«Хвойные деревья нашего края»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Экологический проект «Хвойные деревья нашего края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hvoynoe_derevo.docx | 37.24 КБ |
proekt_hvoynoe_derevo.docx | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Хвощевский детский сад «Солнышко»
Экологический проект
«Хвойные деревья нашего края»
Подготовила воспитатель:
Демирова Р.А.
1.Актуальность: заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
2. Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.
3. Цель проекта: формирование у детей представления о хвойных деревьях родного края
Задачи проекта:
1. Расширить знания о хвойных деревьях родного края: отличительные особенности строения деревьев, места произрастания и разнообразные способы использования человеком.
2.Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
4.Основные направления реализации проекта:
социально-нравственное развитие;
развитие продуктивной деятельности;
познавательно-исследовательское развитие;
приобщение к художественной литературе.
5. Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
6. Формы и методы:
- наблюдения,
- целевые прогулки,
- спор шишек,
- рассматривание картин,
- прослушивание песен и музыкальных произведений,
- посадка семян
- беседы,
- совместная деятельность воспитателя и детей
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- игры,
- экскурсии,
- опытно - экспериментальная деятельность,
- ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой.
Формы работы с родителями
- совместная деятельность воспитателя и родителей;
- совместная деятельность родителей и детей (изготовление совместно с детьми книг – самоделок, выставка книг, поиск информации на заданную тему, экологический десант, участие в акции, участие в оформлении выставки);
- вовлечение в образовательный процесс дошкольного учреждения;
- популяризация семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников;
- консультации «Ребенок и природа», «Кедровые орешки польза или вред»;
- пополнение центра экспериментирования экспонатами (спилы деревьев, кора деревьев, древесная стружка, опилки от разных деревьев).
7.Ожидаемые результаты
Дети: расширение кругозора детей о хвойных деревьях нашего края;
формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях родного края, их значении в природе и для человека в частности, о взаимосвязи всего живого на земле;
повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
Изготовление дидактических и наглядных пособий для обогащения представлений детей о природе родного края.
Родители: совершенствование уровня экологических знаний, экологической компетентности родителей о хвойных деревьях Нижегородской области повышение уровня экологического сознания, интереса к данному вопросу.
8. Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», викторина «Знатоки природы».
9.Сроки реализации: 20.10.16 г. – 30.03.17 г.
План реализации проекта:
1.Подготовительный этап (октябрь)
Содержание работы:
- Изучение и анализ детской и педагогической литературы, составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, подбор тематики бесед, экскурсий наблюдений, наглядного материала, составление картотеки игр, подбор музыкальных произведений.
- Знакомство родителей с содержанием проекта – папка-раскладушка «Знакомьтесь, наш новый проект!»
- Привлечение родителей к пополнению экспонатами центра экспериментирования.
- Проведение беседы с детьми по выявлению экологической культуры.
