Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка» в старшей группе.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Назарова Елена Владимировна

Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с исконно русскими традициями, приобщать к культуре своего народа. Новый год – самый любимый, самый чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза, главным украшением этого праздника является, конечно же, ёлка. Её появления ждут и взрослые, и дети. Её с особым удовольствием и восхищением украшают дети в каждом доме: новогодними игрушками, гирляндами и мишурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая  иголочка» в старшей группе.

Подготовили: воспитатели

Соболева О. М.

Назарова Е.Н.

         Актуальность

Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с исконно русскими традициями, приобщать к культуре своего народа. Новый год – самый любимый, самый чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза, главным украшением этого праздника является, конечно же, ёлка. Её появления ждут и взрослые, и дети. Её с особым удовольствием и восхищением украшают дети в каждом доме: новогодними игрушками, гирляндами и мишурой.

 Как приятно потрогать иголочки,  почувствовать аромат хвои. Как прекрасен вид самой  наряженной елки. И часто забывается тот факт, что ежегодно после праздника в лесах сокращается количество таких красавиц. Поэтому важно воспитать у наших детей понимание того, что для празднования Нового года  не обязательно срубать в лесу  елки. Украшения и атрибуты новогоднего праздника можно создать своими руками. Ведь с давних времен люди украшали елки прямо на улице, водили хороводы в  новогоднюю ночь на улице вокруг живой елки, а дом украшался игрушками-самоделками.

В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей, воспитания у них бережного отношения к елочке и сохранения культурных традиций русского народа.

Гипотеза:

если в работе с детьми в различных видах деятельности формировать представления о многообразии хвойных деревьев и их роли в жизни человека, показать возможности создания праздничной новогодней  атмосферы при помощи украшений и атрибутов, созданных руками человека, знакомить с культурными традициями празднования Нового года,

то это поможет воспитать у детей бережное отношение к природе и  будет способствовать экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Цель: 

формирование  представлений детей о хвойных деревьях и их пользе для человека, развитие творческих способностей детей, воспитание  бережного отношение к природным богатствам родного края, сохранение культурных традиций празднования Нового года,   привлечение  родителей к тесному сотрудничеству через проектную деятельность.

Задачи:

  • Расширить и обогатить знания  детей о хвойных деревьях и их роли в жизни человека.
  • Прививать интерес к культурным традициям русского народа; дать представление детям, что новогодняя елка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны
  • Развивать речь, мышление, познавательный интерес к миру природы, любознательность, воображение, творческие способности,  обогащать словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение правильно взаимодействовать с природой.
  • Развивать творческие способности в совместной деятельности с родителями.
  • Совершенствовать формы  взаимодействия с родителями, которые помогут выстроить партнерские отношения.

Участники проекта:

педагогический коллектив группы, воспитанники группы компенсирующей направленности, родители.

Характеристика проекта:

  • по продолжительности – краткосрочный (3 недели);
  • по составу участников – групповой;
  • по характеру участия ребенка в проекте - исполнитель и непосредственный участник;
  • по видам деятельности – познавательно - творческий;
  • по характеру контактов – в пределах одной группы в тесном контакте с семьями воспитанников.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети получат знания о многообразии  хвойных деревьев и ее роли в жизни человека.
  2. Сформированность представлений о необходимости беречь и охранять хвойные деревья.
  3. У детей появится интерес к творческой деятельности, желание создавать украшения и атрибуты новогоднего праздника своими руками ради сохранения живой природы.
  4. Расширятся   представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Приближается праздник «Новый год». В этот праздник люди украшают улицы, жилье елками, игрушками, различными атрибутами праздника.

Как подготовиться к празднику, не нанеся вред природе (не срубая живые елки).

 Познакомиться с ролью хвойных деревьев в жизни человека, познакомиться с традициями празднования Нового года , самостоятельно изготавивать украшения  и атрибуты к празднику.

Этапы реализации проекта.

1 этап: Подготовительный:

  • Анализ предметно-развивающей среды.
  • Подготовка  материала вместе с родителями и детьми для самостоятельной деятельности (энциклопедии, иллюстрации, фотографии, раскраски и т.д.).
  • Подбор детской литературы, дидактических, подвижных  и сюжетно-ролевых игр.
  • Изучение интернет – ресурсов.
  • Создание презентаций.
  • Разработка конспектов бесед и мероприятий.

2 этап: Основной:

Совместная деятельность педагогов с детьми.

Образовательная область

Содержание деятельности.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра  «Путешествие в лес»

Цель: развивать умения самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры, развивать сюжет на основе знаний полученных при восприятии окружающего.

Украшение вместе с детьми живой ёлки на улице и искуственной елки в групповом помещении.

Создание новогодней панорамы на окне, развешивание гирлянд, мишуры, детских поделок, снежинок и др.

Цель: воспитывать желание у детей создавать предпраздничную атмосферу в группе.
Выставка фотографий и фотоальбомов «Новогодние традиции», «Елочка у меня дома», «Новогодние ёлки нашего города»

Цель: создать условия для укрепления и сохранения семейных традиций празднования Нового года, предоставить возможность поделиться впечатлениями.

Дидактическая игра: «Правила поведения в природе»

Цель: закрепить представления детей о безопасном поведении в природе.

Познавательное развитие

Презентация : «Хвойный  лес».        

Цель: уточнить понятия «Хвойные деревья» и  их роли в жизни человека.

Рассматривание энциклопедий, дидактического материала по теме «Хвойные деревья» .

Цель: расширять представления детей о хвойных деревьях.

Беседа «Как празднуют новый год у тебя в семье?»

