Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Сайзанак» с.Шекпээр
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе
на тему: «Юрта - традиционное жилище тувинцев»
Воспитатель: Ондар Идегел Уран-ооловна
с. Шекпээр, 2019г
Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: «Юрта - традиционное жилище тувинцев»
Возрастная группа: старшая группа
Область: «Познавательное развитие».
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие.
Тип занятия: Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Формы образовательной деятельности: Групповая
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная.
Цель: Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях юрты.
- образовательные: формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты
- развивающие: развивать у детей память, мышление, речевой аппарат, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа.
Методы и приемы:
-наглядные: показ слайдов, показ макета внутреннего убранства юрты.
-словесные: художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.
-практические: построить картинку юрты.
-игровые: музыкальная физминутка.
Словарная работа: юрта, раздвижные решетки, купол, каркас, подборка, дымовое отверстие, войлок, кочевое.
Оборудование и материалы:
проектор для показа слайдов, макет юрты -РППС (развивающая предметно- пространственная среда), иллюстрации, кусок брезентового материала.
Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта.
Планируемый результат: обогащение словаря и знания по данной теме.
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1 | Вводная часть Организационный момент | -Добрый день, дети мои Рада видеть всех вас я, Сегодня у нас необычное занятие. Вводная часть: Дети давайте поздороваемся с гостями по тувинской традиции «Амыр-менди!». Совершая чолукшууру мы произносим: «Амыр менди!» |
Дети поздороваются по тувинской традиции «чолукшуур». чай с молоком | 1мин |
2 | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | -А теперь посмотрите дети, на экран. Слайд №1. -Кто мне скажет, что это такое? - Правильно дети, это юрта. -Сегодня мы с вами поговорим о юрте. Дети, раньше не было таких домов, в которых мы сейчас живем, ни деревянных, ни кирпичных. Все тувинцы, ваши бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, жили вот в таких Юртах. -Дети, юрта- это национальное традиционное жилье тувинцев. В давние времена тувинцы рождались и жили в юртах. Юрта очень удобна для кочевых животноводов. Она не стоит на одном месте, а кочует (кожер) с одной стоянки на другое место.
| Дети отвечают | 2 |
3 | Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | -Юрта является разборным жилищем, ее можно разобрать при переезде на другое место и снова собрать и поставить. Давайте посмотрим составные части юрты. Просмотр слайдов: каждый просмотр слайда сопровождается рассказам педагога. Слайд №2. Прежде всего юрта состоит из раздвижной решетки (ханалар, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленные местах пересечения. Такая конструкция позволяет раздвигать и складывать звено решетки. Слайд №3. При сборке юрты решетки устанавливаются в определенном порядке от двери на лево, а дверь должна быть обращена на юг. (хун унер чукче). Таким образом, стены юрты поставлены и закреплены к дверной коробке. Слайд №4. Есть дымовой круг, расположенный в куполе юрты. Дымовой круг удерживается палками (ынаа, образующих крышу). Слайд№5. И еще подпорка (багана) , в виде деревянного шеста, поставленного вертикально, нижний конец подпорки поставили за печкой. Подпорка придает юрте большую устойчивость при сильных ветрах. Слайд №6. Ну, а теперь, когда поставили каркас юрты нужно будет покрыть из кусков войлока. Слайд №8. Сначала покрывают решетки. А потом ее купол или потолок. Слайд №9. И последнюю очередь покрытие дымового отверстия (ореге). Кусочек войлока надевали в трех местах дымового круга, на четвертом была длинная веревка, служившая для закрывания и открывания дымохода. Слайд №8. После того, когда юрту покрывали войлоком, то сверху можно накидывать брезентовым материалом, чтобы в юрту не попал ни дождь, ни снег и вокруг обязательно обязывают веревками из конского волоса (сшитыми по три-четыре) в виде широкой ленты. Слайд №8. Вот и юрта готова. | Капитаны команд по очереди дают команду своим игрокам сверстникам. | 9 мин |
