Проект «В мире профессий»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 3-5 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии повара, врача, продавца, парикмахера, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект с детьми средней группы по теме "В мире профессий" | 40.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеевский муниципальный район
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад №3"Петушок"
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Номинация: «Первые шаги в мир профессий»
Возрастная группа: младшая группа
Тема: Проект «В мире профессий»
Автор: Поповнина Елена Петровна,
воспитатель
пгт. Алексеевское, 2019 г.
Содержание
Введение, стр. 3
Условия реализации проекта, стр. 4
Цель и задачи проекта, стр. 4
Основная часть, стр. 5
Этапы реализации проекта - стр.5
Заключение - стр. 11
Список литературы - стр. 12
Ведение.
Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 3-5 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии повара, врача, продавца, парикмахера, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Проблема:
Почему я обозначила данный проект для работы? Для этого существовала несколько причин:
- у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
- не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;
- не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;
- не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.
Таким образом,чтобы расширить знания детей о разнообразии профессий, было принято решение о создании детско-родительского проекта на тему: «В мире профессий».
Следовательно, если я создам и реализую проект, то стану:
1. Способствовать становлению устойчивого интереса о роли труда взрослых в жизни общества.
2. Формировать представления у детей нравственных и этических норм.
3. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий
4. Формировать представления детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.
Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями. Сюжетно-ролевые игры ориентированы на развитие у воспитанников таких качеств, как чувство уважения к сотрудникам детского сада, чувство ответственности при выполнении трудовых поручений.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители, представители разных профессий.
Длительность проекта: 9 месяцев (учебный год)
Цель проекта: Познакомить детей с разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.
Задачи проекта:
- Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;
- Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
- Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
- Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;
- Формировать умение отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;
- Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях;
- Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии;
- Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых, так как любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусная еда, отдых и т.д.).
Ожидаемые результаты по проекту:
- формировать знания и умение ориентироваться в существующих профессиях, таких как повар, врач, парикмахер, продавец, строитель;
- формировать знания о значимости этих профессий;
- формировать умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях;
- воспитывать признательность и уважение к труду взрослых.
Основная часть. Этапы реализации проекта.
I этап (организационный)
Предварительная работа:
- Пополнить сюжетно-ролевые игры атрибутами:
-«Больница» - шприцы, градусники, таблетки, фонендоскоп;
-«Почта»- квитанции, газеты, журналы,
-«Парикмахерская»-фартуки, каталоги, баночки от шампуня, коробки от краски для волос.
- Изготовитьдидактические и настольные игры:
-«Мамины помощники»,
-«Знаю все профессии»,
-«Профессии»(разрезные картинки).
- Пополнить библиотеку книгами: К. Чуковский «Федорино горе», «Умные машины», «Айболит»; В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?».
- Создать картотеки по темам «Стихи. Пословицы. Загадки»о профессиях и орудиях труда.
- Оформить альбомы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших родителей».
- Разместить в уголке для мальчиков игрушки по теме «Транспорт» (грузовые машины, легковые автомобили, трактор, специальный транспорт).
- Пригласить на встречи представителей разных профессий и родителей воспитанников.
- Оформить папки - передвижки «Как знакомить детей с профессиями?», «В мире профессий».
- Провести беседы с детьми, прочитать рассказы о профессиях, рассмотреть иллюстрации по теме «Профессии».
II этап (основной)
№ | Тема мероприятия с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | ||
Рассматривание иллюстраций, чтение художественнойлитературы и загадок о профессиях («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо») | Беседы со своим ребенком на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |
Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта | ||
Совместная деятельность-наблюдение за трудом няни | ||
Практический труд «Поможем няне вымыть игрушки» | ||
Рассматривание альбома «Все профессии нужны-все профессии важны» | Беседы со своим ребенком «Все профессии важны» (о значимости любого труда) | |
Октябрь | ||
Беседа с детьми «Веселей смотри вокруг-медсестра ребятам друг» | Сбор предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр | |
Совместная деятельность – экскурсия в кабинет медсестры «Труд взрослых – медсестра» | Консультация «Профилактика простудных заболеваний» | |
Встреча с лаборантом ЦРБ Беляевой Г.К. ( Беседа «Что нужно делать, чтобы не заболеть?») | «День родительских профессий» (мама Беляевой Арианы) | |
Чтение сказки К. Чуковского «Айболит» | ||
Сюжетно-ролевая игра «Больница» | ||
Ноябрь | ||
Беседа «Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные» (о труде повара) | Консультация «Играем дома на кухне» | |
Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи» | ||
Совместная деятельность – экскурсия на кухню «Труд взрослых – кухня» (посещение кухни) | ||
Дидактическая настольная игра «Профессии» (разрезные картинки) | Фантазия со своим ребенком на тему: «Давай представим, кем ты будешь» | |
Сюжетно-ролевая игра«Поварята» | ||
Декабрь | ||
Беседа с детьми о труде прачки | Семинар-практикум «Путешествие в мир профессий» | |
Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» | ||
Дидактическая настольная игра «Мамины помощники» | Сбор фотографий родителей с места работы(для оформления альбома) | |
Аппликация «Платочки сушатся на веревочке» | ||
