Проект "Наша волшебница вода"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект для детей второй младшей группы. Цель проекта: рассказать о разнообразии состояния воды, показать, где, в каком виде существует вода, о значении воды в нашей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Наша волшебница вода».
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели: с 26 марта-15апреля 2018г.)
Тип проекта: познавательно-игровой, исследовательский.
Участники проекта:
∙ дети младшей группы: участвуют в познавательной опытно - экспериментальной деятельности;
∙ воспитатель: организует совместную опытно - экспериментальную деятельность, консультирование родителей о пользе игр с водой;
∙ родители: совместно с детьми проводят опыты и эксперименты в домашних условиях, рисуют на тему «Вода в окружающем мире».
Цель проекта: рассказать о разнообразии состояния воды, показать, где, в каком виде существует вода, о значении воды в нашей жизни.
Задачи:
1. Формирование элементарных представлений о свойствах воды
2. Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения, растениям и животным нужна вода).
3. Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
4. Учить детей проводить несложные опыты с водой.
5. Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
Гипотеза реализации проекта: Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость. Чтобы число таких вопросов росло.
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
Ожидаемые результаты проекта:
∙ формирование представлений детей о природном объекте воде; ∙ формирование познавательного интереса;
∙ обогащение словарного запаса;
∙ воспитание бережного отношения к воде;
Алгоритм разработки проекта
Подготовительный этап.
1. Выбор темы проекта
2. Определение целей и задач, составление плана работы.
3. Подбор картотеки опытов с водой, снегом, льдом;
4. Подбор подвижных и речевых игр.
5. Рассматривание картин, связанных с объектом неживой природы – водой.
Практический этап:
26 марта - Беседа о воде.
27 марта - Для чего нужна вода.
28 марта- Сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику» и др.
29 марта -Ознакомление со свойствами воды.
30 марта- загадывание загадок , потешек, прибауток.
2апреля-Правила поведения на воде.
3 апреля -Игры с водой .
4 апреля -Рассматривание альбома о воде.
5- апреля- Заучивание пословиц о воде (: «Дождик, дождик, пуще…», «Полно, беленький снежочек», «Теплая водичка» и др.).
6 апреля- Прослушивание и заучивание о стихотворений о воде (Музыкальные произведения для слушания: «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик). Игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» (громко-тихо).
9 апреля - просматривание мультфильма о «Капитошке», «Возвращение Капитошки»,
10 апреля- Консультация для родителей « Правила поведения на воде».
11 апреля –Д/И «Доскажи словечко».
12 апреля –Выставка рисунков «Капает дождик» (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки, дождь), мазков (капельки); Аппликацию «Дождь идет».
13 апреля- Обобщающее занятие « Наша волшебница вода».
Заключительный этап. Открытое итоговое занятие «Волшебница вода» 13 апреля 2018 г. См. Приложение № 2 – Конспект «Наша волшебница вода».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно было внесено:
♣ настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;
♣ материалы для дорисовки: «Тучи на небе», «Капает дождик», «Радуга- дуга»;
♣ атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей «Купаем игрушки» и др.
♣ книги для рассматривания и детского чтения (Е.Благинина «Дождик», Ю.Мориц «Ручеёк», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «К.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Б. Житков «Как слон купался», К. Ушинский «Уточки», В. Бианки «Купание медвежат» и др.).
♣ иллюстрации, отражающие свойства и значение воды, разное состояние воды;
♣ наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (для комнатных растений нужна вода), с водой, снегом;
♣ наборы одежды для кукол;
♣ наборы-конструкторы для строительства различных построек;
♣ изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки);
♣ дидактические пособия для развития мелкой моторики. Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовано родителям:
♣ привлекать ребёнка к играм с водой (переливание из емкости в емкость, искупать куклу и др.);
♣ почитать стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Кораблик» из серии «Игрушки».
♣ привлекать ребенка к наблюдению за птицами, животными, которые пьют из лужицы, обращать внимание на необходимость воды для всего живого;
♣ обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в период дождя, снега. Совместная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро: рассматривание иллюстраций, книг по теме (иллюстрации дождя, речки, моря); постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.); побуждение к рассказыванию о примерах из личного опыта, связанного с водой (купание домашних питомцев, помощь маме в мытье посуды, совместное купание в озере); обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка («Что нужно делать, когда идет дождь?»); сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье», «Чаепитие у Мишки» и др. рассматривание иллюстрированного материала с изображением водоемов, природных осадков; беседы: «Что мы видели на улице?», «Разная вода»; беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего поведения на улице («Что оденем в дождик?», «Можно ли ходить по лужам?» и др.). конструирование из строительного материала (широкие- узкие речки, ручейки, мостики и т.д.); беседы о разных состояниях воды, о свойствах воды, о значении воды в жизни человека, животных, растений.
