Проект «В мире профессий»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 3-5 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии повара, врача, продавца, парикмахера, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алексеевский муниципальный район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад №3"Петушок"

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Номинация: «Первые шаги в мир профессий»

Возрастная группа: младшая группа

Тема:  Проект «В мире профессий»

Автор: Поповнина Елена Петровна,

воспитатель

пгт. Алексеевское, 2019 г.

Содержание

Введение, стр. 3

Условия реализации проекта, стр. 4

Цель и задачи проекта, стр. 4

Основная часть, стр. 5

Этапы реализации проекта - стр.5

Заключение - стр. 11  

Список литературы - стр. 12

Ведение.

Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 3-5 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии повара, врача, продавца, парикмахера, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Проблема:

Почему я  обозначила данный проект для работы? Для этого существовала несколько причин:

  1. у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
  2. не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;
  3. не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;
  4.  не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.

Таким образом,чтобы  расширить   знания детей    о разнообразии  профессий,   было  принято  решение  о  создании  детско-родительского  проекта на тему: «В мире профессий».

Следовательно, если я  создам  и реализую  проект,  то стану:

1.        Способствовать становлению устойчивого интереса о роли труда взрослых в жизни общества.

2.        Формировать представления у детей нравственных и этических норм.

3.        Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий

4.        Формировать представления детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.

Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями. Сюжетно-ролевые игры ориентированы на развитие у воспитанников таких качеств, как чувство уважения к сотрудникам детского сада, чувство ответственности при выполнении трудовых поручений.

Участники проекта: дети  младшей группы, воспитатели, родители, представители разных профессий.

Длительность проекта: 9 месяцев (учебный год)

Цель проекта:  Познакомить детей с разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к  профессиональной ориентации детей.

Задачи проекта:

  1. Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;
  2. Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
  3. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
  4. Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;
  5. Формировать умение отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;
  6. Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях;
  7.  Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии;
  8. Воспитывать   осознанное  отношение  к   ценности  труда  взрослых, так как любой труд предполагает   материальное   вознаграждение, которое  в  свою очередь,  гарантирует  человеку достойный  образ  жизни (хорошее  жилье, вкусная  еда, отдых  и т.д.).

Ожидаемые результаты по проекту:

  1. формировать знания и умение ориентироваться в существующих профессиях, таких как повар, врач, парикмахер, продавец, строитель;
  2. формировать знания о значимости этих профессий;
  3. формировать умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях;
  4. воспитывать признательность и уважение к труду взрослых.

Основная часть. Этапы реализации проекта.

I этап (организационный)

Предварительная работа:

  1. Пополнить сюжетно-ролевые игры атрибутами:

-«Больница» - шприцы, градусники, таблетки, фонендоскоп;

-«Почта»- квитанции, газеты,  журналы,

-«Парикмахерская»-фартуки, каталоги, баночки от шампуня, коробки от краски для волос.

  1. Изготовитьдидактические и настольные игры:

-«Мамины помощники»,

-«Знаю все профессии»,

-«Профессии»(разрезные картинки).

  1. Пополнить библиотеку книгами: К. Чуковский «Федорино горе», «Умные машины», «Айболит»; В. Маяковский «Кем быть?»,  С. Михалков «А что у вас?».
  2. Создать картотеки по темам «Стихи. Пословицы. Загадки»о профессиях и орудиях труда.                                                              
  3. Оформить альбомы  «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших родителей».
  4. Разместить в уголке для мальчиков игрушки по теме «Транспорт» (грузовые машины, легковые автомобили, трактор, специальный транспорт).
  5. Пригласить на встречи представителей разных профессий и родителей воспитанников.
  6. Оформить папки  - передвижки  «Как знакомить детей с профессиями?», «В мире профессий».
  7. Провести  беседы с детьми, прочитать  рассказы о профессиях, рассмотреть  иллюстрации по теме «Профессии».

II этап (основной)

Тема мероприятия с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Рассматривание иллюстраций, чтение художественнойлитературы и загадок о профессиях («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»)

 Беседы со своим ребенком на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта

Совместная деятельность-наблюдение за трудом няни

Практический труд «Поможем няне вымыть игрушки»

Рассматривание альбома «Все профессии нужны-все профессии важны»

 Беседы со своим ребенком «Все профессии важны» (о значимости любого труда)

Октябрь

Беседа с детьми «Веселей смотри вокруг-медсестра ребятам друг»

Сбор предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр

Совместная деятельность – экскурсия в кабинет медсестры  «Труд взрослых – медсестра»

Консультация «Профилактика простудных заболеваний»

Встреча с лаборантом ЦРБ Беляевой Г.К. ( Беседа «Что нужно делать, чтобы не заболеть?»)

«День родительских профессий» (мама Беляевой Арианы)

Чтение сказки К. Чуковского «Айболит»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Ноябрь

Беседа «Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные» (о труде повара)

Консультация «Играем дома  на кухне»

Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи»

Совместная деятельность – экскурсия на кухню «Труд взрослых – кухня» (посещение кухни)

Дидактическая настольная   игра «Профессии» (разрезные картинки)

 Фантазия  со своим ребенком на тему: «Давай представим, кем ты будешь»

Сюжетно-ролевая игра«Поварята»

Декабрь

Беседа с детьми о труде прачки        

Семинар-практикум «Путешествие в мир профессий»

Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка»

Дидактическая  настольная  игра  «Мамины помощники»

Сбор фотографий родителей с места работы(для оформления альбома)

Аппликация «Платочки сушатся на веревочке»

Трудовая деятельность «Стирка кукольного белья»

        Январь

1.

