Технологическая карта НОД "Свет и тень" (исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хисаметова Татьяна Александровна

Задачи: Образовательные:Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света; показать, что луч падает по прямой, при попадании света на предмет, образуется тень. Развивающие: развивать стремление к поисково- исследовательской деятельности; развивать умение устанавливать причинно-следственные с вязи; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, стимулировать желание детей экспериментировать; формировать коммуникативные навыки; воспитывать чувство восхищения достижениями человечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конструкт НОД "Свет и тень"90 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): «Свет и тень»

Возрастная группа: старшая

Форма НОД: исследовательская деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект: __Гостевская Т., иванова Е., Жукова Б. исследовательская деятельность в ДОУ. – Дошкольное воспитание 2012 № 2; Дыбина О.В., Рахманова Н.П.Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2001; Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005

Средства:

Наглядные: на каждого ребенка: зеркальца, фигурки театра теней (из  черного картона), различные непрозрачные предметы, желтые массажные мячики, простые карандаши, карточки с заданиями;

По одному экземпляру: настольная лампа, белый экран, презентация солнечные лучи в лесу и в облаках, раскаленное Солнце, коробка с мелкими предметами, корзинка

Мультимедийные: проектор, экран

литературные

музыкальные

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Образовательные:

Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света; показать, что луч падает по прямой, при попадании света на предмет, образуется тень

Развивающие: развивать стремление к поисково- исследовательской деятельности; развивать умение устанавливать причинно-следственные с вязи; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, стимулировать желание детей экспериментировать; формировать коммуникативные навыки; воспитывать чувство восхищения достижениями человечества

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Приветствие

Актуализация знаний

Знакомство с детским коллективом

В: - Здравствуйте ребята, я хочу с вами познакомиться. Меня зовут А.И., а как зовут вас? Вот мы и познакомились.

Ребята, я к вам пришла сегодня не с пустыми руками, а принесла с собой коробочку с секретом.

В: Как можно узнать, что лежит в коробке?

В: - Что вы увидели?

В: -Почему теперь предметы стали видны?

В: -Откуда появился свет в коробке?

В.: - Как еще можно осветить предметы?

В: -А как вы думаете,  какое оно – Солнце?

Звучит музыка Э.Григ «УТРО»

В: -А вот и солнышко выглядывает. Какое же Солнце у нас разное.

В: Ребята, у меня есть солнышки.

В: -представим, что у нас в руках маленькое солнышко, которое нас согревает. Предлагаю вам немного поиграть

Пальчиковая гимнастика

-Как-то мы в лесу гуляли

 Лучик солнца повстречали

  На полянке на лесной,

  За пушистою сосной

  Лучик нам рукой махал,

   Всем привет передавал

В: - Что вы почувсивовали?

В: -И меня согрело.

В: -Интересно, ребята, а Солнце создала природа или человек? Порассуждаем?

- Значит, солнце – естественный источник света.

 А человек создал искусственные источники света.

В: -А какие искусственные источники света вы знаете? А хотите посмотреть?

В: -Ребята, вы видите, как много искусственных источников света

В: -Когда их человек использует?

(На Урале зимой длинные ночи, солнце бывает мало)

Направляет луч света на экран (луч метнулся по стене)

В: - Свет всегда распространяется лучами

  • Устанавливает контакт с детьми.
  • Предоставляет возможность детям обсудить

Показывает детям коробку с мелкими предметами внутри

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

Помещает фонарик в коробку

Демонстрирует на экране презентацию с изображением Солнца

(слайд №1) под музыку, комментирует слайды.

Читает стих-ие под музыку

Показывает последовательность действий

  • Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления;
  • Предоставляет возможность детям обсудить. Демонстрирует, уточняет, беседуют
  • Предоставляет возможность детям обсудить

Устанавливает контакт с педагогом

Высказывают свое мнение

Ищут решение проблемы, Смотрят в окошечко, делают  вывод о том, что в коробке темно, о необходимости открыть крышку

Приходят к выводу, что при налич. света предметы нам видны. Снова смотрят в окошечко

Описывают Солнце

Наблюдают за изображением

Высказывают мнения, на что похож этот мяч (на солнце)

Берут желтые массажные мячики

держат их на вытянутых ладошках, идут по кругу, стараясь не уронить

Выражают собственные мысли

Перечисляют виды искусственных источников

Рассматривают, обсуждают

Высказывают мнение, выражают собственные мысли

Начинает сотрудничать с педагогом

Появление у детей заинтересованности,

Желания принять участия в эксперименте,

Познавательного интереса.

