Знакомство с исторической жилой архитектурой родного города
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Корягина Анна Валерьевна

Знакомство с исторической жилой архитектурой родного города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект архитектура22.76 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога, педагогов

Корягина А.В, Горина И.В.

Должность

Воспитатели

Место работы

МБДОУ «Детский сад № 4»

Возрастная группа

Подготовительная

Образовательная область

« Познание»

Тема занятия

«Знакомство с исторической жилой архитектурой родного города»

Используемая образовательная программа

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н.Е. Вераксы)

Цель

Приобщение детей к  истории  годного города, через знакомство с архитектурой. Воспитание любви и уважения к родному городу и людям, гордости за свой родной город.

Программные задачи:

1.Познакомить детей с историческими архитектурными постройками города Чистополя. 2.Обогатить словарный запас детей: купец,  архитектор,  фасад,  фронтон,  люкарна,  лопатка, портик,  палисадник.  

3.Развивать интерес к истории  родного города.  

4.Воспитывать чувство гордости зав наш город.

Предварительная работа

Беседы по истории родного края, рассматривание наборов открыток, иллюстраций, книг с изображением города Чистополя, просмотр слайдов о Чистополе, разучивание стихотворений о Чистополе.

Дидактическое обеспечение занятия наглядность, раздаточный материал

 Презентация с иллюстрациями о городе , картинки, наборы открыток о Чистополе, альбомы, игра- пазлы  «Достопримечательности Чистополя»

Структура занятия

Вводная часть -5мин.

Основная часть-22мин.

Заключительная часть-3мин.

Интеграция образовательных областей

« Познание», « Коммуникация», « Художественно –эстетическое развитие»

Словарная работа

купец,  архитектор,  фасад,  фронтон,  люкарна,  лопатка, портик,  палисадник.  

Этапы работы

Ход  ООД:

Вводная часть

Ребята, я хочу вас познакомить с стихотворением Стаса Бакаева:  « Моему городу посвящается».

                                       На сапфировой ленте  Прикамья,

                                       Изумрудом сияет Чистополь,

                                       Воды точат и точат камешки,

                                       Ограняя до блеска лучистого,

                                       В кружевах, да с узорными нитями,

                                       Древний Булгар- орнаменты волжские,

                                       Купола православных обителей,

                                       Блещут золотом в радости Божей,

                                       Утопает в садах сочной зелени,

                                      Древний город, домов купеческих.

                                      Стал ты музою для поколений,

                                      Колыбелью для родного Отечества.

Дети, о каком городе говориться в этом стихотворении? ( о Чистополе)

Ребята, а вы обратили  внимание, с чем  автор сравнивает наш город? ( с драгоценностью. )

                                     « На сапфировой ленте Прикамья,

                                        Изумрудом сияет Чистополь»

Такие стихи мог написать только человек влюбленный в свой город.

А вы любите наш город?(Да)  А почему? (Потому, что он очень красивый и есть много достопримечательностей)

А с какими достопримечательностями вы уже знакомы?(Никольский собор, музей уездного города, музей Б.Пастернака, аллея героев, и.т.д. )

 Да правильно, мы были там  с вами на экскурсиях.

А еще поэт написал:

                                          «Утопает в садах сочной зелени,

                                           Древний город, домов купеческих»

Как вы думаете, почему он так написал?

Наш город  имеет более двухвековую  историю. И в старину Чистополь  считался вторым городом по значению после Казани.   В нем жили не только рабочие,  ремесленники, но и богатые купцы. Купцы занимались торговлей разными товарами.  

Основная часть

Вот сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию и познакомить  с достопримечательностями нашего города, расположенные по улице Ленина.

В далекие времена эта улица называлась Архангельская или Базарная.

Как вы думаете, почему она так называлась?

( На ней располагались магазины и торговые лавки).

Каждый из купцов хотел построить самый красивый дом, чтоб ни у кого такого дома больше не было. Они приглашали известных архитекторов , чтобы осуществить задуманное.

Архитектор в переводе с греческого: « главный строитель»- квалифицированный специалист, который  осуществляет архитектурное проектирование.

 Возьмите в руки волшебные подзорные трубы и давайте рассмотрим  наши старинные дома.  