Беседа с детьми «Кто шьет одежду?»

Папка-передвижка «Как знакомить детей с профессиями?»

2.

Совместная деятельность – экскурсия в кабинет швеи «Труд взрослых – швея»

3.

Заучивание стихотворения Б.Заходера «Портниха»

Рассказывание  стихотворения (упражнять в  выразительном рассказывании)

4.

Беседа «Кто стучится в дверь ко мне?» (труд почтальона).  Чтение С.  Михалкова «Почта»

5.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»»

                   Февраль

1.

Беседа о  профессии парикмахера

2.

Словесная  игра «Узнай друга  по описанию»

3.

Игровое упражнение «Сделаем кукле красивую прическу»  

4.

Настольная  игра  «Знаю все профессии»

Индивидуальные беседы со своим ребенком «Моя профессия»

5.

Сюжетно-ролевая игра  «Парикмахерская»

Папка-передвижка «В мире профессий»

Март

1.

Беседа «Кто построил новый дом?» (о профессии строителя,  слесаря)

2.

Рассматривание картинок с изображением домов из сказок «Заюшкина избушка» и «Три поросенка», картинок с изображением других домов и строительного материала, фотографий с изображением красивых зданий

Составление рассказа  совместно с ребенком  на тему: «Наш дом»

3.

Совместная деятельность-наблюдение за трудом слесаря «Как починить стул?»

Изготовление папами скворечников

4.

Чтение Л .Воронкова «Мы строим, строим, строим»

5.

Сюжетно-ролевая игра  «Мы-строители»

        Апрель

1.

Беседа  «Какие бывают магазины?»

2.

Встреча  с продавцом магазина «Фасоль» Кунаковой С.А. (провела  игры «Угадай  по описанию» (о продуктах  питания), «Что полезно, а что нет?»

«День родительских профессий» (мама Кунакова Якова)

3.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

4.

Раскраски «Игрушки», «Одежда»

5.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Составление рассказа совместно с ребенком на тему: «Моя любимая игрушка»

        Май

1.

Встреча со спасателем МЧС Куприяновым В.Н., рассказ о работе спасателя

«День родительских профессий»

2.

Встреча с оперуполномоченным ОМВД Секачкиным В.С., рассказ о работе полицейского

«День родительских профессий»

3.

Беседа «Кем я хочу быть?»

4.

Отгадывание загадок о профессиях и орудиях труда

5.

Рассматривание альбома «Профессии наших родителей»

Развлечение «Такие разные профессии»

Заключение.

III этап - итоговый

На заключительном этапебыли подведены итоги проекта.  

Проделанная работа  позволила мне  систематизировать представления детей, вызвать интерес к профессиональной деятельности взрослых. Дети стали задавать много вопросов, связанных с профессиональной деятельностью взрослых. Интереснее стали игры, где дети подражали взрослым и воспроизводили их действия, присваивали себе роли продавцов, воспитателей, врачей, поваров.

Склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Итогом моей работы  по проекту стало создание презентации  «Ранняя профориентация в условиях  ДОУ», с которой я выступила в рамках заседания РМО для руководителей образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования по теме:  «Инновационные технологии в образовательном пространстве ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Также   оформила альбом для рассматривания детьми «Профессии наших родителей», что позволяет воспитанникам легко и быстро запомнить профессию мамы папы. Было проведено  развлечение «Такие разные профессии». Оно прошло весело и увлекательно.  Ребята получили возможность показать свои приобретенные знания и умения.

Постановка новой проблемы:

Все профессии нужны, все профессии важны (профессии моих  родителей).

Выводы:

Проект «В мире  профессий»,  был направлен на обогащение представлений с миром профессий в обществе, знакомство детей с профессиями,  которыми они чаще всего сталкиваются в повседневной жизни и профессиями своих родителей.

В результате проведенной работы дошкольники умеют:                                        

-  Ориентироваться  в существующих профессиях, таких как повар, врач, парикмахер, продавец, строитель;

- Организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях;

- Проявлять  признательность  и уважение к труду взрослых;

- Понимать  значимость этих профессий в обществе.

 В результате проведенной работы,  мной  отмечено:

-Развитие у детей устойчивого интереса к разнообразию мира профессий;                                                                                                                   - Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Можно сделать вывод, что проводимая работа позволила ненавязчиво подвести детей к пониманию того, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека, что благодаря проведённым занятиям, беседам, игровой деятельности  и встречам с представителями разных специальностей произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.

Список литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мо- заика-Синтез, 2007.

2. Воспитание и обучение детей в младшей группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М.: Сфера, 2005 – 64 с.

8. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

9. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

10. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

11. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013

12. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

межсемейный информационно-творческий проект "В мире профессии".

Цель. Знакомство детей с разнообразием профессий родителей,  сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей....

Презентация к проекту «В мире профессий»

Дети знают, что их родители работают, но  мало знают где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о профессиях, известных всему миру, их назначении и преимуществах, начнут проявлять и...

проект "В мире профессий"

проект для детей старшего дошкольного возраста с цель расширения и закрепления знаний детей о провессиях....

Проект "В мире профессий детского сада"

Вид проекта: коллективный, информационно – практический,Участники: дети средней группы 4-5лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, младший воспитатель, физ. инструктор, повар, прачка, мед...

Проект «В мире профессий»

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в становлении их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с ...

Проект " В мире профессий"

Проект " Вмире профессий" дает возможность познакомить детей с профессиями в увлекательной форме.Дает им свободу выбора деятельности. Способствует развитию личностных качеств...

Проект «В мире профессий»

Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческое общество. В этом возрасте у ребёнка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений.С д...