Проект Тема: «История песочного человечка»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Соболева Ольга Михайловна

Проект

 

 

 

                                            Тема:

«История песочного человечка»

 

 

 

                                            

                                               

 

                                               Воспитатели  МБДОУ № 71

Соболева О.М.

Назарова Е.В.

 

 

 

 

2016г.

Паспорт проекта.

Тема: «История песочного человечка»

Проблема: развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей через песочную терапию.

Сроки реализации: сентябрь-ноябрь 2016 г.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный;

Участники: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели и родители.

Актуальность: Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и коррекционные функции.

Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав их коррекционно-развивающими.

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. На данных занятиях происходит творческое самовыражение ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. В работе с песком появляется возможность созидательного изменения и поиск путей развития формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами.

Использование игр с песком способствуют решению коррекционных задач, коррекции психических процессов, развитию связной речи, мелкой моторики пальцев рук. На занятиях с использованием песочной терапии у детей лучше развиваются психические процессы, что способствует лучшему усвоению программного материала, формированию речевых умений дошкольника.

Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией психических процессов детей.

 

Новизна:

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sandart, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисованиепеском является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

 

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

Трудовое воспитание - развитие умения выполнять несложные действия под руководством педагога, а также самостоятельно. Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться, для достижения желаемого результата. Формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников из песка.

Безопасность - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способы поведения в них.

Социализация- развитие игровой деятельности с песком; умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

Познавательное развитие: Развитие продуктивной деятельности песка, рассматривание, обсуждение ее результатов. Развитие познавательно- исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Формирование целостного представления о свойствах песка, расширение кругозора. Развитие любознательности, усидчивости.

Художественно-эстетическое развитие:

Музыка- использование музыкальных произведений в непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя восприятия, воображения детей способствующих при работе с песком.

 Художественное творчество -  Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

 Чтение художественной литературы - использование художественных произведений  стихотворений для формирования представлений о песочном мире.

Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу изобразительной деятельности в изготовлении работ, обсуждения иллюстраций, экспериментальной и игровой деятельности с песком.

Физическое развитие: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при работе с песком.

 

Цель:

  • стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
  • гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников

Задачи:

Образовательные:

  • Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
  • Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
  • Продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);

Развивающие:

  • Развивать  композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
  • Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать навыки саморегуляции эмоциональных состояний;
  • Развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

Воспитательные:

  • Вызвать интерес к рисованию  песком на стекле;
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Воспитывать  художественно-эстетический вкус.
  • Формировать коммуникативные навыки.

 

Предполагаемый результат:

•        Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

•        Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

•        Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

•        Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

•        Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

•        Формирование самосознания и адекватной самооценки;

•        Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

 

Этапы проекта.

1. Предварительный этап .

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

 

 

Перспективное планирование проектной деятельности

 

 

 

1-й этап –подготовительный

мероприятие

сроки

результат

  1. Работа с воспитанниками

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Сентябрь 2015г.

Создана база знаний по изучаемой теме.

Подбор игр с песком. Составление каталога игр.

Сентябрь 2015г.

Подобран список литературы по песочной терапии.

Подготовить конспекты занятий

Сентябрь-октябрь 2015г.

Составлены 5 конспектов занятий.

  1. Работа с родителями

Информирование родителей о проекте.

Сентябрь

 2015 г.

Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности.

Консультация для родителей «Энциклопедия песочного человечка»

Октябрь 2015г.

Родители вовлечены в педагогический процесс, увеличения уровня педагогической  грамотности родителей в вопросах песочной анимации.

Привлекать родителей к созданию оборудования   и методических пособий для работы с песком;

Сентябрь 2015г.

Создано оборудование для предстоящей работы.

Совместная деятельность родителей и детей дома. Фотографии этой работы.

Сентябрь-октябрь 2015г.

Вызван интерес у родителей к совместной деятельности с детьми, увеличение взаимопонимания между родителями и детьми.

 

 

 

 

2-ой этап - основной   (практический)

мероприятие

сроки

результат

  1. Работа с воспитанниками

Беседа «Песок в жизни человека»

Сентябрь

2015г.

Сформированы знания детей о песке.

Знакомство с правилами игры с песком.

Сентябрь

2015г.

Сформированы знания о безопасной деятельности с песком.

Игры-эксперименты с песком.

В ходе реализации проекта

Сформирован интерес к играм с песком,  знания о свойствах песка.

Стихи:А. Полетаевой, А. Сметанина, С. Цапаева, С. Кашлева, К. Балдина,
Е. Шамрова, Н. Хилтона, И. Финка,З. Ямпольского, А. Орловой, В. Бредихина, Е. Ярышевской, М. Ершовой, Н. Шумова,В. Гвоздева.


 

В ходе реализации проекта

Сформированы представления о песочном мире.

Дидактические игры с песком:

«Солнышко», «Флажок», «Рыбка», «Цыплята», «Котик и козлик», «Мышка», «Тучка», «Жук», «Осьминог», «Человечек», «Картинка».

В ходе реализации проекта

Развитие зрительно-моторной координации;

свободное владение кистями обеих рук, воображения.