2. Основной этап (октябрь – март)
Сроки проведения мероприятий | Формы работы с детьми | Цели и задачи | Формы работы с родителями | |
октябрь- январь | Гипотеза: хвойных деревьев много, но их нужно беречь. | Подвести детей к пониманию того, что нужно бережно и разумно относиться к природным ресурсам. | Опрос: «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?» Побуждать родителей приобретать искусственные елки для празднования Нового года. | |
НОД: - Беседа: «Знакомство с елью» - Беседа: «Какие бывают сосновые шишки?» | Уточнять и расширять представления детей о ели. Познакомить детей с пользой, которую ель и ее хвоя приносят человеку. Воспитание гуманного отношения к деревьям. Познакомить детей с сосной, еще одним представителем хвойной породы деревьев. Учить детей сравнивать сосну и ель, как по внешним признакам, так и по пользе для людей. Воспитание бережного отношения к хвойным деревьям. | |||
- аппликация «Елочка» | Учить создавать елочку из заготовок квадратной формы разного размера способом оригами. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к деревьям. | |||
- лепка «В лесу родилась елочка» | Учить детей при помощи пластилина передавать образ ели (из отдельных частей, конусообразной формы, сочетать пластилин разных оттенков). Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. | |||
Беседа: «Вечнозеленое дерево» | Уточнять и систематизировать представления детей о ели, уточнить ее характерные особенности, найти сходства и различия с деревьями ближайшего окружений. Воспитание бережного отношения к молодым деревцам. | Привлечь родителей пополнить центр экспериментирования экспонатами (спил ели, веточка ели, еловые шишки). | ||
Беседа: «Какие деревья мы наблюдали с родителями» | Побуждать детей делиться собственными наблюдениями и впечатлениями с товарищами. Расширять кругозор и связную речь детей. | |||
Наблюдения за елью: - Чем ель не похожа на другие деревья? | Учить детей находить и называть отличительные особенности ели от других деревьев на участке. Закрепить в речи выражение «хвойное дерево». | |||
- Как различить ель и сосну? | Развивать у детей внимание и наблюдательность. Упражнять в умении составлять короткое описание характерных особенностей деревьев. | |||
- Как различить ель и лиственницу | Закреплять в речи понятие «хвойные деревья», обогащать представления детей о лиственнице, как представителе хвойных деревьев. Воспитание интереса к объектам наблюдения. | |||
- Чем ель на участке отличается от игрушечной елки? | Учить детей находить сходство и различия между живой и искусственной елью, высказывать аргументированные ответы. Активизировать речь, развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к молодым деревцам. | |||
Народные приметы: - Если зимой деревья шумят – жди оттепели; - Иней на деревьях – к морозу. | Развивать наблюдательность, интерес к наблюдениям людей в старину, умение анализировать, делать выводы. | |||
Целевая экскурсия по поселку «Где в поселке растут ели?» | Продолжать формировать у детей устойчивый интерес и бережное отношение к деревьям, растущим на территории поселка. Развивать ориентировку в пространстве. | Поручить родителям, прогуляться с детьми в окрестностях поселка, обратить внимание на деревья, растущие на территории поселка и близ него. | ||
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима», А.Васнецова «Зимний сон» и наглядно- дидактических пособий «Хвойные деревья» | Знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения. Учить детей понимать содержание картин, Формировать умение выражать свои мысли ясно, уметь вести беседу непринужденно. Обогащать представления детей о хвойных деревьях. Расширять кругозор, развивать любознательность. | Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница» | ||
Ознакомление с художественной и познавательной литературой: О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», «Елочка» А. Прокофьев «Наш лесок» И. Токмакова «Тихо ель качается» М. Ивенсен «Ёлочка», К. Ушинский «Спор деревьев» М.Пришвин «Деревья в лесу» Н Сладков «Еловая каша» В. Зотов книга «Лесная мозаика» (главы: «Ель», «Сосна») | Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Прививать бережное и заботливое отношение к деревьям посредством художественного слова. | |||
Дидактические игры: «Ботаническое лото», «С какого дерева листок», «Бусы для елочки», «Сравни деревья по коре и стволу». Опыты и эксперименты: - Опыт «Зачем деревьям корни» | Развивать коммуникативные способности у детей, закреплять полученные знания в игровой деятельности. Подвести детей к пониманию того, что деревьям корни нужны для того, чтобы они не падали, держали дерево в земле. | |||
