«Хвойные деревья нашего края»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Демирова Рена Алейдеровна

Экологический  проект «Хвойные деревья нашего  края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hvoynoe_derevo.docx37.24 КБ
Файл proekt_hvoynoe_derevo.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Хвощевский детский сад «Солнышко»

Экологический  проект

«Хвойные деревья нашего  края»

                                                                           Подготовила воспитатель: 

 Демирова Р.А.

1.Актуальность:  заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.  Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.  Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения,  с которыми ребенок сталкивается каждый день. Даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.  Поэтому,  детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

2. Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.

3. Цель проекта: формирование у детей представления  о хвойных деревьях родного края

 Задачи проекта:

1. Расширить знания о хвойных деревьях родного края: отличительные особенности строения деревьев, места произрастания и разнообразные способы использования человеком.

 2.Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.

4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

4.Основные направления реализации проекта:

социально-нравственное развитие;

развитие продуктивной деятельности;

познавательно-исследовательское развитие;

приобщение к художественной литературе.

5. Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

6. Формы и методы: 

  • наблюдения,
  • целевые прогулки,
  • спор шишек,
  •  рассматривание картин,
  • прослушивание песен и музыкальных произведений,
  • посадка семян
  • беседы, 
  • совместная деятельность воспитателя и детей
  • чтение художественной литературы,
  • заучивание стихов, пословиц,
  •  игры,
  • экскурсии,
  • опытно - экспериментальная деятельность,
  • ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой.

Формы работы с родителями

  • совместная деятельность воспитателя и родителей;
  • совместная деятельность родителей и детей (изготовление совместно с детьми книг – самоделок, выставка книг, поиск информации на заданную тему, экологический десант, участие в акции, участие в оформлении выставки);
  • вовлечение  в образовательный процесс дошкольного учреждения;
  • популяризация семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников;
  • консультации «Ребенок и природа», «Кедровые орешки польза или вред»;
  • пополнение центра экспериментирования  экспонатами (спилы деревьев, кора деревьев,  древесная стружка, опилки от разных деревьев).

7.Ожидаемые результаты

Дети: расширение кругозора детей о хвойных деревьях нашего края;

формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях родного края,  их значении в природе и для человека в частности, о взаимосвязи всего живого  на земле;

повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

 Изготовление дидактических  и наглядных пособий для обогащения представлений детей о природе родного  края.

Родители: совершенствование уровня экологических знаний, экологической компетентности родителей о  хвойных деревьях Нижегородской области повышение уровня экологического сознания, интереса к данному вопросу.

8. Продукты  проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», викторина «Знатоки природы».

9.Сроки  реализации: 20.10.16 г. – 30.03.17 г.

План реализации проекта:

1.Подготовительный этап  (октябрь)

Содержание работы:

  • Изучение и анализ детской и педагогической литературы, составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, подбор тематики бесед, экскурсий наблюдений, наглядного материала, составление картотеки игр, подбор музыкальных произведений.
  • Знакомство родителей с содержанием проекта – папка-раскладушка «Знакомьтесь, наш новый проект!»
  • Привлечение  родителей к пополнению экспонатами центра экспериментирования.
  • Проведение беседы с детьми по выявлению  экологической культуры.

2. Основной этап  (октябрь – март)

Сроки проведения мероприятий

Формы работы с детьми

Цели и задачи

Формы работы с родителями

октябрь-

январь

Гипотеза: хвойных деревьев много, но их нужно беречь.  

Подвести детей к пониманию того, что нужно бережно и разумно относиться к природным ресурсам.

Опрос: «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?»

Побуждать родителей приобретать искусственные елки для празднования Нового года.

НОД:

- Беседа: «Знакомство с елью»

- Беседа: «Какие бывают сосновые шишки?»

Уточнять и расширять представления детей о ели. Познакомить детей  с пользой, которую ель и ее хвоя приносят человеку. Воспитание гуманного отношения к деревьям.

Познакомить детей с сосной, еще одним представителем хвойной породы деревьев.  Учить детей сравнивать сосну и ель, как по внешним признакам, так и по пользе для людей. Воспитание  бережного отношения к хвойным деревьям.