Пальчиковые игры

"Гроза",  "Цветочки","Колокольчик", «Зеркальное рисование»

 

Развитие мелкой моторики, координации движений, умения работать всеми пальцами, обеими кистями рук.

 Проведение НОД:

«Чувствительные ладошки», «Знакомство с песочным человечком», «День рождения Машеньки», «В гостях у Песочной феи»,  « Опыты свойства песка»

В ходе реализации проекта

Развитие познавательного интереса, зрительного восприятия, воображения, логического мышления, творческого воображения.

Работа с «Магическим песком»

В ходе реализации проекта

Вызван интерес к лепке из песка.

Психогимнастика:

Упражнение "Исследование лица"

Упражнение "Сидящий - стоящий"

Упражнение "Общение в паре"

 Упражнение "Зеркало"

 Упражнение "Мое настроение"

 Упражнение "Как ты себя чувствуешь?", Игра  "Вот он какой", Игра "Тень"

 Игра "Запретный номер"

В ходе реализации проекта

Развитие эмоциональной сферы дошкольников, воображения, творческого потенциала.

Прослушивание музыкальных произведений.

В ходе реализации проекта

Дети умеют передавать в рисунках характер музыки, снимать напряжение с помощью музыкальных произведений.

  1. Работа с родителями

Консультация для родителей « Безопасные игры детей в песочнице».                 

Сентябрь 2015г.

Повышен  уровень знаний родителей об организации безопасных игр детей с песком.

Сбор фотографий, где дети играют в песок.

Октябрь 2015г.

Родители вовлечены в педагогический процесс, повышен уровень знаний по теме проекта, активизирована работа родителей в жизни ДОУ.

   

Создание сундучка для родителей «Игры с песком дома».

 Примеры упражнений с песком.«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева».

В ходе реализации проекта

Родители имеют возможность организовывать игры с песком в домашних условиях.

    

 

3-й этап - заключительный

мероприятие

сроки

результат

С воспитанниками

Аппликация из цветного песка «Уточка» (по лексической теме:«Домашние животные и птицы»)

Ноябрь 2015г.

Развитие творческих способностей, обучение детей работать с песком щепоткой, развитие внимания, мышления. Тренировка мелкой моторики.

С родителями

Презентация проекта на итоговом родительском собрании

 

Родители информированы о результатах реализации проекта.

 

Налажено взаимодействие всех сторон воспитательного и образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-  песочная психотерапия- занятия

2.     Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52          

Детская психология – дошкольники  - эмоционально-волевая (коррекция)- игры с песком –песочная терапия – занятия с песком – познавательные игры – занятия

3.     Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.

Детская психология – моторика рук (развитие) – песок (игры)

4.     Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

Коррекционные учреждения (8вид) – цвет (восприятие) – песочная терапия – занятия (конспекты)

5.     Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29

Детская психология – психотерапия –песочная терапия (организация) – игры с песком

6.     Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006г.

 

Фотографии  на тему: «Свойства песка»

Опыт №1. « Из чего состоит песок?»

 

 

Взяли лупу и рассмотрели из чего состоит песок.

 

 

 

 

 

 

Опыт №2. Налили в песок воду и песок стал мокрый. Взяли палочки и попробовали воткнуть. В мокрый.

 

 

 

В сухой песок.

 

 

Опыт №3. Какой песок тяжелее мокрый или сухой

 

                  Мокрый песок тяжелее, чем сухой.

 

 

Опыт№4. Сухой песок можно просеять, а мокрый нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

Опыт№5. В стакан с водой насыпали песок , песок лежит на дне , а вода стала грязной.

 

                            

 

 

Опыт№6.Сухой песок рыхлый и лёгкий. Его можно сдуть с бумаги.

 

 

Также песок можно пересыпать в стакан через воронку.

 

 

 

 

 

                          Опыт№7. Песок пропускает воду.

 

Песок применяют не только в строительстве, но и например в песочных часах.

 

 

 

 

Дидактические игры с песком.

 

 

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного  образовательного процесса.
 

Задачи: Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу, тренировать логику. Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику. Воспитывать доброту, инициативу,  воспитывать усидчивость и терпение.
Для того что бы  занятия проходили успешно, интересно, взрослый должен тщательно к нему подготовиться: подобрать необходимый материал, подготовить песочницу, объяснить что рисовать можно пальчиком, палочками, объяснить, что после каждого рисунка песок следует аккуратно разровнять линейкой, что бы поверхность опять стала ровной. И конечно нужно знать, что игры с песком должны проводиться под контролем взрослых.

 

 

 

«Человечек»

"Точка, точка, два крючочка,
Носик, ротик, оборотик,
Палка, палка, огуречик -
Вот и вышел человечек"
Ножки-палки, ушки, пуп,
Чубчик, чтоб красивым стал он,
Если в гости позовут.