-изготовление дидактического пособия «Сезонное дерево» (совместная работа) -раскрашивание раскрасок, рисование с помощью трафаретов, и с использованием разных материалов (гуашь, акварель, восковые мелки), рисование пальцем, палочкой на крупе, песке. Итоговое мероприятие: - изготовление снежной елочки на участке. Украшение снежной елочки и живой елочки на территории участка. - опрос родителей: «Какую елку наряжали на Новый год» | Вызвать у детей интерес к выполнению совместно с воспитателем дидактического пособия, для дальнейшего использования в экологическом центре. Развивать интерес к изобразительной деятельности, воспитывать у детей интерес, желание изображать деревья различными способами и разным материалом. Воспитание экологически осознанного отношения к деревьям ближайшего окружения. | |||
Февраль | Хвойные деревья приносят пользу человеку. | Подвести детей к пониманию того, какую пользу для человека приносят хвойные леса. О необходимости рачительно использовать природные богатства, восполнять потери. | Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования шишками хвойных деревьев. | |
НОД: - Беседа: «Знакомство с кедром» - Беседа: «Знакомство с лиственницей» Беседа «Лесная зона» Просмотр видеоролика Рисование «Деревья в лесу» | Познакомить детей с кедром. Отметить его отличительные особенности, уточнить, какие места благоприятны для роста кедра. Рассмотреть кедровую шишку, уточнить какую пользу приносит дерево для человека и обитателей тайги. Продолжать знакомить детей с хвойными деревьями. Учить детей находить и называть сходства и отличия. Уточнить какими полезными для человека свойствами обладает лиственница. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Уточнять и расширять представления детей о зоне лесов (тайга и лиственный лес, о климатических и природных особенностях), назвать растений и животных, определить их особенности приспособления к жизни в лесу. Активизировать и обогащать словарь. Способствовать воспитанию интереса к родной природе. Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования. Задачи: продолжать знакомить детей с новыми видами рисования развить интерес к творческой деятельности воспитывать аккуратность в работе. | Информационный стенд «Кедровые орешки – польза и вред» Предложить родителям совместно с детьми оформить страничку книги «Кому в лесу нужны деревья?» | ||
Наблюдение Опыты и эксперименты: «Свойства дерева» | Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования. | |||
Ознакомление с художественной и познавательной литературой о хвойных деревьях: В. Зотов книга «Лесная мозаика», глава «Лиственница» Е. Мар книга «Что из чего» глава «Чудеса из дерева». В. Бианки «Теремок» | Развивать у детей интерес к произведениям русских поэтов и писателей природоведческого характера. Обогащать реалистические представления детей о природе и ее обитателях. Воспитание гуманного отношения к объектам природы. | |||
Дидактические игры: «С какого дерева листок?» «Узнай по описанию», «Четвертый лишний». "Кто, где живет?", "Собери картинку", "Лото", "Кубики | Закреплять полученные знания, развивать внимание, память, активизировать словарь детей. | |||
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: Изготовление поделок из семян и шишек. Итоговое мероприятие: Изготовление «Круга полезности деревьев» | Побуждать детей к созданию плаката совместно с взрослым, расширять кругозор детей, воспитывать. Закрепить название деревьев и их плоды и семена. Развивать творчество. Систематизировать знания, полученные в ходе познавательно - исследовательской деятельности, развивать творчество, воображение, умение перенести на бумагу свои знания, воспитание осознанно- правильного отношения к природе. | |||
Март | Гипотеза: Книги изготавливают из дерева. Акция «Чтобы книжки дольше жили» | Подвести детей к пониманию того, что необходимо бережно относиться к книгам, изделиям из бумаги, потому, что для их производства используется большое количество деревьев. Побуждать детей провести ремонт книг в ясельной группе, воспитывать желание помочь малышам, бережное отношение к книгам | Акция «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев ко Дню Земли – 30 марта). | |
