Конспект работы детской лаборатории «Всем нужна вода»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Колмогорцева Мария Анатольевна

Использая в своей работе эту  методическую разработку Вы сможете:

  • познакомить детей со способами проведения лабораторных опытов, методами очистки воды при помощи различных материалов;
  • обогатить представления детей о значении воды в жизни человека и животных, рассказать о способах очистки воды водоемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_raboty_detskoy_laboratorii.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект работы детской лаборатории

«Всем нужна вода»

подготовила: Колмогорцева Мария Анатольевна

воспитатель ГБДОУ детский сад № 69

Фрунзенского района

Санкт-Петербург

2018г.

Конспект работы детской лаборатории

«Всем нужна вода»

Образовательные области: «Познавательно развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:

  • знакомить детей со способами проведения лабораторных опытов, методами очистки воды при помощи различных материалов;
  • обогащать представления детей о значении воды в жизни человека и животных, рассказать о способах очистки воды водоемов;
  • совершенствовать умение работать с лабораторной посудой, соблюдать необходимые меры безопасности, правила личной гигиены;
  • развивать социально-коммуникативные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение;
  • воспитывать желание беречь воду, охранять природу.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы по изучаемой теме, обсуждение рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», проведение игр-экспериментов с водой, наблюдений в природе. Проведение эвристической беседы «Если б не было воды». Рассматривание глобуса, карты мира. Заучивание стихотворений о реках, морях, разгадывание загадок о воде.

Оборудование и материалы: детская лаборатория (по числу пар детей: фильтры из сетки, фильтровальной бумаги, ткани, ватных дисков, маленькие стаканы, воронки, влажные салфетки; большой стакан); декорация «Пруд» (детский надувной бассейн, модели растений); костюм лягушки. Персонаж Лягушонок (роль взрослого).

Ход работы лаборатории 

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Проблемная ситуация «Что случилось?»

В гости к детям приходит лягушонок, он приветствует педагога и ребят и сообщает, что остался в своем пруду один. Педагог предлагает детям организовать беседу и выяснить, что произошло, определить, чем можно помочь лягушонку.

Рассматривание сюжетной картинки «Старый пруд»

В ходе рассматривания и беседы дети выясняют, что вода в пруду загрязнена, все обитатели покинули пруд, растения на его берегах завяли.

Желание помочь персонажу, применить свои знания определяет цель предстоящей работы.

  1. Поисковый этап

Организуется обсуждение: как помочь лягушонку, составляется план работы:

  1. Помочь лягушонку навести порядок.
  2. Выяснить, как можно очистить воду в пруду.
  1. Практический этап

Дидактическая игра «Раздели на группы»:

сюжет «Экологический патруль»

Лягушонок предлагает детям рассмотреть последствия посещения пруда людьми, не выполняющими правила безопасного для природы поведения. Организуется обсуждение: что надо сделать, чтобы навести порядок? Как классифицировать мусор?

Актуализируется умение детей классифицировать предметы по различным основаниям в соответствии с игровой задачей. Педагог знакомит воспитанников с принципами экологической классификации мусора, связанными с тем, из чего сделаны предметы, как они могут быть в дальнейшем переработаны.

Практическая работа организуется в форме эстафеты. В речи детей активизируются прилагательные, характеризующие материалы, из которых сделаны предметы. Лягушонок отмечает слаженность действий команд, предлагает им организовать само- и взаимопроверку результатов работы. Персонаж предлагает всех признать победителями, так как все вместе решали общую задачу и справились с проблемой.

Опыт «Очистка воды»

Лягушонок подводит детей к пруду (детский надувной бассейн). Педагог предлагает охарактеризовать воду (грязная, мутная, затхлая). Организуется обсуждение: что могло произойти с водой? Могут ли в ней жить обитатели пруда?

Педагог набирает воду из «пруда» и приглашает воспитанников и Лягушонка в лабораторию, чтобы научатся очищать воду.

Детям предлагается рассмотреть оборудование на столах (стаканы с грязной водой, пустые стаканы, фильтры, воронки, влажные салфетки, губки) и высказать предположения: как можно с его помощью очистить воду. Воспитанникам и Лягушонку предлагается проверить их догадки, работая в парах. Обращается внимание на соблюдение норм личной гигиены при проведении эксперимента.

Организуется обсуждение: какими стали фильтр, вода? Предлагается сравнить результаты фильтрования, полученные разными парами. Педагог подводит детей к выводу о том, что качество очистки зависит от фильтра (могут быть использованы бумага, ткань, ватные диски).

Эвристическая беседа «Как очистить воду пруда?»

Лягушонок благодарит детей и собирается взяться за очистку воды своего пруда. Педагог предлагает воспитанникам обсудить, подойдет ли освоенный ими способ для очистки воды в водоеме.

Познавательный рассказ «Очистные сооружения»

Педагог знакомит детей с понятием «очистные сооружения», о том, какими они бывают, как работают. Проводится показ презентации «Причины загрязнения и очистка водоемов».

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Педагог обращает внимание детей на план работы, предлагает оценить результат - все ли запланированное сделано. Организуется обсуждение вопроса о том, как удалось решить поставленные задачи, какие знания пригодились,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной викторины "Для чего нужна вода?"

Цель: Сформировать у детей знания о свойствах воды и ее значении в жизни человека    посредством игровой ситуации.Задачи:    Создать условия для формирования экологическо...

Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности раннего возраста " Берегите воду" или "Всем нужна вода".

Предлагаю вашему  вниманию  конспект  для  исследования вместе  с детьми свойства снега и льда....

Конспект работы детской лаборатории.Тема: "Познакомим робота Фила со свойствами магнита"

Конспект работы детской лаборатории. Тема: «Познакомим робота Фила со свойствами магнита». Образовательная область «Познавательное развитие». Старшая группаПрограммные зад...

Работа над проектом "Зачем нужно беречь воду?"

В ходе работы над проектом "Зачем нужно беречь воду?", ребята участвовали в различных опытах и экспериментах, изучали различные состояния воды, узнали о важности и необходимости употребления...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет) "Зачем нужна вода. Свойства воды""

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет)Тема «Зачем нужна чистая вода. Свойства воды»Доминирующая образовательная область: познавательное  развитиеИнте...

Педагогический опыт на тему: "Проектная деятельность в ДОУ" на примере детского проекта "Зачем нужна вода?"

Педагогический опыт на тему: "Проектная деятельность в ДОУ" на примере детского проекта "Зачем нужна вода?", методические рекомендации по планированию проектной деятельности с испо...

КОНСПЕКТ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «СВЕЖИЙ ВОЗДУХ»

Данный конспект работы поможет обобщить, уточнить и дополнить представления детей о свойствах и со­ставе воздуха; сформирует представления о здоровом образе жизни, о важности влажной уборки, прове...