- аппликация

«Елочка»

Учить создавать елочку из заготовок квадратной формы разного размера способом оригами. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к деревьям.

- лепка «В лесу родилась елочка»

Учить детей при помощи пластилина передавать образ ели (из отдельных частей, конусообразной формы, сочетать пластилин разных оттенков).

Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.

Беседа: «Вечнозеленое дерево»

Уточнять и систематизировать представления детей о ели, уточнить ее характерные особенности, найти сходства и различия с деревьями ближайшего окружений. Воспитание бережного отношения к молодым деревцам.

Привлечь родителей пополнить  центр экспериментирования экспонатами (спил ели, веточка ели, еловые шишки).

Беседа: «Какие деревья мы наблюдали с родителями»

Побуждать детей делиться собственными наблюдениями и впечатлениями с товарищами. Расширять  кругозор  и связную речь детей.

Наблюдения  за елью:

- Чем ель не похожа на другие деревья?

Учить детей  находить и называть отличительные особенности ели от других деревьев на участке. Закрепить  в речи выражение «хвойное дерево».

- Как различить ель и сосну?

Развивать у детей внимание и наблюдательность. Упражнять в умении составлять короткое описание  характерных особенностей деревьев.

- Как различить ель и лиственницу

Закреплять в речи понятие «хвойные деревья», обогащать представления детей о лиственнице, как представителе хвойных деревьев. Воспитание интереса  к объектам наблюдения.

- Чем ель на участке отличается от игрушечной елки?

Учить детей  находить сходство и различия между живой и искусственной елью, высказывать аргументированные ответы. Активизировать речь, развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к  молодым деревцам.

Народные приметы:

- Если зимой деревья шумят – жди оттепели;

- Иней на деревьях – к морозу.

Развивать наблюдательность, интерес к наблюдениям людей в старину, умение анализировать, делать выводы.

Целевая экскурсия по поселку «Где в поселке растут ели?»

Продолжать формировать у детей устойчивый интерес  и бережное отношение к деревьям, растущим на территории поселка. Развивать ориентировку в пространстве.

Поручить родителям,  прогуляться с детьми  в окрестностях поселка, обратить внимание на деревья, растущие на территории поселка и близ него.

Рассматривание  картины  И. И. Шишкина «Зима»,

А.Васнецова «Зимний сон» и наглядно- дидактических пособий «Хвойные деревья»

Знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения.

Учить детей понимать содержание картин, Формировать умение выражать свои мысли ясно, уметь вести беседу непринужденно.

Обогащать представления детей о хвойных деревьях. Расширять кругозор, развивать любознательность.

Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»

Ознакомление с художественной  и познавательной литературой:

О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», «Елочка»

 А. Прокофьев «Наш лесок»

И. Токмакова «Тихо ель качается»

М. Ивенсен «Ёлочка», К. Ушинский «Спор деревьев»

М.Пришвин «Деревья в лесу»

Н Сладков «Еловая каша»

В. Зотов книга «Лесная мозаика»

(главы: «Ель», «Сосна»)

Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Прививать бережное  и заботливое отношение к деревьям посредством художественного слова.

Дидактические игры:

«Ботаническое лото»,

«С какого дерева листок»,

 «Бусы для елочки»,

«Сравни деревья по коре и стволу».

Опыты и эксперименты:

- Опыт «Зачем деревьям корни»

Развивать коммуникативные способности у детей, закреплять полученные знания в игровой деятельности.

Подвести детей к пониманию того, что деревьям корни нужны для того, чтобы они не падали, держали дерево в земле.

-изготовление  дидактического пособия «Сезонное дерево» (совместная работа)

-раскрашивание раскрасок, рисование с помощью трафаретов, и с использованием разных материалов (гуашь, акварель, восковые мелки), рисование  пальцем, палочкой  на крупе, песке.

Итоговое мероприятие:

- изготовление  снежной елочки  на участке. Украшение снежной елочки и живой елочки на территории участка.

- опрос родителей: «Какую елку наряжали на Новый год»

Вызвать у детей интерес к выполнению совместно с воспитателем дидактического пособия, для дальнейшего использования в экологическом центре.