НОД -Беседа «Чудесный листок» -Презентация «Из чего делали бумагу в древности» -Презентация «Как изготавливают книги. | Познакомить детей с историей появления бумаги. Развивать познавательный интерес у детей, расширять кругозор детей. Познакомить детей с этапами изготовления книги. | Выставка «Моя любимая книга» Привлечь родителей к организации выставки в группе. | ||
Оформление выставки книг писателей натуралистов: В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин, И. Соколов- Микитов, Д. Мамин – Сибиряк. | Расширять знания детей о писателях – натуралистах. | Привлечь родителей пополнить библиотеку группы журналами «Юный натуралист. | ||
Мастерская «Книжкина больница» (ремонт книг в группе) | Побуждать детей оказывать помощь в заклеивании старых книг, воспитание заботливого отношения к книгам группы. | |||
Опыты и эксперименты: -Изготовление бумаги из салфеток - «Вторая жизнь книги» -«Чудесные спички» (капиллярность дерева) | Показать детям, как из старой бумаги можно изготовить – новую бумагу. Найти для нее дальнейшее применение. | |||
- Наблюдение за деревьями весной - Наблюдение за лиственницей. | Учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды; выявить причины происходящих изменений. Отметить изменения, произошедшие с деревом с наступлением теплой погоды. Умение устанавливать причинно- следственные связи. | |||
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность | Раскрашивание раскрасок, рисование разными материалами (акварель, гуашь, восковые мелки), рисование на песке. | |||
Ознакомление с художественной и познавательной литературой о хвойных деревьях: С. Маршак «Как печатали книгу?» И. Соколов-Микитов «У старой сосны» Пословицы и поговорки: - Всякая сосна лишь своему дереву шумит. - Нам что ни дуб, то тулуп, что ни сосенка, то избенка. - От яблони – яблочки, а от сосны – шишки. | Формировать устойчивый, познавательный интерес к природе и ее объектам посредством художественной литературы. Совершенствовать связную диалогическую речь, Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья) Развивать умение высказывать свое мнение; Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими. | Акция «Подари книгу саду». | ||
Пословицы про книгу: -Книга твой друг, без нее как без рук. - кто много читает, тот много знает. -Что написано пером, не вырубишь топором. -С книгой поведешься, ума наберешься - Книга поможет в труде, выручит в беде. | Расширять активный словарь детей, умение использовать пословицы, поговорки, речевые обороты в быту. | |||
Дидактические игры: «От какого дерева ветка» «Природное лото» «С чьей ветки детки?» «Покажи и назови бумагу» «Чудесный мешочек» «Ласковые лапки» «Собери дерево» «Что такое хорошо, и что такое плохо». Сюжетно-ролевые игры: «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём» Подвижные игры: «Елочки» «К дереву, беги!» | Закреплять в игре полученные ранее знания и умения, развивать связную речь, память, восприятие, логическое мышление, двигательную активность, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, умение действовать сообща. |
3. Заключительный этап (март)
Оформление информационных стендов «Природа и дети», «Кедровые орешки польза и вред».
Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»
Презентация книжки для малышей «Загадки из леса»
Изготовление плаката «Сохраним лесную красавицу»
Составление книги «Кому в лесу нужны деревья»
Изготовление «Круга полезности деревьев»
Изготовление дидактического пособия «Сезонное дерево»
Презентация «Из чего делали бумагу в древности»
Презентация «Как изготавливают книги»
Проведение беседы по формированию экологической культуры у дошкольников.
Викторина «Знатоки природы»
Список литературы:
Методические пособия:
С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.: Просвещение, 2002
В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство Учитель, 2015
И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа» ТЦ Сфера, 2008
Л. А. Владимирская «От осени до лета» Издательство Учитель, 2013
А.И. Иванова «Мир растений» ТЦ Сфера, 2010
Н.В Коломина « Воспитание основ экологической культуры в детском саду Сценарии занятий» ТЦ Сфера, 2004
Ресурсы Интернета, журналы, газеты
Детская литература
В.Зотов «Лесная мозаика» М.: Просвещение, 1993
А. А. Плешаков «Зеленые страницы» М.: Просвещение, 1996
Е. Мар «Что из чего» Издательство «Детская литература» 1968
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Хвощевский детский сад «Солнышко»
Экологический проект
«Хвойные деревья нашего края»
Подготовила воспитатель:
Демирова Р.А.
1.Актуальность: заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
2. Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.
