Конспект работы детской лаборатории «Всем нужна вода»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Использая в своей работе эту методическую разработку Вы сможете:
- познакомить детей со способами проведения лабораторных опытов, методами очистки воды при помощи различных материалов;
- обогатить представления детей о значении воды в жизни человека и животных, рассказать о способах очистки воды водоемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_raboty_detskoy_laboratorii.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект работы детской лаборатории
«Всем нужна вода»
подготовила: Колмогорцева Мария Анатольевна
воспитатель ГБДОУ детский сад № 69
Фрунзенского района
Санкт-Петербург
2018г.
Конспект работы детской лаборатории
«Всем нужна вода»
Образовательные области: «Познавательно развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программные задачи:
- знакомить детей со способами проведения лабораторных опытов, методами очистки воды при помощи различных материалов;
- обогащать представления детей о значении воды в жизни человека и животных, рассказать о способах очистки воды водоемов;
- совершенствовать умение работать с лабораторной посудой, соблюдать необходимые меры безопасности, правила личной гигиены;
- развивать социально-коммуникативные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение;
- воспитывать желание беречь воду, охранять природу.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы по изучаемой теме, обсуждение рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», проведение игр-экспериментов с водой, наблюдений в природе. Проведение эвристической беседы «Если б не было воды». Рассматривание глобуса, карты мира. Заучивание стихотворений о реках, морях, разгадывание загадок о воде.
Оборудование и материалы: детская лаборатория (по числу пар детей: фильтры из сетки, фильтровальной бумаги, ткани, ватных дисков, маленькие стаканы, воронки, влажные салфетки; большой стакан); декорация «Пруд» (детский надувной бассейн, модели растений); костюм лягушки. Персонаж Лягушонок (роль взрослого).
Ход работы лаборатории
- Мотивационно-ориентировочный этап
Проблемная ситуация «Что случилось?»
В гости к детям приходит лягушонок, он приветствует педагога и ребят и сообщает, что остался в своем пруду один. Педагог предлагает детям организовать беседу и выяснить, что произошло, определить, чем можно помочь лягушонку.
Рассматривание сюжетной картинки «Старый пруд»
В ходе рассматривания и беседы дети выясняют, что вода в пруду загрязнена, все обитатели покинули пруд, растения на его берегах завяли.
Желание помочь персонажу, применить свои знания определяет цель предстоящей работы.
- Поисковый этап
Организуется обсуждение: как помочь лягушонку, составляется план работы:
- Помочь лягушонку навести порядок.
- Выяснить, как можно очистить воду в пруду.
- Практический этап
Дидактическая игра «Раздели на группы»:
сюжет «Экологический патруль»
Лягушонок предлагает детям рассмотреть последствия посещения пруда людьми, не выполняющими правила безопасного для природы поведения. Организуется обсуждение: что надо сделать, чтобы навести порядок? Как классифицировать мусор?
Актуализируется умение детей классифицировать предметы по различным основаниям в соответствии с игровой задачей. Педагог знакомит воспитанников с принципами экологической классификации мусора, связанными с тем, из чего сделаны предметы, как они могут быть в дальнейшем переработаны.
Практическая работа организуется в форме эстафеты. В речи детей активизируются прилагательные, характеризующие материалы, из которых сделаны предметы. Лягушонок отмечает слаженность действий команд, предлагает им организовать само- и взаимопроверку результатов работы. Персонаж предлагает всех признать победителями, так как все вместе решали общую задачу и справились с проблемой.
Опыт «Очистка воды»
Лягушонок подводит детей к пруду (детский надувной бассейн). Педагог предлагает охарактеризовать воду (грязная, мутная, затхлая). Организуется обсуждение: что могло произойти с водой? Могут ли в ней жить обитатели пруда?
Педагог набирает воду из «пруда» и приглашает воспитанников и Лягушонка в лабораторию, чтобы научатся очищать воду.
Детям предлагается рассмотреть оборудование на столах (стаканы с грязной водой, пустые стаканы, фильтры, воронки, влажные салфетки, губки) и высказать предположения: как можно с его помощью очистить воду. Воспитанникам и Лягушонку предлагается проверить их догадки, работая в парах. Обращается внимание на соблюдение норм личной гигиены при проведении эксперимента.
Организуется обсуждение: какими стали фильтр, вода? Предлагается сравнить результаты фильтрования, полученные разными парами. Педагог подводит детей к выводу о том, что качество очистки зависит от фильтра (могут быть использованы бумага, ткань, ватные диски).
Эвристическая беседа «Как очистить воду пруда?»
Лягушонок благодарит детей и собирается взяться за очистку воды своего пруда. Педагог предлагает воспитанникам обсудить, подойдет ли освоенный ими способ для очистки воды в водоеме.
Познавательный рассказ «Очистные сооружения»
Педагог знакомит детей с понятием «очистные сооружения», о том, какими они бывают, как работают. Проводится показ презентации «Причины загрязнения и очистка водоемов».
- Рефлексивно-оценочный этап
Педагог обращает внимание детей на план работы, предлагает оценить результат - все ли запланированное сделано. Организуется обсуждение вопроса о том, как удалось решить поставленные задачи, какие знания пригодились,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной викторины "Для чего нужна вода?"
Цель: Сформировать у детей знания о свойствах воды и ее значении в жизни человека посредством игровой ситуации.Задачи: Создать условия для формирования экологическо...
Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности раннего возраста " Берегите воду" или "Всем нужна вода".
Предлагаю вашему вниманию конспект для исследования вместе с детьми свойства снега и льда....
Конспект работы детской лаборатории.Тема: "Познакомим робота Фила со свойствами магнита"
Конспект работы детской лаборатории. Тема: «Познакомим робота Фила со свойствами магнита». Образовательная область «Познавательное развитие». Старшая группаПрограммные зад...
Работа над проектом "Зачем нужно беречь воду?"
В ходе работы над проектом "Зачем нужно беречь воду?", ребята участвовали в различных опытах и экспериментах, изучали различные состояния воды, узнали о важности и необходимости употребления...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет) "Зачем нужна вода. Свойства воды""
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет)Тема «Зачем нужна чистая вода. Свойства воды»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнте...
Педагогический опыт на тему: "Проектная деятельность в ДОУ" на примере детского проекта "Зачем нужна вода?"
Педагогический опыт на тему: "Проектная деятельность в ДОУ" на примере детского проекта "Зачем нужна вода?", методические рекомендации по планированию проектной деятельности с испо...
КОНСПЕКТ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «СВЕЖИЙ ВОЗДУХ»
Данный конспект работы поможет обобщить, уточнить и дополнить представления детей о свойствах и составе воздуха; сформирует представления о здоровом образе жизни, о важности влажной уборки, прове...