Развивать интерес  к изобразительной деятельности, воспитывать у детей интерес, желание изображать деревья различными  способами и  разным материалом.

Воспитание экологически осознанного отношения к деревьям ближайшего окружения.

Февраль

 Хвойные деревья приносят пользу человеку.

Подвести детей к пониманию того, какую пользу для человека  приносят хвойные леса. О необходимости рачительно использовать  природные богатства, восполнять потери.

Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования шишками хвойных деревьев.

НОД:

- Беседа: «Знакомство с кедром»

- Беседа: «Знакомство с лиственницей»

Беседа  «Лесная зона»

Просмотр видеоролика

Рисование  «Деревья в лесу»

Познакомить детей с кедром. Отметить его отличительные особенности, уточнить, какие места благоприятны для роста кедра. Рассмотреть кедровую шишку, уточнить какую пользу приносит дерево для человека и обитателей тайги.

Продолжать знакомить детей с хвойными деревьями. Учить детей находить и называть сходства и отличия. Уточнить какими полезными для человека свойствами обладает лиственница. Воспитывать  бережное отношение к растительному миру.

 Уточнять и расширять представления детей о  зоне лесов (тайга и лиственный лес, о климатических и природных особенностях), назвать растений и животных, определить их особенности приспособления  к жизни в лесу. Активизировать и обогащать словарь. Способствовать воспитанию интереса к родной природе.

Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.

Задачи:

продолжать знакомить детей с новыми видами рисования

развить интерес к творческой деятельности

воспитывать аккуратность в работе.

Информационный стенд «Кедровые орешки – польза и вред»

Предложить  родителям  совместно с детьми оформить страничку книги «Кому в лесу нужны деревья?»

Наблюдение

Опыты и эксперименты:

«Свойства дерева»

Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования. 

Ознакомление с художественной  и познавательной литературой  о хвойных деревьях:

В. Зотов книга «Лесная мозаика», глава  «Лиственница»

Е. Мар книга «Что из чего» глава «Чудеса из дерева».

В. Бианки  «Теремок»

Развивать у детей интерес к произведениям русских поэтов и писателей  природоведческого характера.

Обогащать реалистические представления детей о природе и ее обитателях. Воспитание гуманного отношения к объектам природы.

Дидактические игры:

«С какого дерева листок?»

«Узнай по описанию»,

«Четвертый лишний».

"Кто, где живет?", "Собери картинку", "Лото", "Кубики

Закреплять полученные знания, развивать внимание, память, активизировать словарь детей.

Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

Изготовление поделок из семян и шишек.

Итоговое мероприятие:

Изготовление  «Круга полезности деревьев»

Побуждать детей к созданию плаката совместно с взрослым, расширять кругозор детей, воспитывать.

Закрепить название деревьев и их плоды и семена. Развивать творчество.

Систематизировать знания, полученные в ходе познавательно - исследовательской деятельности, развивать творчество, воображение, умение перенести на бумагу свои знания, воспитание осознанно- правильного отношения к природе.

Март

Гипотеза: Книги изготавливают из дерева.

Акция «Чтобы книжки дольше жили»

Подвести детей к пониманию того, что

необходимо  бережно относиться к книгам, изделиям из бумаги, потому, что для их производства используется большое количество деревьев.

Побуждать детей провести ремонт книг в ясельной группе, воспитывать желание помочь малышам, бережное отношение к книгам

Акция «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев ко Дню Земли – 30 марта).

НОД

-Беседа «Чудесный листок»

-Презентация «Из чего делали бумагу в древности»

-Презентация «Как изготавливают книги.

Познакомить детей с историей появления бумаги. Развивать познавательный интерес у детей, расширять кругозор детей.

Познакомить детей с этапами изготовления книги.

Выставка «Моя любимая книга»

Привлечь  родителей к организации выставки в группе.

Оформление выставки книг  писателей натуралистов: 

В. Бианки,  Н. Сладков,  М. Пришвин,  И. Соколов- Микитов, Д. Мамин – Сибиряк.

Расширять знания детей о писателях – натуралистах.