3. Цель проекта: формирование у детей представления о хвойных деревьях родного края
Задачи проекта:
1. Расширить знания о хвойных деревьях родного края: отличительные особенности строения деревьев, места произрастания и разнообразные способы использования человеком.
2.Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
4.Основные направления реализации проекта:
социально-нравственное развитие;
развитие продуктивной деятельности;
познавательно-исследовательское развитие;
приобщение к художественной литературе.
5. Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
6. Формы и методы:
- наблюдения,
- целевые прогулки,
- спор шишек,
- рассматривание картин,
- прослушивание песен и музыкальных произведений,
- посадка семян
- беседы,
- совместная деятельность воспитателя и детей
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- игры,
- экскурсии,
- опытно - экспериментальная деятельность,
- ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой.
Формы работы с родителями
- совместная деятельность воспитателя и родителей;
- совместная деятельность родителей и детей (изготовление совместно с детьми книг – самоделок, выставка книг, поиск информации на заданную тему, экологический десант, участие в акции, участие в оформлении выставки);
- вовлечение в образовательный процесс дошкольного учреждения;
- популяризация семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников;
- консультации «Ребенок и природа», «Кедровые орешки польза или вред»;
- пополнение центра экспериментирования экспонатами (спилы деревьев, кора деревьев, древесная стружка, опилки от разных деревьев).
7.Ожидаемые результаты
Дети: расширение кругозора детей о хвойных деревьях нашего края;
формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях родного края, их значении в природе и для человека в частности, о взаимосвязи всего живого на земле;
повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
Изготовление дидактических и наглядных пособий для обогащения представлений детей о природе родного края.
Родители: совершенствование уровня экологических знаний, экологической компетентности родителей о хвойных деревьях Нижегородской области повышение уровня экологического сознания, интереса к данному вопросу.
8. Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», викторина «Знатоки природы».
9.Сроки реализации: 20.10.16 г. – 30.03.17 г.
План реализации проекта:
1.Подготовительный этап (октябрь)
Содержание работы:
- Изучение и анализ детской и педагогической литературы, составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, подбор тематики бесед, экскурсий наблюдений, наглядного материала, составление картотеки игр, подбор музыкальных произведений.
- Знакомство родителей с содержанием проекта – папка-раскладушка «Знакомьтесь, наш новый проект!»
- Привлечение родителей к пополнению экспонатами центра экспериментирования.
- Проведение беседы с детьми по выявлению экологической культуры.
2. Основной этап (октябрь – март)
Сроки проведения мероприятий | Формы работы с детьми | Цели и задачи | Формы работы с родителями | |
октябрь- январь | Гипотеза: хвойных деревьев много, но их нужно беречь. | Подвести детей к пониманию того, что нужно бережно и разумно относиться к природным ресурсам. | Опрос: «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?» Побуждать родителей приобретать искусственные елки для празднования Нового года. | |
НОД: - Беседа: «Знакомство с елью» - Беседа: «Какие бывают сосновые шишки?» | Уточнять и расширять представления детей о ели. Познакомить детей с пользой, которую ель и ее хвоя приносят человеку. Воспитание гуманного отношения к деревьям. Познакомить детей с сосной, еще одним представителем хвойной породы деревьев. Учить детей сравнивать сосну и ель, как по внешним признакам, так и по пользе для людей. Воспитание бережного отношения к хвойным деревьям. | |||
- аппликация «Елочка» | Учить создавать елочку из заготовок квадратной формы разного размера способом оригами. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к деревьям. | |||
- лепка «В лесу родилась елочка» | Учить детей при помощи пластилина передавать образ ели (из отдельных частей, конусообразной формы, сочетать пластилин разных оттенков). Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. | |||