Гигиенические процедуры: обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»); использование игрового персонажа «Капелька» в процессе формирования культурно-гигиенических навыков: мытьё рук до и после еды, после прихода с улицы и т.п.; мыть лицо, пользоваться полотенцем, быть опрятным, замечать погрешности в одежде); игровая ситуация «Кукла умывается»; обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»); игровая ситуация «Кукла умывается», «Как правильно вымыть руки?»;
Завтрак, обед, полдник, ужин: обогащать представления детей о процессе приготовления пищи, о мытье посуды (что нужно сделать, чтобы посуда была чистой?); обращение к игровому персонажу при обучении детей правильно пользоваться ложкой, пить из чашки, полоскать рот после еды питьевой водой. - разговор о пользе различных напитков (соки, компот, простая вода); - ситуативные беседы о значимости воды для человека (приготовление пищи, мытьё посуды и т.п.). Прогулка: наблюдения за лужами, ручейками, дождем; пускание корабликов по ручейкам; наблюдения за птицами, пьющими воду из лужицы (обращать внимание, рассматривать, обследовать, называть); подвижные игры «Солнышко и дождик»; «Через ручеек» и др.; упражнения на развитие основных движений; индивидуальная работа по развитию основных движений; образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ обращения с предметами, основанный на знании свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»); наблюдения за небом (облаками, тучами, солнцем), лужами, ручейками;
Вечер: чтение стихов (А.Барто серия «Игрушки».), сказок («Почему кот моется после еды», «Под грибом» и др.); прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки дождя», «Шум моря», «Ручейки» муз. Т. Ломовой, «Танец уточек» муз. М. Картушиной); приёмы формирования навыков рисования (линии, штрихи, пятна) в самостоятельной изобразительной деятельности («Капельки». «Тучки», «Радуга»); сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье» и др. Вечерняя прогулка: игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»; беседы на тему «Волшебная вода» (свойства и значение); наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»); игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки); подвижные игры: «Через речку», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику» и др. После проведенной работы дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширились представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформировались знания о значении воды, дети узнали, какой бывает вода, научились самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее свойства. И как результат проделанной работы, у детей появилось желание исследовать окружающий мир. Проект дал возможность развития наблюдательности, умения анализировать, делать выводы. Соответствие материала программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы 3 – 4 лет.
Литература к проекту:
∙ Соломенникова О.А Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий
∙ Дыбина О.В «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий»
∙ Дыбина О.В., Рахманова Н.П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников ( Поисково – познавательная деятельность в младшей группе, стр.3-10) Издательство: ТЦ «Сфера» Москва 2002 г.
∙ Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет [Текст] : Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 333 с.
∙ Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
∙ Павленко И.Н. Как организовать эксперимент в своем детском саду [Текст] / И.Н. Павленко // Управление ДОУ.- 2004. - N 4. – С.74-76.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
во второй младшей группе «Наша волшебница вода »
Задачи:
Познавательное развитие :
• ознакомить детей со свойствами воды: вода течет, вода тяжелая, прозрачная; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха
• уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
Речевое развитие :
• развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия
• развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы
Социально-коммуникативное развитие :
• стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
• совершенствовать игровые умения детей, развивать интерес к играм
• формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения работать в группе
• воспитание любви к природе и бережного отношения к воде
• учить эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом
Физическое развитие :
• совершенствовать физические качества детей
• формировать правильную осанку
• учить осознанно выполнять движения.
Художественно-эстетическое развитие:
• формировать эмоциональный отклик при восприятии музыки
• умение соотносить звуки с природными явлениями
Оборудование:
• игрушка Мишка
• ведерко
• карточки в виде капелек воды с загадками
• прозрачные пластиковые стаканчики
• сок яблочный
• трубочки для коктейля
• молоко
• ложечки
• голубые ленточки
• слайды с изображением состояний воды
• магнитофон
• аудиозапись «Звуки воды»
• кисточки для рисования, листы белой бумаги (А-4) с нарисованными воском рыбками, стаканчики с водой, окрашенной в голубой цвет.