Привлечь родителей пополнить библиотеку группы  журналами «Юный натуралист.

Мастерская «Книжкина больница» (ремонт книг в группе)

Побуждать детей оказывать помощь  в заклеивании старых книг, воспитание заботливого отношения к книгам группы.

Опыты и эксперименты:

-Изготовление бумаги из салфеток

- «Вторая жизнь книги»

-«Чудесные спички» (капиллярность дерева)

Показать детям, как из старой бумаги можно изготовить – новую бумагу. Найти для нее дальнейшее применение.

- Наблюдение за деревьями весной

- Наблюдение за лиственницей.

Учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды; выявить причины происходящих изменений.

Отметить изменения,   произошедшие с деревом с наступлением теплой погоды. Умение устанавливать причинно- следственные связи.

Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность

Раскрашивание раскрасок, рисование разными материалами (акварель, гуашь, восковые мелки), рисование на песке.

Ознакомление с художественной  и познавательной литературой  о хвойных деревьях:

С. Маршак «Как печатали книгу?»

И. Соколов-Микитов            «У старой сосны»

Пословицы и поговорки:

- Всякая сосна лишь своему дереву шумит.

- Нам что ни дуб, то тулуп, что ни сосенка, то избенка.

- От яблони – яблочки, а от сосны – шишки.

Формировать устойчивый, познавательный интерес к природе  и ее объектам посредством художественной литературы. Совершенствовать связную  диалогическую речь, 

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья)

Развивать  умение высказывать свое мнение;

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Акция «Подари книгу саду».

Пословицы про книгу:

-Книга твой друг, без нее как без рук.

- кто много читает, тот много знает.

-Что написано пером, не вырубишь топором.

-С книгой поведешься, ума наберешься

- Книга поможет в труде, выручит в беде.

Расширять активный словарь детей,  умение использовать пословицы, поговорки, речевые обороты в быту.

Дидактические игры:

«От какого дерева ветка»

«Природное лото»

«С чьей ветки детки?»

«Покажи и назови бумагу»

«Чудесный мешочек»

«Ласковые лапки»

«Собери дерево»

«Что такое хорошо, и что такое плохо».

 Сюжетно-ролевые игры:

«Поход в лес»,

«По грибы мы в лес пойдём» 

 Подвижные игры:

«Елочки»

«К дереву, беги!»

Закреплять  в игре полученные ранее знания и умения, развивать связную речь, память, восприятие, логическое мышление, двигательную активность, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, умение действовать сообща.

3. Заключительный  этап (март)

Оформление информационных стендов «Природа и дети», «Кедровые орешки польза и вред».

Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»

Презентация  книжки  для малышей «Загадки из леса»

Изготовление плаката «Сохраним лесную красавицу»

Составление книги «Кому в лесу нужны деревья»

Изготовление  «Круга полезности деревьев»

Изготовление  дидактического пособия «Сезонное дерево»

Презентация «Из чего делали бумагу в древности»

Презентация «Как изготавливают книги»

Проведение беседы по формированию экологической культуры у дошкольников.

Викторина «Знатоки природы»

Список литературы:

Методические пособия:

С.Н. Николаева  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.: Просвещение, 2002

В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.

 Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство  Учитель, 2015

И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова  «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа»  ТЦ Сфера, 2008

Л. А. Владимирская «От осени до лета»  Издательство  Учитель, 2013

А.И. Иванова «Мир растений» ТЦ Сфера, 2010

Н.В Коломина « Воспитание основ экологической культуры в детском саду Сценарии занятий» ТЦ Сфера, 2004

Ресурсы Интернета, журналы, газеты

Детская литература

В.Зотов «Лесная мозаика» М.: Просвещение, 1993

А. А. Плешаков «Зеленые страницы» М.: Просвещение, 1996

Е. Мар «Что из чего» Издательство «Детская литература» 1968



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Хвощевский детский сад «Солнышко»

Экологический  проект

«Хвойные деревья нашего  края»

                                                                           Подготовила воспитатель: 

 Демирова Р.А.