Трудовая деятельность «Стирка кукольного белья» | ||
Январь | ||
1. | Беседа с детьми «Кто шьет одежду?» | Папка-передвижка «Как знакомить детей с профессиями?» |
2. | Совместная деятельность – экскурсия в кабинет швеи «Труд взрослых – швея» | |
3. | Заучивание стихотворения Б.Заходера «Портниха» | Рассказывание стихотворения (упражнять в выразительном рассказывании) |
4. | Беседа «Кто стучится в дверь ко мне?» (труд почтальона). Чтение С. Михалкова «Почта» | |
5. | Сюжетно-ролевая игра «Почта»» | |
Февраль | ||
1. | Беседа о профессии парикмахера | |
2. | Словесная игра «Узнай друга по описанию» | |
3. | Игровое упражнение «Сделаем кукле красивую прическу» | |
4. | Настольная игра «Знаю все профессии» | Индивидуальные беседы со своим ребенком «Моя профессия» |
5. | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | Папка-передвижка «В мире профессий» |
Март | ||
1. | Беседа «Кто построил новый дом?» (о профессии строителя, слесаря) | |
2. | Рассматривание картинок с изображением домов из сказок «Заюшкина избушка» и «Три поросенка», картинок с изображением других домов и строительного материала, фотографий с изображением красивых зданий | Составление рассказа совместно с ребенком на тему: «Наш дом» |
3. | Совместная деятельность-наблюдение за трудом слесаря «Как починить стул?» | Изготовление папами скворечников |
4. | Чтение Л .Воронкова «Мы строим, строим, строим» | |
5. | Сюжетно-ролевая игра «Мы-строители» | |
Апрель | ||
1. | Беседа «Какие бывают магазины?» | |
2. | Встреча с продавцом магазина «Фасоль» Кунаковой С.А. (провела игры «Угадай по описанию» (о продуктах питания), «Что полезно, а что нет?» | «День родительских профессий» (мама Кунакова Якова) |
3. | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | |
4. | Раскраски «Игрушки», «Одежда» | |
5. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» | Составление рассказа совместно с ребенком на тему: «Моя любимая игрушка» |
Май | ||
1. | Встреча со спасателем МЧС Куприяновым В.Н., рассказ о работе спасателя | «День родительских профессий» |
2. | Встреча с оперуполномоченным ОМВД Секачкиным В.С., рассказ о работе полицейского | «День родительских профессий» |
3. | Беседа «Кем я хочу быть?» | |
4. | Отгадывание загадок о профессиях и орудиях труда | |
5. | Рассматривание альбома «Профессии наших родителей» | Развлечение «Такие разные профессии» |
Заключение.
III этап - итоговый
На заключительном этапебыли подведены итоги проекта.
Проделанная работа позволила мне систематизировать представления детей, вызвать интерес к профессиональной деятельности взрослых. Дети стали задавать много вопросов, связанных с профессиональной деятельностью взрослых. Интереснее стали игры, где дети подражали взрослым и воспроизводили их действия, присваивали себе роли продавцов, воспитателей, врачей, поваров.
Склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Итогом моей работы по проекту стало создание презентации «Ранняя профориентация в условиях ДОУ», с которой я выступила в рамках заседания РМО для руководителей образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования по теме: «Инновационные технологии в образовательном пространстве ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Также оформила альбом для рассматривания детьми «Профессии наших родителей», что позволяет воспитанникам легко и быстро запомнить профессию мамы папы. Было проведено развлечение «Такие разные профессии». Оно прошло весело и увлекательно. Ребята получили возможность показать свои приобретенные знания и умения.
Постановка новой проблемы:
Все профессии нужны, все профессии важны (профессии моих родителей).
Выводы:
Проект «В мире профессий», был направлен на обогащение представлений с миром профессий в обществе, знакомство детей с профессиями, которыми они чаще всего сталкиваются в повседневной жизни и профессиями своих родителей.
В результате проведенной работы дошкольники умеют:
- Ориентироваться в существующих профессиях, таких как повар, врач, парикмахер, продавец, строитель;
- Организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях;
- Проявлять признательность и уважение к труду взрослых;
- Понимать значимость этих профессий в обществе.
В результате проведенной работы, мной отмечено:
-Развитие у детей устойчивого интереса к разнообразию мира профессий; - Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Можно сделать вывод, что проводимая работа позволила ненавязчиво подвести детей к пониманию того, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека, что благодаря проведённым занятиям, беседам, игровой деятельности и встречам с представителями разных специальностей произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мо- заика-Синтез, 2007.
2. Воспитание и обучение детей в младшей группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М.: Сфера, 2005 – 64 с.
8. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
9. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
10. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
11. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
12. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
межсемейный информационно-творческий проект "В мире профессии".
Цель. Знакомство детей с разнообразием профессий родителей, сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей....
Презентация к проекту «В мире профессий»
Дети знают, что их родители работают, но мало знают где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о профессиях, известных всему миру, их назначении и преимуществах, начнут проявлять и...
проект "В мире профессий"
проект для детей старшего дошкольного возраста с цель расширения и закрепления знаний детей о провессиях....
Проект "В мире профессий детского сада"
Вид проекта: коллективный, информационно – практический,Участники: дети средней группы 4-5лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, младший воспитатель, физ. инструктор, повар, прачка, мед...
Проект «В мире профессий»
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в становлении их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с ...
Проект " В мире профессий"
Проект " Вмире профессий" дает возможность познакомить детей с профессиями в увлекательной форме.Дает им свободу выбора деятельности. Способствует развитию личностных качеств...
Проект «В мире профессий»
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческое общество. В этом возрасте у ребёнка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений.С д...