План-конспект исследовательской деятельности с детьми среднего возраста "Сундук домовёнка Кузи"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Исследовательская деятельность с детьми среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность с детьми среднего возраста | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сундук домовёнка Кузи»
План-конспект исследовательской деятельности с детьми среднего возраста.
Минина Татьяна Ивановна
музыкальный руководитель
«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания»
(Российский педагог, учёный В. П.Вахтеров)
Эти слова можно в равной степени отнести как к взрослым, так и к детям дошкольного возраста. Потому, как дошкольники – прирожденные исследователи. И подтверждение этому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно искать новые сведения о мире, находить решение в проблемной ситуации.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей и пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. " Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости" – так о ней говорил В.А.Сухомлинский. И наша задача – разжечь эту искру, не дать ей погаснуть: помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Главная задача в познавательно-исследовательской деятельности, которую я проводила для детей среднего возраста: познакомить детей с разными звуками дерева, научить их слушать, различать и находить в окружающем мире.
Слайд №2: где спрятался Кузя?
Так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста исследование наше началось с игры: «Где спрятался Кузя?»
-Ребята, вы, когда шли в музыкальный зал Кузю домовёнка не встретили?
Может он в сундуке прячется? (Предлагаю любому ребёнку постучать по сундуку.)
Давайте постучим по сундуку и послушаем?
-Какой интересный звук получился.
-Интересно из чего Кузин сундучок сделан? Может кто-нибудь знает? (Ответ детей – из дерева). Если из дерева, то сундук, какой? (Деревянный)
Слайд №3: что в сундуке?
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Достаём из сундука: два берёзовых полена разной длины, шкатулки разной величины, ложки деревянные, деревянные палочки.
Из чего эти предметы сделаны? (Из дерева).
— Значит они какие? (Деревянные).
Что нам с ними делать? (Педагог берёт деревянные ложки) Как вы думаете?
Ответ – стучать, играть.
Слайд №4: что мы слышим?
«Начало познаний… всегда вытекает из ощущений…» (Я.А.Коменский - основоположник научной педагогики)
Выдвижение гипотезы было таким – если стучать по дереву, может ли оно звучать?
(Дети стучат по разным предметам)
-Звуки одинаковые или нет? Прислушайтесь. (Дети повторно стучат по предметам из дерева). Конечно, они разные.
У какого предмета звук получается громче, тише? (Ответы детей)
Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
По результатам проведённого исследования делаем вывод: у длинного полена звук – низкий, у короткого – высокий; у большой шкатулки звук громче, у маленькой звук тише.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево звучит. Если дерево звучит, значит на нём можно играть, как на инструменте?
Слайд №5: Игрушки с сюрпризом
Очень многие народные музыкальные шумовые инструменты сделаны из дерева. Послушайте, как звучит погремушка.
(Играет на деревянной погремушке)
Интересно, почему она так звучит? (Предположительный ответ – внутри что-то есть). Да, в этой погремушке спрятан секрет.
У детей с раннего возраста развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Слайд №6: Опыт – эксперимент.
По мнению М. Монтессори «…дети «впитывают» культуру обращения с предметами с помощью слуха, зрения, тактильных и других ощущений».
В шкатулки положим металлические предметы. Закроем и потрясём.
Вывод: в большой шкатулке звук звонкий, громкий, а в маленькой глухой, тихий.
-У нас с вами даже инструмент шумовой получился.
Давайте поиграем на всех инструментах.
Слайд №7: Проблемная ситуация.
Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно.
Слайд №8: Музыкальный зал
У детей 4лет появляются первые попытки работать самостоятельно. Дети 4- летнего возраста значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Поэтому в совместной деятельности педагога и детей широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно учувствовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом.
В процессе эксперимента все дети приняли активное участие. Выявили, что в зале есть предметы из дерева, и, что из них можно извлекать звук. Звуки тоже разные, так как разные предметы «шумят» по-разному.
Слайд № 9: Чувства ребёнка
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями.
И, если ребёнок выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы – потребность в поисковой активности не развивается, а угасает.
Поэтому визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.
Ребёнок, в своей опытно-экспериментальной деятельности, проходит путь настоящего учёного с его переживаниями, ожиданиями, удивлением и радостями от полученного конечного результата.
Экспериментальная деятельность дает детям: радость преодоления каких-либо трудностей, радость открытия, радость творчества. Потому, как «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам», как говорит философ Ральф У. Эмерсон. Создание «своего нового» — это и есть творчество.
Слайд № 10: Оркестр
И в заключении мне бы хотелось отметить: только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем. Хотелось бы, следовать совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми среднего возраста "ВОЛШЕБНАЯ ЛЬДИНКА"
Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...
План-конспект совместной игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Тема: "Путешествие на поезде"
Цель: расширение представления детей о профессии машиниста, проводницы и обогащение игрового опыта детей, учитывая их полоролевые предпочтения.Задачи: -развивать умение совместно строить и творче...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОДОЕМУ»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОДОЕМУ»...
План-конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Гирлянда из флажков"
Цел данного занятия: закрепить названия геометрических фигур, развивать логическое мышление детей при выборе необходимой геометрической фигуры, развивать любознательность детей, воспитывать любовь к д...
Конспект опытническо-исследовательской деятельности с детьми среднего возраста "Волшебная лаборатория"
Опыты и эксперименты с водой...
Использование сенсорной 3-д коробки - диорамы «В мире лесных животных» в познавательно - исследовательской деятельности с детьми среднего возраста.
Овладение участниками мастер – класса приемами использования сенсорной 3- д коробки – диорамы в ООД....
презентация "Система организации поисково исследовательской деятельности с детьми среднего возраста"
С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении всего дошкольно...