1.Актуальность:  заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.  Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.  Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения,  с которыми ребенок сталкивается каждый день. Даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.  Поэтому,  детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

2. Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.

3. Цель проекта: формирование у детей представления  о хвойных деревьях родного края

 Задачи проекта:

1. Расширить знания о хвойных деревьях родного края: отличительные особенности строения деревьев, места произрастания и разнообразные способы использования человеком.

 2.Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.

4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

4.Основные направления реализации проекта:

социально-нравственное развитие;

развитие продуктивной деятельности;

познавательно-исследовательское развитие;

приобщение к художественной литературе.

5. Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

6. Формы и методы: 

  • наблюдения,
  • целевые прогулки,
  • спор шишек,
  •  рассматривание картин,
  • прослушивание песен и музыкальных произведений,
  • посадка семян
  • беседы, 
  • совместная деятельность воспитателя и детей
  • чтение художественной литературы,
  • заучивание стихов, пословиц,
  •  игры,
  • экскурсии,
  • опытно - экспериментальная деятельность,
  • ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой.

Формы работы с родителями

  • совместная деятельность воспитателя и родителей;
  • совместная деятельность родителей и детей (изготовление совместно с детьми книг – самоделок, выставка книг, поиск информации на заданную тему, экологический десант, участие в акции, участие в оформлении выставки);
  • вовлечение  в образовательный процесс дошкольного учреждения;
  • популяризация семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников;
  • консультации «Ребенок и природа», «Кедровые орешки польза или вред»;
  • пополнение центра экспериментирования  экспонатами (спилы деревьев, кора деревьев,  древесная стружка, опилки от разных деревьев).

7.Ожидаемые результаты

Дети: расширение кругозора детей о хвойных деревьях нашего края;

формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях родного края,  их значении в природе и для человека в частности, о взаимосвязи всего живого  на земле;

повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

 Изготовление дидактических  и наглядных пособий для обогащения представлений детей о природе родного  края.

Родители: совершенствование уровня экологических знаний, экологической компетентности родителей о  хвойных деревьях Нижегородской области повышение уровня экологического сознания, интереса к данному вопросу.

8. Продукты  проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», викторина «Знатоки природы».

9.Сроки  реализации: 20.10.16 г. – 30.03.17 г.

План реализации проекта:

1.Подготовительный этап  (октябрь)

Содержание работы:

  • Изучение и анализ детской и педагогической литературы, составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, подбор тематики бесед, экскурсий наблюдений, наглядного материала, составление картотеки игр, подбор музыкальных произведений.
  • Знакомство родителей с содержанием проекта – папка-раскладушка «Знакомьтесь, наш новый проект!»
  • Привлечение  родителей к пополнению экспонатами центра экспериментирования.
  • Проведение беседы с детьми по выявлению  экологической культуры.

2. Основной этап  (октябрь – март)

Сроки проведения мероприятий

Формы работы с детьми

Цели и задачи

Формы работы с родителями

октябрь-

январь

Гипотеза: хвойных деревьев много, но их нужно беречь.  

Подвести детей к пониманию того, что нужно бережно и разумно относиться к природным ресурсам.

Опрос: «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?»

Побуждать родителей приобретать искусственные елки для празднования Нового года.

НОД:

- Беседа: «Знакомство с елью»

- Беседа: «Какие бывают сосновые шишки?»

Уточнять и расширять представления детей о ели. Познакомить детей  с пользой, которую ель и ее хвоя приносят человеку. Воспитание гуманного отношения к деревьям.

Познакомить детей с сосной, еще одним представителем хвойной породы деревьев.  Учить детей сравнивать сосну и ель, как по внешним признакам, так и по пользе для людей. Воспитание  бережного отношения к хвойным деревьям.

- аппликация

«Елочка»

Учить создавать елочку из заготовок квадратной формы разного размера способом оригами. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к деревьям.

- лепка «В лесу родилась елочка»

Учить детей при помощи пластилина передавать образ ели (из отдельных частей, конусообразной формы, сочетать пластилин разных оттенков).

Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.

Беседа: «Вечнозеленое дерево»

Уточнять и систематизировать представления детей о ели, уточнить ее характерные особенности, найти сходства и различия с деревьями ближайшего окружений. Воспитание бережного отношения к молодым деревцам.