Слайд №2

Жилой дом купца Кирпичникова  С.М. построен в конце 19 века. На первом этаже размещались торговые лавки, на втором  жил сам купец с семьей.

Это двухэтажное, здание с красивым  фасадом. Фасад- наружная сторона дома. По середине здания расположена арка, на втором этаже -  кованный  ажурный балкон.  На первом этаже  расположены  витринные окна.   На втором этаже окна узкие.  Над  карнизами  возвышаются по бокам треугольные фронтоны. Фронтон – завершающее украшение  фасада здания. А по центру- полуцилиндрическая люкарна.  Люкарна -это оконный проем на  крыше.

Слайд№3

А теперь, ребята,  познакомимся с  домом купчихи Суродеевой М.Г. Он был  построен в 1847г . В конце 19 века его приобрел купец Мешкичев И.Л.

Двухэтажное  здание. Фасад делится широкими  лопатками. Лопа́тка  — вертикальный плоский выступ стены. Она является  декоративным элементом. На первом этаже витринные окна.  Окна на втором этаже небольшие  вписаны в арки. Фасад завершен профильным карнизом.

 Как вы думаете, почему на первом этаже окна  делали больше,  чем на втором? ( потому, что на первом этаже  купцы занимались торговлей , а второй этаж использовали под жилье.)

Ребята, а что сейчас располагается в этих домах? (магазины)

Слайд№4

А еще я вас хочу познакомить с домом купца Е.Д. Мясникова, который построили в 1870г.

 Дом имеет два входа: главный – с портиком в четыре колонны и гипсовыми скульптурами лежащих и ревущих львов по бокам лестницы, и дворовый- с крыльцом и навесом на тонких столбиках .Портик- крытая галерея, перекрытие которой  опирается на колонны. Окна на фасаде здания высокие и узкие. Особенно детально отделан главный фасад, выходящий в палисадник, огороженный чугунной решеткой. Палиса́дник — участок между домом и тротуаром, огороженный забором (палисадом). Дворовый фасад- двухэтажный.

Может мне кто ответит из вас, что располагается в этом доме сейчас? ( Дворец бракосочетания)  

Да. Именно в этом здании ваши родители получили свой первый семейный документ : свидетельство о регистрации брака. И именно в этом здании они получили  первый документ о том,  что стали родителями: ваше свидетельство о рождении.

Наш Чистопольский дворец бракосочетания является одним из старейших и самым красивым в Республике.

А сейчас я вам предлагаю  подойти к столам, разделиться на две команды и собрать пазлы с изображением достопримечательностей нашего города.

Первая команда какую картину собирала? ( Дворец бракосочетания)

А вторая? ( Никольский собор)

На берегу какой реки расположен Никольский собор? ( Камы)

В каком городе находится Никольский собор? ( в Чистополе)

Заключительная часть

Заинтересовало ли  вас сегодняшнее занятие ?

Что нового и интересного узнали?

А с кем бы вы захотели поделиться  с полученными знаниями ?

А что бы вы рассказали?

Я надеюсь, что вы, ребята, проходя мимо старинных домов нашего города, полюбуетесь ими, рассмотрите каждую деталь фасада, чтобы в своих постройках из конструктора  применять полученные  знания.

                          Он не древний, мой город, не новый,

                          Город старый, но самый родной,

                          Город Чистополь- город портовый,

                          Камской чистой омытый водой.

Используемая литература

1.От  рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н.Е. Вераксы)

2.Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан – Т.I.- Административные районы.- Казань: Издательство « Мастер-Лайн»; 1999г. стр 369

3. Чистополь и чистопольцы из прошлого и настоящего ( под ред Л. Абрамова) Издательство  « По городам и весям» 2004г  стр 273

4. Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Знакомимся с архитектурой родного города"

Что такое архитектура,ее место в жизни человека?...

Презентация к проекту "Знакомимся с архитектурой родного города"

Познавательный проект в старшей группе детского сада....

Архитектура родного города

Знакомство детей с архитектурными памятниками Москвы: Кремлем, Большим театром....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области.      Конспект...

Конспект"Знакомство с исторической архитектурой родного города"

Конспект  для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область "Познание"...

ПРОЕКТ «Мой город» «Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города»

ПРОЕКТ «Мой город» «Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города»...