Беседа: «Вечнозеленое дерево» | Уточнять и систематизировать представления детей о ели, уточнить ее характерные особенности, найти сходства и различия с деревьями ближайшего окружений. Воспитание бережного отношения к молодым деревцам. | Привлечь родителей пополнить центр экспериментирования экспонатами (спил ели, веточка ели, еловые шишки). | ||
Беседа: «Какие деревья мы наблюдали с родителями» | Побуждать детей делиться собственными наблюдениями и впечатлениями с товарищами. Расширять кругозор и связную речь детей. | |||
Наблюдения за елью: - Чем ель не похожа на другие деревья? | Учить детей находить и называть отличительные особенности ели от других деревьев на участке. Закрепить в речи выражение «хвойное дерево». | |||
- Как различить ель и сосну? | Развивать у детей внимание и наблюдательность. Упражнять в умении составлять короткое описание характерных особенностей деревьев. | |||
- Как различить ель и лиственницу | Закреплять в речи понятие «хвойные деревья», обогащать представления детей о лиственнице, как представителе хвойных деревьев. Воспитание интереса к объектам наблюдения. | |||
- Чем ель на участке отличается от игрушечной елки? | Учить детей находить сходство и различия между живой и искусственной елью, высказывать аргументированные ответы. Активизировать речь, развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к молодым деревцам. | |||
Народные приметы: - Если зимой деревья шумят – жди оттепели; - Иней на деревьях – к морозу. | Развивать наблюдательность, интерес к наблюдениям людей в старину, умение анализировать, делать выводы. | |||
Целевая экскурсия по поселку «Где в поселке растут ели?» | Продолжать формировать у детей устойчивый интерес и бережное отношение к деревьям, растущим на территории поселка. Развивать ориентировку в пространстве. | Поручить родителям, прогуляться с детьми в окрестностях поселка, обратить внимание на деревья, растущие на территории поселка и близ него. | ||
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима», А.Васнецова «Зимний сон» и наглядно- дидактических пособий «Хвойные деревья» | Знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения. Учить детей понимать содержание картин, Формировать умение выражать свои мысли ясно, уметь вести беседу непринужденно. Обогащать представления детей о хвойных деревьях. Расширять кругозор, развивать любознательность. | Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница» | ||
Ознакомление с художественной и познавательной литературой: О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», «Елочка» А. Прокофьев «Наш лесок» И. Токмакова «Тихо ель качается» М. Ивенсен «Ёлочка», К. Ушинский «Спор деревьев» М.Пришвин «Деревья в лесу» Н Сладков «Еловая каша» В. Зотов книга «Лесная мозаика» (главы: «Ель», «Сосна») | Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Прививать бережное и заботливое отношение к деревьям посредством художественного слова. | |||
Дидактические игры: «Ботаническое лото», «С какого дерева листок», «Бусы для елочки», «Сравни деревья по коре и стволу». Опыты и эксперименты: - Опыт «Зачем деревьям корни» | Развивать коммуникативные способности у детей, закреплять полученные знания в игровой деятельности. Подвести детей к пониманию того, что деревьям корни нужны для того, чтобы они не падали, держали дерево в земле. | |||
-изготовление дидактического пособия «Сезонное дерево» (совместная работа) -раскрашивание раскрасок, рисование с помощью трафаретов, и с использованием разных материалов (гуашь, акварель, восковые мелки), рисование пальцем, палочкой на крупе, песке. Итоговое мероприятие: - изготовление снежной елочки на участке. Украшение снежной елочки и живой елочки на территории участка. - опрос родителей: «Какую елку наряжали на Новый год» | Вызвать у детей интерес к выполнению совместно с воспитателем дидактического пособия, для дальнейшего использования в экологическом центре. Развивать интерес к изобразительной деятельности, воспитывать у детей интерес, желание изображать деревья различными способами и разным материалом. Воспитание экологически осознанного отношения к деревьям ближайшего окружения. | |||