Привлечь родителей пополнить  центр экспериментирования экспонатами (спил ели, веточка ели, еловые шишки).

Беседа: «Какие деревья мы наблюдали с родителями»

Побуждать детей делиться собственными наблюдениями и впечатлениями с товарищами. Расширять  кругозор  и связную речь детей.

Наблюдения  за елью:

- Чем ель не похожа на другие деревья?

Учить детей  находить и называть отличительные особенности ели от других деревьев на участке. Закрепить  в речи выражение «хвойное дерево».

- Как различить ель и сосну?

Развивать у детей внимание и наблюдательность. Упражнять в умении составлять короткое описание  характерных особенностей деревьев.

- Как различить ель и лиственницу

Закреплять в речи понятие «хвойные деревья», обогащать представления детей о лиственнице, как представителе хвойных деревьев. Воспитание интереса  к объектам наблюдения.

- Чем ель на участке отличается от игрушечной елки?

Учить детей  находить сходство и различия между живой и искусственной елью, высказывать аргументированные ответы. Активизировать речь, развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к  молодым деревцам.

Народные приметы:

- Если зимой деревья шумят – жди оттепели;

- Иней на деревьях – к морозу.

Развивать наблюдательность, интерес к наблюдениям людей в старину, умение анализировать, делать выводы.

Целевая экскурсия по поселку «Где в поселке растут ели?»

Продолжать формировать у детей устойчивый интерес  и бережное отношение к деревьям, растущим на территории поселка. Развивать ориентировку в пространстве.

Поручить родителям,  прогуляться с детьми  в окрестностях поселка, обратить внимание на деревья, растущие на территории поселка и близ него.

Рассматривание  картины  И. И. Шишкина «Зима»,

А.Васнецова «Зимний сон» и наглядно- дидактических пособий «Хвойные деревья»

Знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения.

Учить детей понимать содержание картин, Формировать умение выражать свои мысли ясно, уметь вести беседу непринужденно.

Обогащать представления детей о хвойных деревьях. Расширять кругозор, развивать любознательность.

Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»

Ознакомление с художественной  и познавательной литературой:

О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», «Елочка»

 А. Прокофьев «Наш лесок»

И. Токмакова «Тихо ель качается»

М. Ивенсен «Ёлочка», К. Ушинский «Спор деревьев»

М.Пришвин «Деревья в лесу»

Н Сладков «Еловая каша»

В. Зотов книга «Лесная мозаика»

(главы: «Ель», «Сосна»)

Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Прививать бережное  и заботливое отношение к деревьям посредством художественного слова.

Дидактические игры:

«Ботаническое лото»,

«С какого дерева листок»,

 «Бусы для елочки»,

«Сравни деревья по коре и стволу».

Опыты и эксперименты:

- Опыт «Зачем деревьям корни»

Развивать коммуникативные способности у детей, закреплять полученные знания в игровой деятельности.

Подвести детей к пониманию того, что деревьям корни нужны для того, чтобы они не падали, держали дерево в земле.

-изготовление  дидактического пособия «Сезонное дерево» (совместная работа)

-раскрашивание раскрасок, рисование с помощью трафаретов, и с использованием разных материалов (гуашь, акварель, восковые мелки), рисование  пальцем, палочкой  на крупе, песке.

Итоговое мероприятие:

- изготовление  снежной елочки  на участке. Украшение снежной елочки и живой елочки на территории участка.

- опрос родителей: «Какую елку наряжали на Новый год»

Вызвать у детей интерес к выполнению совместно с воспитателем дидактического пособия, для дальнейшего использования в экологическом центре.

Развивать интерес  к изобразительной деятельности, воспитывать у детей интерес, желание изображать деревья различными  способами и  разным материалом.

Воспитание экологически осознанного отношения к деревьям ближайшего окружения.

Февраль

 Хвойные деревья приносят пользу человеку.

Подвести детей к пониманию того, какую пользу для человека  приносят хвойные леса. О необходимости рачительно использовать  природные богатства, восполнять потери.

Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования шишками хвойных деревьев.

НОД:

- Беседа: «Знакомство с кедром»

- Беседа: «Знакомство с лиственницей»

Беседа  «Лесная зона»

Просмотр видеоролика

Рисование  «Деревья в лесу»

Познакомить детей с кедром. Отметить его отличительные особенности, уточнить, какие места благоприятны для роста кедра. Рассмотреть кедровую шишку, уточнить какую пользу приносит дерево для человека и обитателей тайги.

Продолжать знакомить детей с хвойными деревьями. Учить детей находить и называть сходства и отличия. Уточнить какими полезными для человека свойствами обладает лиственница. Воспитывать  бережное отношение к растительному миру.

 Уточнять и расширять представления детей о  зоне лесов (тайга и лиственный лес, о климатических и природных особенностях), назвать растений и животных, определить их особенности приспособления  к жизни в лесу. Активизировать и обогащать словарь. Способствовать воспитанию интереса к родной природе.

Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.

Задачи:

продолжать знакомить детей с новыми видами рисования

развить интерес к творческой деятельности

воспитывать аккуратность в работе.

Информационный стенд «Кедровые орешки – польза и вред»

Предложить  родителям  совместно с детьми оформить страничку книги «Кому в лесу нужны деревья?»

Наблюдение

Опыты и эксперименты:

«Свойства дерева»

Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования. 

Ознакомление с художественной  и познавательной литературой  о хвойных деревьях:

В. Зотов книга «Лесная мозаика», глава  «Лиственница»

Е. Мар книга «Что из чего» глава «Чудеса из дерева».

В. Бианки  «Теремок»

Развивать у детей интерес к произведениям русских поэтов и писателей  природоведческого характера.

Обогащать реалистические представления детей о природе и ее обитателях. Воспитание гуманного отношения к объектам природы.

Дидактические игры:

«С какого дерева листок?»

«Узнай по описанию»,

«Четвертый лишний».

"Кто, где живет?", "Собери картинку", "Лото", "Кубики

Закреплять полученные знания, развивать внимание, память, активизировать словарь детей.

Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

Изготовление поделок из семян и шишек.

Итоговое мероприятие:

Изготовление  «Круга полезности деревьев»

Побуждать детей к созданию плаката совместно с взрослым, расширять кругозор детей, воспитывать.

Закрепить название деревьев и их плоды и семена. Развивать творчество.

Систематизировать знания, полученные в ходе познавательно - исследовательской деятельности, развивать творчество, воображение, умение перенести на бумагу свои знания, воспитание осознанно- правильного отношения к природе.

Март

Гипотеза: Книги изготавливают из дерева.

Акция «Чтобы книжки дольше жили»

Подвести детей к пониманию того, что

необходимо  бережно относиться к книгам, изделиям из бумаги, потому, что для их производства используется большое количество деревьев.

Побуждать детей провести ремонт книг в ясельной группе, воспитывать желание помочь малышам, бережное отношение к книгам

Акция «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев ко Дню Земли – 30 марта).

НОД

-Беседа «Чудесный листок»

-Презентация «Из чего делали бумагу в древности»

-Презентация «Как изготавливают книги.

Познакомить детей с историей появления бумаги. Развивать познавательный интерес у детей, расширять кругозор детей.

Познакомить детей с этапами изготовления книги.

Выставка «Моя любимая книга»

Привлечь  родителей к организации выставки в группе.

Оформление выставки книг  писателей натуралистов: 

В. Бианки,  Н. Сладков,  М. Пришвин,  И. Соколов- Микитов, Д. Мамин – Сибиряк.

Расширять знания детей о писателях – натуралистах.

Привлечь родителей пополнить библиотеку группы  журналами «Юный натуралист.

Мастерская «Книжкина больница» (ремонт книг в группе)

Побуждать детей оказывать помощь  в заклеивании старых книг, воспитание заботливого отношения к книгам группы.

Опыты и эксперименты:

-Изготовление бумаги из салфеток

- «Вторая жизнь книги»

-«Чудесные спички» (капиллярность дерева)

Показать детям, как из старой бумаги можно изготовить – новую бумагу. Найти для нее дальнейшее применение.

