сто дорог, Обогни планету. Невелик наш городок, А красивей нету.

Вокруг Кинешмы множество лесов.

Солнце глазки открывает,

Лес притихший оживает,

Дверь лесную отворим,

С лесом мы поговорим.

Что такое лес? (ответы детей)

Правильно! Лес – это место, где растет много растений, это дом для многих животных и птиц. КАРТИНКА.

Как богат зеленый лес! Сколько в нем живых чудес-

Птицы, ягоды, грибы, сосны, ели и дубы,

И полянки, и опушки, зеркала лесных озер,

И пугливые зверушки, и цветов живой ковер!

Какие растения живут в царстве лесном?

А как же мы их назовем? Ответы детей (деревья кустарники и травы)

Это деревья - самые большие растения.

А какие деревья вы знаете? (Ответы детей)

А деревья вроде все разные – но они ребята все же похожи. У дерева есть ствол ветки и корни. (схема - картинка)

Что такое дерево? Как оно растет? Кто все части дерева верно назовет?

(ответы детей)

Обобщение ответов воспитателем.

А теперь давайте повторим строение дерева (физкультурная минутка)

(в кругу с детьми)

Есть у дерева крепкие корни.

Глубоко схоронились в земле: - наклоны

Чтобы дерево крепко стояло,

Чтобы ветки и листья питаться могли. – потягивание

Есть ствол, а на стволе кора: - обхватили плечи руками

Если жара – укроет она,

Ну а если сильный мороз – - гладят по бокам

Кора защитит, чтобы ствол не замерз.

Словно руки там и тут - руки в стороны

Ветки от ствола растут!

Этих веток очень много,

Может даже миллион!

Листья звонкие на ветках -трясут кистями рук

Шелестят со всех сторон!

Сюрпризный момент.

Слышите, кто-то идет.

Есть на свете старичок Старичок - Лесовичок Носит он из пестрых листьев Разноцветный колпачок. Сапоги берестяные, Шаровары расписные Сам- он в алом армяке. Посошок в его руке. Как по узеньким тропинкам Ходит – бродит по травинкам Старичок-Лесовичок - Разноцветный колпачок. Каждый день и в дождь, И в зной - Сторожит он мир лесной.

Ребята, а кто это к нам пришел?-(старичок- Лесовичок) -Я ребята старичок - старичок - Лесовичок 200 лет в лесу живу, Все про лес вам расскажу.

Живу в лесу я издавна - Слежу за лесом пристально. Лес не только для забавы, Лес-богатство всей страны. Все деревья в нем и травы Нам на пользу взращены.

-Слышал я что вы про деревья лесные разговор ведете. Я все деревья в лесу знаю Всех их от злых людей да пожаров лесных охраняю Все деревья в лесу я люблю Но к тем кто зимой и летом одним цветом –особую страсть таю.

-Ребята, о каких это деревьях Лесовичок говорит? Давайте, отгадку в его корзинке поищем.

А там что-то лежит. Кто хочет определить, что это? Только громко не говорите, шепните мне на ушко.

(Дети отвечают)

Загадка:

Стоит красавица в зеленом платьице.

До нее дотронешься - ой, уколешься. (Ель)

Так что же в корзинке? А давайте посмотрим.

Веточки, каких деревьев вы видите, хвойных или лиственных?

(ответы) Почему они так называются?

Рассмотрим веточку ели. Потрогайте веточку, какие у нее хвоинки? (короткие и колючие)

Хвоинки - это листочки, только узкие, в виде иголочек. Иголочки у ели сердитые, друг с другом не дружат, каждая живет отдельно. А вот и шишки ели. Рассмотрите их внимательно.

Воспитатель: Вот веточка сосны. Чем она отличается от веточки ели? (иголочки длинные и соединены попарно - дружат друг с другом)

Посмотрите на картинку, чем отличается сосна от ели? (у ели - веточки растут вниз) Это потому, что ель любит тень, а сосна всегда тянется к солнцу (веточки растут вверх).

Сосны до небес хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течении года ясной стояла погода.

Массаж дарами природы (шишки сосны)

-Катаем по своим ладошкам и ручкам.

Возьмите и положите на руку шишку. Ребята вы видели на ладони целый лес много-много деревьев? А ведь именно у вас на руке целый лес. В шишках находятся семена и если их посадить, то из них вырастут сосны - много-много – целый лес.

Игра с использованием мимики и жестов «Дерево и семена».

Давайте представим, что я – дерево, а вы мои крошечные семена. Наступила осень, семена созрели.

Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветер, и закружились, полетели мои детки – семена. Упали на землю и заснули под теплым и пушистым одеялом, ожидая прихода весны.

Весною вас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастете зеленым ростком

И мама помашет зеленым листком.

Из семян проросли корешки, а затем появился тонкий стебелек с маленькими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Пройдет время, и вы станете большими деревьями. Вот такими!

А вот удивительная веточка (лиственница с желтыми хвоинками). Это дерево хвойное, но осенью хвоинки у него желтеют и опадают, как у лиственных деревьев. Вот про нее загадка: «Стоит елочка, но без иголочек».

Лиственница – самое крепкое дерево в нашем лесу. Из него делали раньше корабельные мачты. А дом, построенный из лиственницы, может простоять двести лет.

Старичок. - Ребята,а вы говорили когда нибудь с лесом? А давайте, поиграем.

Игра «Эхо».

Эхо лесное спросить я могу? -Ау, ау, ау. Куда это листья лесные пропали? -Опали, опали,опали. Цветы лесные, а вы что пропали? -Завяли, завяли, завяли. Птички-певички давно ли вы пели? -Они улетели, они улетели Лягушки и жабы куда подевались? -Они закопались, они закопались Белки и зайцы про вас мы не знаем. -Мы шубки меняем, меняем,меняем. Так что же случилось, мы тебя спросим? -Пришла сюда осень, осень,осень.

Как вы думаете, зачем нам лес? Ну, взяли бы, да срубили все, да дома построили?

(ответы детей) -Лес очищает воздух, лес-это красота. Лес-это дом для различных животных и птиц. Лес нужен человеку. (Зачем)

Лесовичок:

-Не зовите докторов вы из поликлиники! Лучше всяких докторов рощи и малинники! Лучшие таблетки - еловые ветки Надо в лес ходить гулять,чтоб лекарство не глотать!

Лес-богатство нашего края. Его надо беречь и охранять.

Нет ничего милее бродить и думать здесь Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить – то мне Лесовичок, Средь зарослей колючих,покажет родничок. Жизнь кажется иною и сердце не болит, Когда над головою,как вечность,лес шумит.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье:

-Будем с лесом мы дружить-

Охранять его, любить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Часовая мастерская»

Расширить представление детей об окружающем мире; о приборах измеряющих время- часах....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: «Экологический КВН». ( Подготовительная группа)

закрепить у детей представление о домашних животных (повадки, внешний вид, питание, какую пользу приносят человеку).Показать посредством интеллектуально / соревновательной деятельности, что домашние ж...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)

закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)

закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...

методическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с воспитанниками средней группы на тему: «Домашние животные»

Пояснительная запискак методической разработке организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию  с воспитанниками средней группына тему:  «Домашние ж...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы летом» в старшей группе.

 Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы  Тамбовской области летом» в старшей группе. Цель:  расширить знани...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных»(с использованием ИКТ).

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных». К всемирному празднику "День защиты животных"...