Организация непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите хлеб»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

"Берегите хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_safonova.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной  образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Берегите хлеб»

Возрастная категория: 5-6 лет.

Выполнил:  воспитатель Сафонова Л.О.

Цель:

 Формировать у детей представление о хлебе, бережное отношение к нему.

Задачи:

1. Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека.

2. Формировать бережное отношения к хлебу.

3. Познакомить с профессией хлебороб.

4. Расширить словарный запас на тему “Хлеб»

Предварительная работа:

НОД «Как хлеб на стол пришел»; Чтение русско-народной сказки «Легкий хлеб»; Чтение украинской сказки «Колосок»; исследование «Рассматривание и сравнение зерен»; заучивание стихотворений о хлебе; подбор и проговаривание пословиц и поговорок о хлебе.

Материалы:

Текст стихотворения Виталия Крупина «Хлеб»; иллюстрации «Хлеб всему голова»; пословицы;


Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент :

– Ребята, сегодня мы поговорим с вами о самом вкусном и необходимом продукте, без него не обходится ни одно застолье, чаепитие, угощение.

Я загадаю вам загадки, и вы сразу поймете, о чем мы будем с вами говорить.

  • Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелый (хлеб)
  • -Правильно это хлеб.

– Вы, конечно, догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе.

Он самый главный на каждом столе.

А вот каким он может, быть вы мне расскажите.

Дидактическая игра, «А какой, он хлеб»

Подбор определений к существительному.


Дети стоят в кругу и передают мяч и называют определения.

Хлеб румяный, свежий, душистый, мягкий и т.д.

Хлеб бывает разный, но обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин. В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Ребята, а вы знаете, откуда к нам пришел хлеб.

Где мы берем хлеб? (в магазине, булочной).

-Его покупают в магазине.

Молодцы!

Скажите, мне кто знает, из чего делают хлеб?

-Пекут из муки.

- А что такое мука, из чего её получают?

- Из зёрен.

-Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку.

А пшеница и рожь, где растут?

- На полях.

Профессия людей, которые трудятся в поле - Хлеборобы


Весной обрабатывается почва на полях, рыхлится, вспахивается, затем люди засевают поля зерновыми культурами, это и 
рожь, овес, пшеница, гречиха, рис и многие другие.

На протяжении всего летнего периода человек следит за полями, удобряет, поливает, затем наступает уборочная пора.

Какие продукты мы получаем от хлеборобов? - Все крупы, хлеб. 
Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются……. хлеборобы.

-Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

-Тракторист.

- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях.

- Ну, вот зёрна созрели. Начинается жатва.

- И на поле выходят другие машины – комбайны.

- Кто работает на комбайне?

- Комбайнёр.

- Что же делает комбайн?

- Собирает колосья.

- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по длинному специальному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.

Далее машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

- На мельницу.

-Правильно, и там зерно мелют в муку.

Ребята, а куда потом отправляется мука?

- На хлебозавод, пекарню.

- Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.

А что еще пекут из муки кроме хлеба?

- Назовите их (булочки, печенье, бублики, пирожные, торты, …)

-А как все эти продукты называются, одним словом?

- Хлебобулочные изделия.


Ребята, вы уже поняли, как трудно получить хлеб и сколько людей и машин трудится над этим. Поэтому к хлебу нужно относиться бережно. Послушайте стихотворение Виталия Крупина «Хлеб»)

Мне не спалось сегодня ночью

Лежа и глядя в потолок

Я вспомнил вдруг, далекий вечер

Где дед мне, преподал урок.

Как я тогда, совсем мальчишкой

На кухню с хлебом забежал

И уронив, буханку на пол

Ее, я в угол за пинал.

Потом с веселыми глазами

Гордясь, за точность моих ног

Сказав: «Что всякое бывает»!

Буханку выбросил и все.

А дед, схватив меня за руку

И со слезами на глазах

Мне рассказал, что ел - в войну он

Как в Ленинграде голодал.

Его слова, тогда не слышал

Обиду в сердце затаил

И лишь с годами, все я понял

Что хлеб - не мяч, а многим жизнь!

( В.Н. Крупин )

Воспитатель:

Вопросы:

  • О ком говорится в стихотворении?
  • Что сделал мальчик?
  • Как вы оцениваете поступок мальчика?
  • А как вы обращаетесь с хлебом дома, в садике? (Спросить несколько детей)
  • Ребята, а что значит «Бережно относиться»?

(Ответы детей: Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их)

Игра с мячом.

- Задаю вопрос – кидаю мяч, вы ловите и отвечаете.
- Какие зерновые культуры вы знаете? ( Рис, овёс, гречка…)
- Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? ( Пшеничный).
- Изо ржи пекут лепёшки, значит лепёшка какая? ( Ржаная).
- Из кукурузы делают масло, какое? (Кукурузное).
- Из ячменя варят кашу, какую? ( Ячменную).
- Из кукурузы делают хлопья, какие? (Кукурузные).
- Каша из гречки, какая? ( Гречневая).
- Хлопья из овсянки, какие? ( Овсяные).
- Пудинг из риса, какой? ( Рисовый).
- Каша из риса? ( Рисовая).

- Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

-Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

- Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

-Какие машины помогают хлеборобам?

- Трактора, комбайны, грузовые машины.

- Как нужно относиться к хлебу?

- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Ну вот, наше занятие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"

В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Откуда хлеб на стол пришел?"

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба для изготовления хлебобулочных изделий.  Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить литературные знания детей, посвященны...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Берегите воду! Не губите природу!».

Предлагаю вам конспек непрерывной  образовательной деятельности в старшей группе. Данный конспек направлен на развитие познавательных способностей, на воспитание экологически привильного поведени...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Берегите животных"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Берегите животных"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных».

Цель: расширять представления детей о многообразии животного мира.Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Датьэлементарные представления о способах охраны животных. Формировать предс...