- Наблюдение за деревьями весной

- Наблюдение за лиственницей.

Учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды; выявить причины происходящих изменений.

Отметить изменения,   произошедшие с деревом с наступлением теплой погоды. Умение устанавливать причинно- следственные связи.

Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность

Раскрашивание раскрасок, рисование разными материалами (акварель, гуашь, восковые мелки), рисование на песке.

Ознакомление с художественной  и познавательной литературой  о хвойных деревьях:

С. Маршак «Как печатали книгу?»

И. Соколов-Микитов            «У старой сосны»

Пословицы и поговорки:

- Всякая сосна лишь своему дереву шумит.

- Нам что ни дуб, то тулуп, что ни сосенка, то избенка.

- От яблони – яблочки, а от сосны – шишки.

Формировать устойчивый, познавательный интерес к природе  и ее объектам посредством художественной литературы. Совершенствовать связную  диалогическую речь, 

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья)

Развивать  умение высказывать свое мнение;

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Акция «Подари книгу саду».

Пословицы про книгу:

-Книга твой друг, без нее как без рук.

- кто много читает, тот много знает.

-Что написано пером, не вырубишь топором.

-С книгой поведешься, ума наберешься

- Книга поможет в труде, выручит в беде.

Расширять активный словарь детей,  умение использовать пословицы, поговорки, речевые обороты в быту.

Дидактические игры:

«От какого дерева ветка»

«Природное лото»

«С чьей ветки детки?»

«Покажи и назови бумагу»

«Чудесный мешочек»

«Ласковые лапки»

«Собери дерево»

«Что такое хорошо, и что такое плохо».

 Сюжетно-ролевые игры:

«Поход в лес»,

«По грибы мы в лес пойдём» 

 Подвижные игры:

«Елочки»

«К дереву, беги!»

Закреплять  в игре полученные ранее знания и умения, развивать связную речь, память, восприятие, логическое мышление, двигательную активность, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, умение действовать сообща.

3. Заключительный  этап (март)

Оформление информационных стендов «Природа и дети», «Кедровые орешки польза и вред».

Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»

Презентация  книжки  для малышей «Загадки из леса»

Изготовление плаката «Сохраним лесную красавицу»

Составление книги «Кому в лесу нужны деревья»

Изготовление  «Круга полезности деревьев»

Изготовление  дидактического пособия «Сезонное дерево»

Презентация «Из чего делали бумагу в древности»

Презентация «Как изготавливают книги»

Проведение беседы по формированию экологической культуры у дошкольников.

Викторина «Знатоки природы»

Список литературы:

Методические пособия:

С.Н. Николаева  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.: Просвещение, 2002

В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.

 Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство  Учитель, 2015

И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова  «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа»  ТЦ Сфера, 2008

Л. А. Владимирская «От осени до лета»  Издательство  Учитель, 2013

А.И. Иванова «Мир растений» ТЦ Сфера, 2010

Н.В Коломина « Воспитание основ экологической культуры в детском саду Сценарии занятий» ТЦ Сфера, 2004

Ресурсы Интернета, журналы, газеты

Детская литература

В.Зотов «Лесная мозаика» М.: Просвещение, 1993

А. А. Плешаков «Зеленые страницы» М.: Просвещение, 1996

Е. Мар «Что из чего» Издательство «Детская литература» 1968


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое учебное пособие "Хвойное дерево -ель"

Мультимедийное пособие для воспитателей, родителей о деревьях...

"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

Консультация для родителей по лексической теме "Лиственные и хвойные деревья" подготовительная группа.

консультация поможет родителям закрепить с детьми материал по лексической теме....

Мини-парк хвойных деревьев

В статье   "Мини-парк хвойных деревьев" описан опыт работы в мини-парке  МБДОУ "Дульдургинский детский сад "Теремок"....

Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные деревья Марийского края»

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, своему краю....

Экологический проект «Хвойные деревья родного края»

Цель проекта: развитие экологической   культуры  детей старшего   дошкольного возраста в процессе ознакомления  с хвойными деревьями....