Ребенок приходит к выводу: бывают естественные источники света: и искусственные.

Целеполагание

На экране демонстрируются слайды с изображением лучей

В: -Откуда падают лучи? Как они падают?

В: -как вы думаете, луч света всегда ли падает прямо или может быть изогнутым?

 А вы знаете, что есть такие ученые, которые знают ответ на этот вопрос  – ученые физики, которые работают в специальных лабораториях, предлагаю стать учеными

Демонстрация слайдов Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента, выдвижение  рабочих гипотез

Эмоционально включает в действие

Формулируют цель эксперимента, выдвигают рабочие гипотезы

Ищут, находят решение, либо мнения разделяются

Ищут пути решения, предлагают превратиться в ученых

Выдвинуты гипотезы

Дети превращаются в ученых

Планирование

В:, ребята, как мы, ученые, можем проверить всегда ли луч света прямой?

В: -Какие приборы и материалы находятся в лаборатории? Как мы будем их использовать?

Использует наглядные  средства, стимулирует процесс мышления, наталкивает на применение специального оборудования

Выражают собственные суждения

Называют то, что видят.

Предполагают, что ученые проводят опыты в лабораториях.

Запланировано проведение опытов для подтверждения гипотезы

Деятельность

Опыт № 1. Включается лампа, направляется на детей. Помещается лист картона между лампой и глазами

В: -что произошло?

В: -Свет попадает в глаза?

В: -почему свет не попадает нам в глаза?

Вывод -световой луч не может обогнуть лист картона,  значит он как падает?

В: ребята, когда ученые проводят опыты, они все записывают или зарисовывают. Это называется «фиксация опыта». А мы с вами можем зафиксировать наш результат? Как?

Проводит опыт

Беседует

Предлагает зафиксировать результат в карточке

Проверяют предположение на практике

Самостоятельно решают проблему, поставленную задачу

Выражают собственные суждения

  • Предоставляет возможность детям обсудить

Фиксируют в карточках

Уточнение проблемы, обсуждение новых гипотез

 Подтвердили гипотезу

 

Самоконтроль

Анализ

Опыт № 2. В: -если поместить между лампой и экраном предмет, что произойдет?

В: -Молодцы, у вас столько вариантов, предлагаю вам проверить

В: -выберите себе фигуру, что мы видим на экране? Попробуйте встать сами и что-нибудь изобразить.

В: -А может появиться тень, если нет источника света.  Это можно проверить (выключить проектор).

Снова зафиксируем результат. Выберите тень вашей фигуры и закрасьте  в карточке форму?

Что у вас получилось? Покажите нам. Молодцы

Вам понравилось …..

Что нового вы узнали? Что бы вы хотели нового узнать?

Мы здорово потрудились

Подводит детей к выдвижению гипотезы

Выключает проектор

Предлагает зафиксировать

Предлагает детям высказаться по результатам опыта

Задает вопросы

Получает эмоциональный отклик

Выдвигают гипотезу: образуется тень такой же формы, как и предмет

Располагают фигуры, изображают тень

Снова пытаются изобразить тень

Фиксируют результат

Подтверждают гипотезу. Демонстрируют результат

Высказывают мнение

Делают выводы

Обобщают опыт

Проявляет способность к анализу, умозаключению, решать адекватные возрасту задачи

Открытость

Эти знания можно использовать и применять в практике. Например,

давным-давно в Китае люди, увидев тень, придумали театр теней. Я для вас приготовила небольшой подарок – театр теней, в который вы можете поиграть у себя в группе. А если вам понравится, вы можете придумать своих героев и показать представление своим друзьям, знакомым.

Поощряет детей, нацеливает на дальнейшую деятельность

Проявляют эмоции, радуются, делятся впечатлениями,

Планируют дальнейшую деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации совместной непрсредственно образовательной деятельности

Доступный конспект занятия, оформленный в соответствии с новым стандартом дошкольного образования, который ставит во главу воспитания и обучения деятельностный подход....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс ...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиЗадачи образовательной деятельности:1.      Развивать простейшее мышлени...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Подарки для цыплёнка Цыпа"

Познавательно-исследовательская деятельность. Технология развивающего обучения с элементами технологии программы "Сообщество"....