конспект Проектно-исследовательской деятельности "Этот удивительный песок"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Конспект проектно-исследовательской деятельности

для детей старшей группы «Этот удивительный песок».

 

Цель: Создание условий для развития познавательно –исследовательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.

Задачи:

Образовательные:

  1. Развивать познавательный интерес к неживой природе.
  2. Систематизировать  знания детей о песке, его свойствах.

Развивающие:

  1.  Развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
  2. Развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;

Воспитательные:

  1.  Воспитывать бережное отношение к природе;
  2. Воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Городского округа Балашиха

Детский сад  № 1 «Росинка»

Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Ольгино,

 ул. Граничная. д.22,стр.1

Конспект проведения

проектно-исследовательской деятельности

«Этот удивительный песок»

с детьми старшей группы  «Улыбка»

Подготовили и провели:

Казунина Е.Н.

воспитатель

Городской округ Балашиха

Московской области 2019

Конспект проектно-исследовательской деятельности

для детей старшей группы «Этот удивительный песок».

Цель: Создание условий для развития познавательно –исследовательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.

Задачи:

Образовательные:

  1. Развивать познавательный интерес к неживой природе.
  2. Систематизировать  знания детей о песке, его свойствах.

Развивающие:

  1.  Развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
  2. Развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;

Воспитательные:

  1.  Воспитывать бережное отношение к природе;
  2. Воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Оборудование и материалы: 

-Пиктограммы со схематическим изображением мокрого и сухого песка;

-Ракушки, камни

-Раздаточные контейнеры с песком;

-Лупы, одноразовые тарелки, вода, влажные салфетки, мелки разноцветные, коктейльные трубочки, ведерки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

-Мои юные исследователи, что же мы сегодня будем исследовать и изучать? Попробуйте угадать, что находится в этой коробочке, это и будет ответом. (Воспитатель дает детям коробочку с песком встряхнуть , чтобы по звуку догадаться, понюхать,чтобы определить по запаху). Не получается  догадаться что там? Тогда слушайте загадку:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже,

И в стекле расплавлен даже. (Песок)

-Правильно, это песок. (Воспитатель открывает коробочку, показывает детям отгадку).

-Где в природе можно увидеть много песка? (В пустыне, на пляже, в песочнице, в горах)

-Как вы думаете, откуда берется песок? (Песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек- показ камней и ракушек)

-Ребята, песок  называют «полезным ископаемым», а почему? (Песок появился много столетий назад и человек использует его в своей деятельности.)

- Для чего песок нужен человеку? (Для игр, строительства, изготовления стекла и песочных часов.)

Опыт 1 «Какой он?»

- Я предлагаю взять стаканчик с песком и насыпать в тарелочку. Легко ли он сыпется? (Легко)

-Если песок сыпется, то он какой? (Сыпучий, легкий, рассыпающийся).

-Попробуйте взять его пальцами, щепотку. Легко ли его брать?

-А имеет ли песок запах? Цвет?

Опыт 2 «Ветер и песок»

-Возьмите коктейльные трубочки и подуйте аккуратно через них на песок. Что с песком происходит? (Песок может двигаться, когда дует ветер).

Опыт 3

-А теперь возьмем вот такое приспособление. Как оно называется? (Лупа, увеличительное стекло)

-Почему его так называют? (Потому что оно увеличивает маленькие предметы, которые плохо разглядеть).

-Возьмем лупу и рассмотрим, из чего состоит песок? (Из зернышек, песчинок).

-Как они выглядят? (Маленькие, кругленькие, белые, желтые, прозрачные)

-Какой они расположены? (каждая песчинка лежит отдельно и не прилипает к другой, потому что между ними воздух).

- Мы сказали что песок сыпучий. Можно ли из сухого песка что-нибудь слепить? Почему? (Нет, он не держит форму).

-Какой можно сделать вывод о свойстве песка? (Он сыпучий, без запаха, если подуть песчинки легко разлетаются)

-Из сухого песка ничего не построишь, но с ним тоже можно поиграть. предлагаю вам игру «Песочные прятки». В песке спрятались игрушки  и вам надо их быстро найти.

(Игра проводится между двумя участниками. У каждого участника емкости с песком, в которых спрятано одинаковое количество мелких игрушек. Побеждает тот, кто за отведенное время отыщет их большее количество. Время фиксируется песочными часами).

Опыт 4

-Продолжаем наши исследования. А теперь в сухой песок нальем немного воды. Что стало с водой? Куда она делась? Каким стал песок? (Песок пропускает воду и стал мокрым и темнее, из него можно теперь лепить, строить. Песчинки слиплись друг с другом, и если подуть он не разлетается).

-Ребята, а как вы думаете, какой песок тяжелее сухой или сырой? Узнаем, проведя эксперимент. У меня два ведерка: одно с сухим песком, второе- с сырым. Самому смелому исследователю я завязываю повязкой  глаза, и он попытается определить какое ведерко тяжелее.

(Этот эксперимент проводится с 2-3 детьми, делается вывод, что мокрый песок тяжелее сухого).

(Далее воспитатель знакомит детей с новыми пиктограммами, которые схематично изображаю свойства песка: сухой и сырой).

-Ребята, а знаете ли вы, что песок  в природе может встречаться разного цвета: белый, желтый, красный, серый. Это зависит от того,  из камня какого цвета  он появился.

Опыт 5 «Разноцветный  песок»

-И мы можем  песок покрасить. У нас для этого есть цветные мелки

(Воспитатель показывает опыт. Аккуратно разминает цветной мелок и смешивает его с песком. Перемешивает).

-Что стало с песком? (Он стал цветным).

-Мы сегодня с вами не только побыли исследователями, но и немного волшебниками.

А еще у меня для вас есть загадка: картинки на которых нарисованы стекло, жемчуг, часы песочные, пустыня, сахар. У них есть одно общее слово, которое их объединяет. Какое? (Если дети затрудняются, воспитатель подводит их наводящими вопросами к правильному ответу- слово «песок». Объясняет почему это слово общее для всех предметов).

-Детский писатель-поэт Владимир Бредихин  написал стихотворение про песок, послушайте:

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость - дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз –

Весь мир песку был скучен...

И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В песочнице отныне.

Затем воспитатель предлагает детям в песочнице сделать постройку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» старшая группа № 12 «Лучики»

Познать неизведанное, самостоятельно провести опыт, что может быть лучше для любопытного дошколенка....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» для детей старшей группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844760","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844762","...

Конспект проектно-исследовательской работы "Выращивание кристалла соли"

Конспект проектно-исследовательской работы "Выращивание кристалла соли"...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» в старшей группе.

Тема: « Удивительный песок»Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраст...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...

Конспект проектно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Огород на окне»

В Детский сад пришла весна, Мы посеем семена. В чёрную земельку, В мягкую постельку. Ты, горошек, уродись, Над землёю поднимись. С пышными цветами. С крупными стручками!...

Конспект по познавательному развитию "Удивительный песок"

Образовательная деятельность осуществлялась в средней группе с воспитанниками 4-5 лет по познавательному развитию. Дети регулярно посещают детский сад, активны и подвижны. Во время занятий у  дет...