Организация непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите хлеб»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Организация непрерывной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Берегите хлеб»
Возрастная категория: 5-6 лет.
Выполнил: воспитатель Сафонова Л.О.
Цель:
Формировать у детей представление о хлебе, бережное отношение к нему.
Задачи:
1. Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека.
2. Формировать бережное отношения к хлебу.
3. Познакомить с профессией хлебороб.
4. Расширить словарный запас на тему “Хлеб»
Предварительная работа:
НОД «Как хлеб на стол пришел»; Чтение русско-народной сказки «Легкий хлеб»; Чтение украинской сказки «Колосок»; исследование «Рассматривание и сравнение зерен»; заучивание стихотворений о хлебе; подбор и проговаривание пословиц и поговорок о хлебе.
Материалы:
Текст стихотворения Виталия Крупина «Хлеб»; иллюстрации «Хлеб всему голова»; пословицы;
Ход образовательной деятельности
- Организационный момент :
– Ребята, сегодня мы поговорим с вами о самом вкусном и необходимом продукте, без него не обходится ни одно застолье, чаепитие, угощение.
Я загадаю вам загадки, и вы сразу поймете, о чем мы будем с вами говорить.
- Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый (хлеб) - -Правильно это хлеб.
– Вы, конечно, догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе.
Он самый главный на каждом столе.
А вот каким он может, быть вы мне расскажите.
Дидактическая игра, «А какой, он хлеб»
Подбор определений к существительному.
Дети стоят в кругу и передают мяч и называют определения.
Хлеб румяный, свежий, душистый, мягкий и т.д.
Хлеб бывает разный, но обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин. В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Ребята, а вы знаете, откуда к нам пришел хлеб.
Где мы берем хлеб? (в магазине, булочной).
-Его покупают в магазине.
Молодцы!
Скажите, мне кто знает, из чего делают хлеб?
-Пекут из муки.
- А что такое мука, из чего её получают?
- Из зёрен.
-Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку.
А пшеница и рожь, где растут?
- На полях.
Профессия людей, которые трудятся в поле - Хлеборобы
Весной обрабатывается почва на полях, рыхлится, вспахивается, затем люди засевают поля зерновыми культурами, это и рожь, овес, пшеница, гречиха, рис и многие другие.
На протяжении всего летнего периода человек следит за полями, удобряет, поливает, затем наступает уборочная пора.
Какие продукты мы получаем от хлеборобов? - Все крупы, хлеб.
Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются……. хлеборобы.
-Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
-Тракторист.
- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях.
- Ну, вот зёрна созрели. Начинается жатва.
- И на поле выходят другие машины – комбайны.
- Кто работает на комбайне?
- Комбайнёр.
- Что же делает комбайн?
- Собирает колосья.
- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по длинному специальному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
Далее машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
- На мельницу.
-Правильно, и там зерно мелют в муку.
Ребята, а куда потом отправляется мука?
- На хлебозавод, пекарню.
- Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
- Назовите их (булочки, печенье, бублики, пирожные, торты, …)
-А как все эти продукты называются, одним словом?
- Хлебобулочные изделия.
Ребята, вы уже поняли, как трудно получить хлеб и сколько людей и машин трудится над этим. Поэтому к хлебу нужно относиться бережно. Послушайте стихотворение Виталия Крупина «Хлеб»)
Мне не спалось сегодня ночью
Лежа и глядя в потолок
Я вспомнил вдруг, далекий вечер
Где дед мне, преподал урок.
Как я тогда, совсем мальчишкой
На кухню с хлебом забежал
И уронив, буханку на пол
Ее, я в угол за пинал.
Потом с веселыми глазами
Гордясь, за точность моих ног
Сказав: «Что всякое бывает»!
Буханку выбросил и все.
А дед, схватив меня за руку
И со слезами на глазах
Мне рассказал, что ел - в войну он
Как в Ленинграде голодал.
Его слова, тогда не слышал
Обиду в сердце затаил
И лишь с годами, все я понял
Что хлеб - не мяч, а многим жизнь!
( В.Н. Крупин )
Воспитатель:
Вопросы:
- О ком говорится в стихотворении?
- Что сделал мальчик?
- Как вы оцениваете поступок мальчика?
- А как вы обращаетесь с хлебом дома, в садике? (Спросить несколько детей)
- Ребята, а что значит «Бережно относиться»?
(Ответы детей: Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их)
Игра с мячом.
- Задаю вопрос – кидаю мяч, вы ловите и отвечаете.
- Какие зерновые культуры вы знаете? ( Рис, овёс, гречка…)
- Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? ( Пшеничный).
- Изо ржи пекут лепёшки, значит лепёшка какая? ( Ржаная).
- Из кукурузы делают масло, какое? (Кукурузное).
- Из ячменя варят кашу, какую? ( Ячменную).
- Из кукурузы делают хлопья, какие? (Кукурузные).
- Каша из гречки, какая? ( Гречневая).
- Хлопья из овсянки, какие? ( Овсяные).
- Пудинг из риса, какой? ( Рисовый).
- Каша из риса? ( Рисовая).
- Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
-Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
- Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
-Какие машины помогают хлеборобам?
- Трактора, комбайны, грузовые машины.
- Как нужно относиться к хлебу?
- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Ну вот, наше занятие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".
Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"
В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Откуда хлеб на стол пришел?"
Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба для изготовления хлебобулочных изделий. Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить литературные знания детей, посвященны...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Берегите воду! Не губите природу!».
Предлагаю вам конспек непрерывной образовательной деятельности в старшей группе. Данный конспек направлен на развитие познавательных способностей, на воспитание экологически привильного поведени...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Берегите животных"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Берегите животных"...
План - конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа – Хлеб всему голова!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28969838","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных».
Цель: расширять представления детей о многообразии животного мира.Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Датьэлементарные представления о способах охраны животных. Формировать предс...