Цель: с традиции празднования нового года в семье.

Беседа с использованием мультимедийной презентации:

 «Как праздновали Новый год на Руси в старину».

Цель: познакомить детей с традициями празднования нового года на Руси.

Беседа с использованием мультимедийной презентации:

«Откуда елка к нам пришла?» 

Цель: познакомить детей с разными версиями возникновения традиции наряжать на Новый год елку.
Беседа с использованием мультимедийной презентации:

 «Как празднуют Новый год России сейчас». 

Цель: создать портрет современного праздника на основе детских рассказов, сформировать понятие, что история огромной страны складывается из маленьких историй ее граждан.

Наблюдения:

«Как узнать ель?»,

«Сравниваем ель с игрушечной елкой»,

«Сколько лет нашей ели?»,

«Кто может обидеть нашу ель, как мы  можем ей  помочь?»,

«Елки нашего города», «Чем прекрасна ель?»,

«Какие у ели иголки?»,

 «Наша ёлочка красива».

Дидактические игры и упражнения:

 «Собери елку»

Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимые, классифицируя по цвету и форме.

«Украсим ёлку»

Цель:  упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева, справа.

«Наряди ёлочку. Раскрась новогодние украшения»

Цель: развитие воображения и творческих способностей.

«Шарики- фонарики»

Цель:  закреплять умение считать до 10, развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

«Подарки»

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение вести счет в пределах 10, соотносить количество предметов и цифру.

«Что где?»

Цель:  закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

«Дорисуй ёлочку»

Цель:  закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Речевое развитие

Разучивание стихотворений к новогоднему празднику.

Цель: развивать память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания праздника.

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением новогодних сюжетов, беседа по содержанию, составление рассказов.

Цель: развивать связную речь, используя, при описании и составлении рассказа сравнения и эпитеты

Чтение стихотворения  С. Михалкова «Ёлочка»,  и беседа по содержанию.

Цель: формирование сочувствия маленькой ёлочке, переживания за неё.

Чтение стихотворений и сказок о елочке и Новом годе.

Цель: развивать воображение, чувство ритма, чувство прекрасного; воспитывать эстетические чувства

Чтение сказки «Новогодняя Ёлка и Снеговик»

Цель: развивать воображение, чувство ритма, чувство прекрасного; воспитывать эстетические чувства

Презентация «История создания новогодней песенки «В лесу родилась ёлочка»

Цель: развивать память, развивать общие речевые навыки, расширять словарный запас.

Пальчиковая  гимнастика «Елочка».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дидактическая игра «Медведь и ёлка».

Цель: развитие силы голоса.

Художественно – эстетическое развитие

Непрерывная образовательная  деятельность:

Рисование: «Большие и маленькие ели».

Программное содержание: формировать у детей умение  располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу),передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые — светлее); азвивать эстетические чувства, образные представления.

Непрерывная образовательная  деятельность.

Рисование: «Наша нарядная елка».

Программное содержание: формировать у детей умение  передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки, закреплять умение  смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов.

Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.

Конструирование «Новогодняя ёлка»

Цель: совершенствовать навык конструирования из бумаги, развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Работа с раскрасками  «Новогодняя ёлка».

Цель: развитие детского творчества, закрепить умение закрашивать рисунок, карандашами проводя штрихи только в одном направлении, не выходя за пределы контура.

Разучивание песен о елочке и Новом годе.

Цель: упражнять в пении естественным голосом, чётко проговаривать слова.

Новогодний праздник «Превращение Деда Мороза».

Цель: чувство удовлетворения всех участников проекта, вручение грамот и подарков.

Физическое развитие

Беседа: «Польза леса в жизни человека»

Цель: рассказать о значении хвойных деревьев в жизни человека.

Пальчиковая  гимнастика «Украшаем ёлочку».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Подвижные  игры:

 «Салки – ёлочки»

Цель: упражнять в умении быстро бегать; ориентироваться в пространстве, учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

«Мороз Красный нос», «Два Мороза».

Цель:  совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Совместная деятельность педагогов с родителями:

  • Рекомендации по прогулкам в хвойном лесу «Польза хвойного  леса для человека»
  • Консультация для родителей «Традиции празднования Нового года»
  • Консультация для родителей «Безопасный Новый год».
  • Мастер-класс для родителей и детей «Новогодняя елка»

3 этап: Итоговый:

  • Выставка поделок «Елочный базар»
  • Новогодний праздник «Превращение Деда Мороза»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка»

Проект«Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка»              Цель проекта:Приобщение ребенка к народной культуре посредством календарно ...

Исследовательско-творческий проект "Ёлочка, ёлочка - зеленая иголочка"

Исследовательско-творческий проект: Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка» Срок реализации: декабрь 2016 года....

Презентация проекта "Ёлочка, ёлочка - зелёная иголочка!"

Презентация проекта "Ёлочка, ёлочка - зелёная иголочка!"...

Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка» в старшей группе.

Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая  иголочка» в старшей группе....

Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка» в старшей группе.

Как приятно потрогать иголочки,  почувствовать аромат хвои. Как прекрасен вид самой  наряженной елки. И часто забывается тот факт, что ежегодно после праздника в лесах сокращается коли...

Проект "Ёлочка - зелёная иголочка" Первая младшая группа.

Содержание проекта направлено на приобщение детей к культуре новогоднего праздника, его традициям; развивать художественно-эстетическое отношение к окружающей действительности, обогащение детских впеч...

Творческий проект "Ёлочка, ёлочка, а на ней иголочки…"

Творческий проект в первой группе раннего возраста "Ёлочка, ёлочка, а на ней иголочки…"...