Конспект занятия исследовательской и познавательной деятельности "Воздух"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Ход занятия:
Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет:
Он плывет себе в волнах
На раздутых парусах.
Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.)
А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)
Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?
Дети. В нем спрятался воздух.
Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?
Дети. Винни - Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.
Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?
Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.
Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.
А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу лабораторию?(ответы детей)Тогда проходим к рабочим столам и одеваем фартучки.
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.
Итак: Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох. Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
1опыт.
Воспитатель. Ребята, вы видите воздух?
Дети. Нет.
Воспитатель. Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? ( Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?
Вывод. Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух» В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой) Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Выходи гулять! «зовут»
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду! Потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте
Самого полезного воздуха найду! Руки накрест к плечам
Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду! «фонарики»
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес? »
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?(ответы детей) Как называется техника рисования воздухом?
Давайте вспомним и скажем, какие свойства воздуха мы определили.
1. Воздух внутри нас.
2. Воздух невидим.
3. Воздух принимает форму чего то.
4.. Воздух не имеет запаха.
5 .Воздух легче воды.
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы Тема: « Волшебница - вода»
Знакомство со свойствами воды....
Конспект занятия по развитию познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы Тема: « Волшебница - вода»
Знакомство со свойствами воды....
Конспект занятия по развитию познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы Тема: « Волшебница - вода»
Знакомство со свойствами воды....
Конспект занятия. Образовательная область: Познавательно-исследовательская деятельность «Что растет на грядке?»
Занятие разработано на основе вариативной ОП «Детство» и рабочей программы по Образовательной области: «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социа...
Конспект занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Мыло – фокусник» (младшая группа)
Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением мыла;Задачи:Образовательные:Учить детей делать выводы и умозаключения по результатам экспериментов;Учить детей правилам безопасности при...
Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов».
Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов». Подготовительная группа....
Конспект занятия в области познавательно-исследовательской деятельности с использованием моделирования для детей старшей группы
Конспектзанятия в области познавательно-исследовательской деятельности с использованием моделирования для детей старшей группыФИО воспитателя: Шерстнева Екатерина ВладимировнаВозрастная группа: ...
- Мне нравится (3)