Предварительная работа:
• беседа на тему «Вода в жизни человека»
• рассматривание иллюстраций «Вода и ее состояния»
ХОД ЗАНЯТИЯ Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель (с игрушкой) : Ребята, посмотрите, сегодня я пригласила к нам в гости моего друга - Мишутку. Мишутка очень любит играть с водой и купаться. И сегодня он принес нам подарок – Волшебное ведерко. Интересно, что же там внутри? Давайте посмотрим!
(Дети заглядывают в ведерко и видят там карточки в виде капелек воды) .
Воспитатель: «Ребята, что там? ».
Ответы детей.
Ребята, давайте прочитаем что же там написано:
Дети по очереди достают карточки-капельки из ведерка.
Воспитатель: читает вслух загадки о воде:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Капля)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Капля)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.
(Волны)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка) .
Воспитатель: молодцы, ребята! Все загадки отгадали! Что объединяет наши отгадки? Вы наверно догадались о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: о воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете для чего же нам нужна вода? (Ответы детей) .
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы сегодня вместе с Мишуткой уже многое узнали о воде, а сейчас давайте познакомимся с некоторыми ее свойствами. Для этого сядем за столики.
Опыт №1. Свойства 1 и 2 (вода течет, вода тяжелая) .
Воспитатель: Ребята, как вы думаете можно ли налить воду во что-нибудь: стакан, вазу, ведро.
Дети: можно.
Воспитатель: Правильно, ее можно перелить из одной посуды в другую. Вода течет. Девочки и мальчики, хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой?
Дети: Да!
Воспитатель :Ты Мишутка, наблюдай и все запоминай! Ребята, возьмите стаканчик с водой и перелейте ее в пустой стакан.
Дети пробуют аккуратно перелить воду из одного стакана в другой
Воспитатель: Получилось? Вот мы с вами выяснили, что воду можно переливать.
А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой.
Дети подымают два стакана одновременно
Что можно сказать о стакане с водой?
Дети: Стакан с водой тяжелый.
Воспитатель: Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.
Опыт №2. Свойства 3 и 4 (вода безвкусная, вода не имеет запаха) .
Предложить детям взять стаканчик с чистой водой и понюхать ее.
Дети нюхают воду.
Воспитатель: Чем она пахнет?
Дети: Совсем не пахнет.
Воспитатель: правильно, ребята! Вода не имеет запаха.
Далее воспитатель предлагает детям попробовать (кипяченую) воду через соломинку.
Дети пробуют воду.
Воспитатель: ребята если у неё вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: теперь возьмите стаканчики с соком и попробуйте его.
Дети пробуют сок.
Воспитатель: Какой вкус у сока?
Дети: сладкий.
Воспитатель: правильно, ребята. Вода в отличие от сока не имеет вкуса, она безвкусная.
Мы узнали много нового и интересного. А теперь наш Мишутка предлагает вам поиграть. Хотите? Выбегайте на коврик!
Есть вода у нас везде - в реке, в океане, в озере, в ручье и в ванне (раздает голубые ленточки). Проведем игру сейчас.
Игра «Собери ручейки в речку».
Дети бегут врассыпную с ленточками под музыку, а затем собираются в речку и все вместе, вибрируя рукой с ленточкой.
Воспитатель: здорово у нас получилось! Ребята, давайте теперь пройдем за столики и проделаем еще один опыт с водичкой.
Опыт № 3. Свойство 5 (вода прозрачная) .
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
Дети опускают ложечки в оба стаканчика.
Воспитатель: Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.
Воспитатель: абсолютно верно! Теперь мы узнали еще одно свойство воды: чистая вода прозрачна.
Часть III. Подведение итогов.
Ребята, давайте еще раз скажем кому и для чего нужна вода?
После ответов детей, воспитатель обращает внимание на экран, где появляются слайды с изображениями воды в природе. Звучит музыка «Звуки воды» Во время просмотра звучит стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А кто мне скажет какими же свойствами обладает вода?
Дети отвечают.
Воспитатель: какие вы молодцы, ребята! Все запомнили! Смотрите, а наш Мишутка повеселел и хлопает своими лапками от восторга. Он теперь все знает о воде и говорит вам Спасибо!
Ребята, давайте, и мы похлопаем сами себе! Вы, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...