Февраль | Хвойные деревья приносят пользу человеку. | Подвести детей к пониманию того, какую пользу для человека приносят хвойные леса. О необходимости рачительно использовать природные богатства, восполнять потери. | Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования шишками хвойных деревьев. | |
НОД: - Беседа: «Знакомство с кедром» - Беседа: «Знакомство с лиственницей» Беседа «Лесная зона» Просмотр видеоролика Рисование «Деревья в лесу» | Познакомить детей с кедром. Отметить его отличительные особенности, уточнить, какие места благоприятны для роста кедра. Рассмотреть кедровую шишку, уточнить какую пользу приносит дерево для человека и обитателей тайги. Продолжать знакомить детей с хвойными деревьями. Учить детей находить и называть сходства и отличия. Уточнить какими полезными для человека свойствами обладает лиственница. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Уточнять и расширять представления детей о зоне лесов (тайга и лиственный лес, о климатических и природных особенностях), назвать растений и животных, определить их особенности приспособления к жизни в лесу. Активизировать и обогащать словарь. Способствовать воспитанию интереса к родной природе. Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования. Задачи: продолжать знакомить детей с новыми видами рисования развить интерес к творческой деятельности воспитывать аккуратность в работе. | Информационный стенд «Кедровые орешки – польза и вред» Предложить родителям совместно с детьми оформить страничку книги «Кому в лесу нужны деревья?» | ||
Наблюдение Опыты и эксперименты: «Свойства дерева» | Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования. | |||
Ознакомление с художественной и познавательной литературой о хвойных деревьях: В. Зотов книга «Лесная мозаика», глава «Лиственница» Е. Мар книга «Что из чего» глава «Чудеса из дерева». В. Бианки «Теремок» | Развивать у детей интерес к произведениям русских поэтов и писателей природоведческого характера. Обогащать реалистические представления детей о природе и ее обитателях. Воспитание гуманного отношения к объектам природы. | |||
Дидактические игры: «С какого дерева листок?» «Узнай по описанию», «Четвертый лишний». "Кто, где живет?", "Собери картинку", "Лото", "Кубики | Закреплять полученные знания, развивать внимание, память, активизировать словарь детей. | |||
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: Изготовление поделок из семян и шишек. Итоговое мероприятие: Изготовление «Круга полезности деревьев» | Побуждать детей к созданию плаката совместно с взрослым, расширять кругозор детей, воспитывать. Закрепить название деревьев и их плоды и семена. Развивать творчество. Систематизировать знания, полученные в ходе познавательно - исследовательской деятельности, развивать творчество, воображение, умение перенести на бумагу свои знания, воспитание осознанно- правильного отношения к природе. | |||
Март | Гипотеза: Книги изготавливают из дерева. Акция «Чтобы книжки дольше жили» | Подвести детей к пониманию того, что необходимо бережно относиться к книгам, изделиям из бумаги, потому, что для их производства используется большое количество деревьев. Побуждать детей провести ремонт книг в ясельной группе, воспитывать желание помочь малышам, бережное отношение к книгам | Акция «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев ко Дню Земли – 30 марта). | |
НОД -Беседа «Чудесный листок» -Презентация «Из чего делали бумагу в древности» -Презентация «Как изготавливают книги. | Познакомить детей с историей появления бумаги. Развивать познавательный интерес у детей, расширять кругозор детей. Познакомить детей с этапами изготовления книги. | Выставка «Моя любимая книга» Привлечь родителей к организации выставки в группе. | ||
Оформление выставки книг писателей натуралистов: В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин, И. Соколов- Микитов, Д. Мамин – Сибиряк. | Расширять знания детей о писателях – натуралистах. | Привлечь родителей пополнить библиотеку группы журналами «Юный натуралист. | ||
Мастерская «Книжкина больница» (ремонт книг в группе) | Побуждать детей оказывать помощь в заклеивании старых книг, воспитание заботливого отношения к книгам группы. | |||
Опыты и эксперименты: -Изготовление бумаги из салфеток - «Вторая жизнь книги» -«Чудесные спички» (капиллярность дерева) | Показать детям, как из старой бумаги можно изготовить – новую бумагу. Найти для нее дальнейшее применение. | |||
