конспект Проектно-исследовательской деятельности "Этот удивительный песок"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект проектно-исследовательской деятельности
для детей старшей группы «Этот удивительный песок».
Цель: Создание условий для развития познавательно –исследовательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать познавательный интерес к неживой природе.
- Систематизировать знания детей о песке, его свойствах.
Развивающие:
- Развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
- Развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Городского округа Балашиха
Детский сад № 1 «Росинка»
Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Ольгино,
ул. Граничная. д.22,стр.1
Конспект проведения
проектно-исследовательской деятельности
«Этот удивительный песок»
с детьми старшей группы «Улыбка»
Подготовили и провели:
Казунина Е.Н.
воспитатель
Городской округ Балашиха
Московской области 2019
Конспект проектно-исследовательской деятельности
для детей старшей группы «Этот удивительный песок».
Цель: Создание условий для развития познавательно –исследовательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать познавательный интерес к неживой природе.
- Систематизировать знания детей о песке, его свойствах.
Развивающие:
- Развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
- Развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Оборудование и материалы:
-Пиктограммы со схематическим изображением мокрого и сухого песка;
-Ракушки, камни
-Раздаточные контейнеры с песком;
-Лупы, одноразовые тарелки, вода, влажные салфетки, мелки разноцветные, коктейльные трубочки, ведерки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
-Мои юные исследователи, что же мы сегодня будем исследовать и изучать? Попробуйте угадать, что находится в этой коробочке, это и будет ответом. (Воспитатель дает детям коробочку с песком встряхнуть , чтобы по звуку догадаться, понюхать,чтобы определить по запаху). Не получается догадаться что там? Тогда слушайте загадку:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
И в стекле расплавлен даже. (Песок)
-Правильно, это песок. (Воспитатель открывает коробочку, показывает детям отгадку).
-Где в природе можно увидеть много песка? (В пустыне, на пляже, в песочнице, в горах)
-Как вы думаете, откуда берется песок? (Песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек- показ камней и ракушек)
-Ребята, песок называют «полезным ископаемым», а почему? (Песок появился много столетий назад и человек использует его в своей деятельности.)
- Для чего песок нужен человеку? (Для игр, строительства, изготовления стекла и песочных часов.)
Опыт 1 «Какой он?»
- Я предлагаю взять стаканчик с песком и насыпать в тарелочку. Легко ли он сыпется? (Легко)
-Если песок сыпется, то он какой? (Сыпучий, легкий, рассыпающийся).
-Попробуйте взять его пальцами, щепотку. Легко ли его брать?
-А имеет ли песок запах? Цвет?
Опыт 2 «Ветер и песок»
-Возьмите коктейльные трубочки и подуйте аккуратно через них на песок. Что с песком происходит? (Песок может двигаться, когда дует ветер).
Опыт 3
-А теперь возьмем вот такое приспособление. Как оно называется? (Лупа, увеличительное стекло)
-Почему его так называют? (Потому что оно увеличивает маленькие предметы, которые плохо разглядеть).
-Возьмем лупу и рассмотрим, из чего состоит песок? (Из зернышек, песчинок).
-Как они выглядят? (Маленькие, кругленькие, белые, желтые, прозрачные)
-Какой они расположены? (каждая песчинка лежит отдельно и не прилипает к другой, потому что между ними воздух).
- Мы сказали что песок сыпучий. Можно ли из сухого песка что-нибудь слепить? Почему? (Нет, он не держит форму).
-Какой можно сделать вывод о свойстве песка? (Он сыпучий, без запаха, если подуть песчинки легко разлетаются)
-Из сухого песка ничего не построишь, но с ним тоже можно поиграть. предлагаю вам игру «Песочные прятки». В песке спрятались игрушки и вам надо их быстро найти.
(Игра проводится между двумя участниками. У каждого участника емкости с песком, в которых спрятано одинаковое количество мелких игрушек. Побеждает тот, кто за отведенное время отыщет их большее количество. Время фиксируется песочными часами).
Опыт 4
-Продолжаем наши исследования. А теперь в сухой песок нальем немного воды. Что стало с водой? Куда она делась? Каким стал песок? (Песок пропускает воду и стал мокрым и темнее, из него можно теперь лепить, строить. Песчинки слиплись друг с другом, и если подуть он не разлетается).
-Ребята, а как вы думаете, какой песок тяжелее сухой или сырой? Узнаем, проведя эксперимент. У меня два ведерка: одно с сухим песком, второе- с сырым. Самому смелому исследователю я завязываю повязкой глаза, и он попытается определить какое ведерко тяжелее.
(Этот эксперимент проводится с 2-3 детьми, делается вывод, что мокрый песок тяжелее сухого).
(Далее воспитатель знакомит детей с новыми пиктограммами, которые схематично изображаю свойства песка: сухой и сырой).
-Ребята, а знаете ли вы, что песок в природе может встречаться разного цвета: белый, желтый, красный, серый. Это зависит от того, из камня какого цвета он появился.
Опыт 5 «Разноцветный песок»
-И мы можем песок покрасить. У нас для этого есть цветные мелки
(Воспитатель показывает опыт. Аккуратно разминает цветной мелок и смешивает его с песком. Перемешивает).
-Что стало с песком? (Он стал цветным).
-Мы сегодня с вами не только побыли исследователями, но и немного волшебниками.
А еще у меня для вас есть загадка: картинки на которых нарисованы стекло, жемчуг, часы песочные, пустыня, сахар. У них есть одно общее слово, которое их объединяет. Какое? (Если дети затрудняются, воспитатель подводит их наводящими вопросами к правильному ответу- слово «песок». Объясняет почему это слово общее для всех предметов).
-Детский писатель-поэт Владимир Бредихин написал стихотворение про песок, послушайте:
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз –
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
Затем воспитатель предлагает детям в песочнице сделать постройку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» старшая группа № 12 «Лучики»
Познать неизведанное, самостоятельно провести опыт, что может быть лучше для любопытного дошколенка....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» для детей старшей группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844760","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844762","...
Конспект проектно-исследовательской работы "Выращивание кристалла соли"
Конспект проектно-исследовательской работы "Выращивание кристалла соли"...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» в старшей группе.
Тема: « Удивительный песок»Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраст...
Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"
Мастер-класс для педагогов и родителей...
Конспект проектно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Огород на окне»
В Детский сад пришла весна, Мы посеем семена. В чёрную земельку, В мягкую постельку. Ты, горошек, уродись, Над землёю поднимись. С пышными цветами. С крупными стручками!...
Конспект по познавательному развитию "Удивительный песок"
Образовательная деятельность осуществлялась в средней группе с воспитанниками 4-5 лет по познавательному развитию. Дети регулярно посещают детский сад, активны и подвижны. Во время занятий у дет...