 

 

 

 

«Картинка»

 

«Рыбка»

Загадать загадку
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт

 

 

Побеседовать, названия рыб, которые живут в реке или в озере (пресной воде) и рыб которые живут в море или океане (в солёной воде)
Запомнить название рыб: пресноводные рыбы – плотва, пескарь, лещ, щука, карп, сазан, сом.
Морская рыба – это сельдь, палтус, треска, лосось, акула. Можно предложить детям самостоятельно нарисовать разных рыб.
 

«Солнышко»
Выучить с детьми считалку. Приготовить поднос с песком. Нарисовать солнышко и семь лучиков.Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать –
Раз, два, три, четыре, пять
Можно провести беседу, назови похожие слова на слово «солнце»
Например: Солнечный, солнышко, солнечная,  подсолнух. Или на что похоже солнышко?
 

 


 

 

 

«Флажок»
Рассказать с детьми стихотворение Агнии Барто « Флажок» Предложить детям нарисовать флажок. Можно нарисовать много флажков.
Горит на солнышке 
Флажок,
Как будто я
Огонь зажёг

 


 

 

 

 

 

«Цыплята»
Рассказать стихотворение В. Берестова « Цыплята»
Куда-Куда? Куд- куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд - куда вас понесло!

 


Беседа. Кто как кричит? Что умеют делать цыплята?
Предложить детям нарисовать двух цыплят, сначала  рисуем большой кружок, а сверху маленький туловище и голова. Теперь рисуем ноги ,клюв, хвостик.
Можно поиграть в игру « Назови ласково»
Например: Курица – курочка, Гусь – гусёнок, Петух –петушок.
 

 

«Котик и козлик»
Рассказать и выучить с детьми стишок В. Жуковского « Котик и козлик»
Там котик усатый,
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит
Рисуем с детьми сначала котика, а потом козлика. Можно детям задавать вопросы:  Чем они похожи? Чем отличаются? Как рисовать котика: нарисовать овал большое, затем сверху круг – это туловище и голова. Теперь рисуем лапки и хвост. А козлика размером побольше – с длинными рогами, маленьким хвостиком.

 


 

 

«Мышка»
Загадать загадку.
Живёт в норке, грызёт корки.
Не большие ножки, боится кошки.
Рисуем мышку. Туловище у мышки овальное, головка вытянутая, длинный хвост. Можно придумать, слова похожи по звучанию на слово «мышка»
(книжка, шишка, мишка)

 


«Тучка»
Прочитать стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки»
Плыли по небу тучки.
Тучек четыре штучки:
От первой до третьей – люди,
Четвёртая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая
От неё в небесном лоне
Разбежались за слоником слоник
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли
И следом за ними, гонясь и сжирав
Солнце погналось – жёлтый жираф

 


«Жук»
Прочитать детя стихотворение
- Жук, жук пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу, жу,жу,жу
Я на дереве сижу
-Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
- Жу, жу, жу, жу
Я летаю и кружу.
Напомнить, как рисовать жука. Тело у жука овальное, крылышки сложены, как два полукруга, нарисовать маленькую головку, а теперь дорисуем много лапок. Поговорить с детьми, где можно увидеть жука?

 


«Осьминог»
Прочитать стих Г. Сапгира
Восемь ног у осьминога
Говорит улитка:
- Много!
Восемь ног ему зачем?
Я б запуталась совсем!
На подносе с песком рисуем осьминога. Для этого сначала нарисуем круг, потом немного стираем низ и выравниваем верхнюю часть, получится шапочка, и рисуем длинные щупальца.
Можно провести беседу. Где живёт осьминог? А кто ещё живёт в море?
Запоминаем с детьми морских обитателей: рыба, медуза, краб, кальмар, морская звезда.


И так мы можем подвести итог, что такие игры способствуют развитию предметной деятельности (улучшает сенсорное развитие детей), развивает тактильную чувствительность, такие игры учат детей владеть своими руками, тренировать логику.

 

 

 

«Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева)

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы Выложить камешками геометрическую фигуру.

 

 

 

Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

 

 

Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

 

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

 

 

 

 

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

 

 

 

 

Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

 

 

Нарисовать узор кисточкой или палочкой.

 

                                                                                                                             Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

 

Такие разные фигурки  получились из магического песка.

 

 

 

 

 

И ещё  из магического песка получились вот такие песочные человечки.

 

 

 

 

 

Фотографии игр с песком  сделанные родителями в домашних условиях, на море.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoriya_pesochnogo_chelovechka.docx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Тема: «История родного края»

Проект для детей и родителей подготовительной группы Тема: «История родного края»...

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...

ПРОЕКТ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ» В РАМКАХ НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ «МЫ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЁМ» ОТКРЫТЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Создать информационную базу: накапливание знаний в области истории спорта, олимпийского движения.Традиции проведения Олимпийских игр...

Проект «История песочного человечка»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Приложение №4. Тема: «Знакомство с Песочным Человечком»

Тема: «Знакомство с Песочным Человечком»...

Проект Тема: «История села Аргаяш»

Цель проекта: Сбор и изучение информации об истории Аргаяша....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у Песочного человечка»

quot;Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".Цель:развитие познавательных способностей детей с помощью техники рисования песком.Задачи:Образоват...