Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Кафедра непрерывного образования |
Итоговая работа по программе:
«Музейная педагогика как новая образовательная технология,
реализующая требования ФГОС ДО»
Мини-музей в дошкольной образовательной организации
на тему:
История развития ложки
Группа: № 145
Слушатель: Балакина Е.М.
Преподаватель: Городецкая С.В., к.п.н., доцент
2019 г
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №16»
141336, Сергиево-Посадский район, п. Реммаш, ул. Школьная, д. 10, тел. 546-82-16.
Конспект образовательной деятельности
по «Познавательному развитию»
раздел «Ознакомление с окружающим миром»
Тема:
«История развития ложки»
(возраст детей: средняя и старшая группы, 4-6 лет)
Подготовила:
Воспитатель Балакина Е.М.
Цель: Развитие познавательного интереса к открытию новых необычных знаний о знакомых предметах (ложка) средствами мини-музея и виртуального музея. Программные задачи:
1. Обучающие задачи: Познакомить детей с историей возникновения ложки, об ее изменениях по прошествии времени; о многообразии ложек: материал, размер, форма, украшения, назначение;
2. Развивающие задачи: Обогащать словарь: далекие года; камень; золото; металл; дерево; алюминий. Учить образовывать относительные прилагательные: дерево - деревянный и т.д. Развивать монологическую речь;
3. Воспитывающие задачи: Воспитывать бережное отношение и уважение к результатам труда людей.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, устное народное творчество, дидактические и подвижные игры, слушание частушек, экскурсия в мини-музей.
Формы организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приёмы: игровые, наглядные; вопросы к детям; использование художественной литературы; активизация словаря; дифференцированный подход.
Активизация словаря: далекие года; камень, золото; металл; дерево; алюминий.
Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование (ложки из разного вида материалов), наглядный, методический материал к занятию, музыкальное сопровождение.
Экспонаты мини-музея: ложки из разного вида материалов
Ход образовательной деятельности
На пороге музея детей встречает Хозяюшка.
Хозяюшка: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я - хозяйка и хранительница музея, в котором живут обыкновенные и необыкновенные предметы. Здесь есть чудесный сундучок с загадками, если загадку мою отгадаете, то про чудо узнаете! (достает из сундучка деревянную пластиночку с загадкой):
- Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп, окрошку,
Вы узнали? Это ..... (ложка)
Хозяюшка достает из сундучка ложку.
Хозяюшка: - Посмотрите, ребятишки, какая у меня ложка. А всегда ли она была такой? Когда - то, давным - давно, люди жили в пещерах и ели сырую пищу, ложка им была не нужна. Прошло время, и человек научился добывать огонь, пищу стали варить на костре:
Вы представьте сами,
Как же трудно было
Есть горячий суп руками!
Но подумал: "Выход есть!"
И сделал ложку человек!
Хозяюшка - Сначала ложка была каменной, а камень какой? Возьмите камень в руку. (дети берут со стола камни)
Дети - Камень тяжелый.
Хозяюшка - Ложки тоже получались тяжелые, с неровными краями. Они обжигали и царапали рот. Человек отказался от каменной ложки, тогда стали пользоваться ракушками. Возьмите в руки ракушки и зачерпните воду. Видите, в ракушке остается мало жидкости, да еще ракушки были очень хрупкими. Шло время, изменялись инструменты - помощники у человека. И решил тогда человек сделать ложечку из дерева, ведь деревья растут почти везде. Сначала делали топором заготовку, которая называлась " баклуша". Эта работа была не так уж сложна, поэтому ее доверяли и детям. Дальше мастер обтачивал края у будущей ложки, выделывал ручку. И получалась вот такая ложка (показывает некрашеную ложку). Детям предлагается взять в руки ложки деревянные.
Потрогайте ложки и скажите: тяжелые ли эти ложки? Зачерпните ими воду. Удобно? Но и это еще не все. Научился человек добывать краски из разных растений, из глины и решил украсить свою ложку, разрисовать ее. Хороша ложечка?
Дети - Да, красивая! Хозяюшка. - И с тех пор стали люди украшать свои ложки разными узорами, посмотрите на эти ложки, какие элементы узора вы видите?
Дети -Травка, ягоды, завитки, ложечка покрыта специальным лаком, это хохломские ложки.
Хозяюшка - В прежние времена без ложки в гости не ходили. За столом был такой порядок: в общую миску с едой никто без разрешения старшего не лез, а если кто нарушал порядок, получал ложкой по лбу. В следующий раз подумаешь, прежде чем баловаться!
Хозяюшка - А теперь давайте поиграем с этими ложками. Вы разделитесь на две команды и начнете передавать друг другу ложку. К кому она быстрее вернется, та команда и выигрывает.
Игра " Чья ложечка быстрее"
Хозяюшка. - Прошло еще какое - то время и ложки стали делать из металла. Вот они, посмотрите и скажите, какой они формы. (Дети показывают и называют форму ложки)
- На кухне, в гостиной во время застолья
Есть ложки для сахара, перца и соли.
А суп разливают большой поварешкой.
Вот только для моря не видел я ложки.
Сегодня можно увидеть очень много разных ложек, которые мы используем на кухне, дарим друг другу, как сувенир. В нашу страну приезжает много гостей из разных стран и им нравится наш русский сувенир - деревянная расписная ложка. Это наша гордость. И, в конце нашей беседы посмотрите, какие ложки музыкальные:
Ах, какие ложечки, посмотри, посмотри,
Поиграем в ложечки и станцуем мы.
Тук - тук, ложечки, попляши, попляши,
Тук - тук, ложечки, покружись от души!
(дети играют на ложках, остальные пляшут)
Мотивационно-ориентировочный этап
Развитие устойчивого интереса к истории нашей Родины; желание узнавать что-то новое.
Проблемно-поисковый этап
Расширение сферы образования и воспитания через приобщение к музейным ценностям.
Практический этап
Закрепление умения сравнивать разные группы предметов по их свойствам.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитание эмоций, развитие воображения. Дети смогли немного соприкоснуться со «знакомыми незнакомцами».
Последующая работа
Сохранение традиций, патриотическое воспитание детей; приобщение к русской народной культуре
Результативность реализации технологии музейной педагогики
в условиях ДОУ заключается в следующем:
- Сохранение традиций, патриотическое воспитание детей.
- Создание условий, при которых у воспитанников развивается желание узнавать историю через посещение музеев.
- Дети узнают об эволюции предмета (ложки) - от примитивного до шедевра.
Использованная литература
Интернет-ресурсы
Художественная литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие" "Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей"
для детей подготовительной к школе группы...
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....
Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"
Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....