- Наблюдение за деревьями весной - Наблюдение за лиственницей. | Учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды; выявить причины происходящих изменений. Отметить изменения, произошедшие с деревом с наступлением теплой погоды. Умение устанавливать причинно- следственные связи. | |||
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность | Раскрашивание раскрасок, рисование разными материалами (акварель, гуашь, восковые мелки), рисование на песке. | |||
Ознакомление с художественной и познавательной литературой о хвойных деревьях: С. Маршак «Как печатали книгу?» И. Соколов-Микитов «У старой сосны» Пословицы и поговорки: - Всякая сосна лишь своему дереву шумит. - Нам что ни дуб, то тулуп, что ни сосенка, то избенка. - От яблони – яблочки, а от сосны – шишки. | Формировать устойчивый, познавательный интерес к природе и ее объектам посредством художественной литературы. Совершенствовать связную диалогическую речь, Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья) Развивать умение высказывать свое мнение; Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими. | Акция «Подари книгу саду». | ||
Пословицы про книгу: -Книга твой друг, без нее как без рук. - кто много читает, тот много знает. -Что написано пером, не вырубишь топором. -С книгой поведешься, ума наберешься - Книга поможет в труде, выручит в беде. | Расширять активный словарь детей, умение использовать пословицы, поговорки, речевые обороты в быту. | |||
Дидактические игры: «От какого дерева ветка» «Природное лото» «С чьей ветки детки?» «Покажи и назови бумагу» «Чудесный мешочек» «Ласковые лапки» «Собери дерево» «Что такое хорошо, и что такое плохо». Сюжетно-ролевые игры: «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём» Подвижные игры: «Елочки» «К дереву, беги!» | Закреплять в игре полученные ранее знания и умения, развивать связную речь, память, восприятие, логическое мышление, двигательную активность, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, умение действовать сообща. |
3. Заключительный этап (март)
Оформление информационных стендов «Природа и дети», «Кедровые орешки польза и вред».
Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»
Презентация книжки для малышей «Загадки из леса»
Изготовление плаката «Сохраним лесную красавицу»
Составление книги «Кому в лесу нужны деревья»
Изготовление «Круга полезности деревьев»
Изготовление дидактического пособия «Сезонное дерево»
Презентация «Из чего делали бумагу в древности»
Презентация «Как изготавливают книги»
Проведение беседы по формированию экологической культуры у дошкольников.
Викторина «Знатоки природы»
Список литературы:
Методические пособия:
С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.: Просвещение, 2002
В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство Учитель, 2015
И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа» ТЦ Сфера, 2008
Л. А. Владимирская «От осени до лета» Издательство Учитель, 2013
А.И. Иванова «Мир растений» ТЦ Сфера, 2010
Н.В Коломина « Воспитание основ экологической культуры в детском саду Сценарии занятий» ТЦ Сфера, 2004
Ресурсы Интернета, журналы, газеты
Детская литература
В.Зотов «Лесная мозаика» М.: Просвещение, 1993
А. А. Плешаков «Зеленые страницы» М.: Просвещение, 1996
Е. Мар «Что из чего» Издательство «Детская литература» 1968
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое учебное пособие "Хвойное дерево -ель"
Мультимедийное пособие для воспитателей, родителей о деревьях...
"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...
Консультация для родителей по лексической теме "Лиственные и хвойные деревья" подготовительная группа.
консультация поможет родителям закрепить с детьми материал по лексической теме....
Мини-парк хвойных деревьев
В статье "Мини-парк хвойных деревьев" описан опыт работы в мини-парке МБДОУ "Дульдургинский детский сад "Теремок"....
Акция «В ЗАЩИТУ ХВОЙНЫХ ДЕРЕВЬЕВ»
Акция....
Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные деревья Марийского края»
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, своему краю....
Экологический проект «Хвойные деревья родного края»
Цель проекта: развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хвойными деревьями....