4 | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | А теперь дети, встанем все и сделаем музыкальную физминутку. Физминутка: (Музыку поставит музыкальный руководитель.) Юрта, юрта (шагаем на месте) Круглый дом (показать круг на воздухе) Побывайте в доме том! (развели в руки в сторону) Гости явятся едва. (повороты туловища влево- вправо) В печку прыгают дрова (прыжки на месте) Угостить торопится (присели) Ладушки, ладушки (хлопаем в ладошки) Вот и наши чашечки (руки впереди, ладошки вверх). Давайте, угощаем гостей нашим вкусным, молочным чаем. Беседа: А теперь подходим к макету и повторим о строение юрты. - Ребята, вам понравилось - юрта? Давайте повторим из каких частей состоит юрта? (из раздвижных решеток или из стен). -К чему прикрепляем раздвижные решетки? (к двери). - Что удерживают палки (ынаалар)? (дымовой круг) -Чем мы покрываем сверху юрты? (войлоком). -Для чего нужна веревка из конского волоса? (Для обвязывания вокруг юрты). -Молодцы дети, очень много интересного узнали о юрте. | Под музыку вместе с воспитателем дети выполняют упражнения Ответы детей | 6 мин |
5 | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | - А теперь я предлагаю играть дидактическую игру « Сложи картинку». Приступайте дети к работе. Анализ работ детей: Посмотрите ребята, вы правильно подбирали части картинок. Молодцы! Спасибо вам дети, за красивые и хорошие работы. | Дети собирают картинку . | 4мин |
6 | Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. | Что вы узнали на занятии о юрте? Юрта-это что? Правильно, это жилище тувинцев. Юрта для чего нужна? Юрта – она разборная, ее можно разбирать при переезде и поставить. Мне очень понравилось, как вы занимались, ребята, а на следующем занятии мы подробнее познакомимся с внутренней утварью, поговорим о правилах гостеприимства. На этом наше занятие закончилось. | Ответы детей. (чтобы жить в ней, там тепло). | 2мин |
7 | Рефлексия | Воспитатель: Если вам понравилось игра, возьмите смайлики, которые смеются, а если вам было трудно отвечать на вопросы, возьмите смайлики, изображающие грусть. | Дети выбирают смайлики | 1мин |
Самоанализ открытого занятие по окружающему миру в старшей группе на тему:
«Юрта - традиционное жилище тувинцев»
Возрастная группа: старшая группа
Область: «Познавательное развитие».
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие.
Тип занятия: Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Формы образовательной деятельности: Групповая
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная.
Цель: Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях юрты.
- образовательные: формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты
- развивающие: развивать у детей память, мышление, речевой аппарат, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа.
Методы и приемы:
-наглядные: показ слайдов, показ макета внутреннего убранства юрты.
-словесные: художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.
-практические: построить картинку юрты.
-игровые: музыкальная физминутка.
Словарная работа: юрта, раздвижные решетки, купол, каркас, подборка, дымовое отверстие, войлок, кочевое.
Оборудование и материалы:
проектор для показа слайдов, макет юрты -РППС (развивающая предметно- пространственная среда), иллюстрации, кусок брезентового материала.
Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта.
Планируемый результат: обогащение словаря и знания по данной теме.
Структура (ход) занятия
Этапы занятия Деятельность
Вводная часть: 1 минут
Организационный момент. Приветствие гостей по тувинскому обычаю.
Проблемная ситуация (мотивация) и постановка, принятие детьми цели занятия: 2 мин
Основная часть занятия:9 мин
Воспитатель объясняет правило занятия.
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД.
Начинали с показом слайда.
Открытие детьми новых знаний: 6 мин.
Использовала наглядно - демонстрационный метод (показ презентации на выбранную тему, словесный метод (вопрос и ответ, объяснение, пояснение по слайдам). Дети работали, переживали, хлопали, между собой договаривались.
Физкультминутку провели в виде музыкальной паузы.
Самостоятельное применение нового на практике: 4мин.
Закрепляли полученные знания дидактической игре: «Сложи картинку».
Заключительная часть: 2 мин
Опрос – вам понравилось занятие? Что было интересного вы узнали?
Рефлексия: 1 мин
Дети выбирали смайлики.
Я, считаю, что цели и задачи занятия удалось реализовать. Не зря на занятии были использованы информационно – компьютерные технологии, так как одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, музыкальная физминутка. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
Проводилась предварительная работа: о тувинских традициях и обычаях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"
Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»
Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".
Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...