Воспитание экологической культуры у дошкольников
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

 ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Экология –наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.

 

Подчас мы пренебрегая правилами поведения можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчик. И причем это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения дошкольников, пробудить их экологическое сознание. Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности. Важным аспектом экологического воспитания является формирования понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию нужных условий .Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе и цветам на участке – вода, а птицам зимой – кормушки и крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях -  это и есть формирование первоначальных  экологических представлений. Правильное отношение к живому является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе( нравственное воспитание), формирование системы экологических знаний и представлений( интеллектуальное развитие), развитие эстетических чувств ( умение видеть и прочувствовать красоту природы), участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Чувства сострадания, сопереживания, определяют действенное отношение к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

Представления о растениях и животных, их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, осознания того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой взаимосвязей( биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно. Я придумала создание экологической книги , в корой представлены детские работы к стихам и рассказам о природе. Работы создавались совместно с родителями, что доставило удовольствие и детям и родителям!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников»

Сформировать представление об окружающей среде, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды...

Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...

Воспитание экологической культуры у дошкольников

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологич...

отчёт по воспитанию экологической культуры у дошкольников 2-ой младшей группы

Экологические знания наши дети получают не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, в совместном труде с педагогами на участке д/с, проведения эк...