Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе для детей с ОНР "Весна в природе".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Граник Наталья Александровна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе для детей с ОНР "Весна в природе" (с использованием технологий: игровой, ИКТ, здоровье сберегающих). Составила учитель-логопед Граник Наталья Александровна.

Цель - обобщение и закрепление знаний детей по л.т. «Весна» и «Дикие животные»; развитие познавательной и речевой активности детей.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1.    Развивать лексико-грамматический строй речи детей:

·         Закреплять представления детей о весне и её приметах.

·         Активизировать словарь по лексическим темам «Весна» и «Дикие животные».

·         Упражнять в умении подбирать определения к имени существительному.

·         Упражнять в умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе. 

·         Упражнять в умении образовывать существительные, обозначающие самок и детёнышей диких животных (с суффиксами –онок-, -ёнок-).

  • Упражнять в умении употреблять существительные в творительном падеже с предлогом «с».

2.    Развивать языковой анализ, синтез и представления:

·         Продолжать работу по умению выделять в начале слова звуки [с] и [с`].

·         Продолжать работу по дифференциации звуков [с] и [с`].

·         Продолжать формировать знания детей о гласных и согласных звуках.

·         Продолжать работу по развитию навыка звукового и слогового анализа и синтеза  слов.

3.    Развивать общие речевые навыки:

·         Продолжать работу над плавным, продолжительным речевым выдохом.

·         Продолжать работу над ритмическим рисунком слова, чёткостью дикции и  умением использовать различные интонации в диалогической речи.

4.    Продолжать работу по координации речи с движением, по развитию общей и мелкой моторики.

5.    Продолжать работу по развитию зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

6.    Продолжать работу по развитию связной речи детей.

Психолого-педагогические:

1.    Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание.

2.    Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь.

3.    Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы товарищей, проявлять самостоятельность при выполнении заданий.

4.    Создать благоприятную психологическую обстановку для детей, учитывая их индивидуальные особенности.

Оснащение: мультимедийный комплекс, презентация «Весна в природе», коврографы – 3 шт., цветы для весны, игрушка «солнышко», мягкие плоскостные изображения диких животных и их детёнышей, игрушки «массажные ёжики», картинки «большой ручей» и «маленький ручеёк», «волшебный мешочек», предметные картинки со звуками [с] и [с`] в начале слов, индивидуальные коврики со «звукариками», разрезная картинка «весна».

Используемые технологии: игровая, ИКТ, здоровье сберегающие.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное.

Художественно-эстетическое.

Физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект (ход занятия)462.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №39 комбинированного вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми

в старшей  группе для детей с ОНР «Весна в природе»

(с использованием технологий: игровой, ИКТ, здоровье сберегающих)

Составила: учитель – логопед

Граник Наталья Александровна

Санкт-Петербург

2016 год

Цель - обобщение и закрепление знаний детей по л.т. «Весна» и «Дикие животные»; развитие познавательной и речевой активности детей.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать лексико-грамматический строй речи детей:
  • Закреплять представления детей о весне и её приметах.
  • Активизировать словарь по лексическим темам «Весна» и «Дикие животные».
  • Упражнять в умении подбирать определения к имени существительному.
  • Упражнять в умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.  
  • Упражнять в умении образовывать существительные, обозначающие самок и детёнышей диких животных (с суффиксами –онок-, -ёнок-).
  • Упражнять в умении употреблять существительные в творительном падеже с предлогом «с».
  1. Развивать языковой анализ, синтез и представления:
  • Продолжать работу по умению выделять в начале слова звуки [с] и [с`].
  • Продолжать работу по дифференциации звуков [с] и [с`].
  • Продолжать формировать знания детей о гласных и согласных звуках.
  • Продолжать работу по развитию навыка звукового и слогового анализа и синтеза  слов.
  1. Развивать общие речевые навыки:
  • Продолжать работу над плавным, продолжительным речевым выдохом.
  • Продолжать работу над ритмическим рисунком слова, чёткостью дикции и  умением использовать различные интонации в диалогической речи.
  1. Продолжать работу по координации речи с движением, по развитию общей и мелкой моторики.
  2. Продолжать работу по развитию зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
  3. Продолжать работу по развитию связной речи детей.

Психолого-педагогические:

  1. Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
  2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь.
  3. Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы товарищей, проявлять самостоятельность при выполнении заданий.
  4. Создать благоприятную психологическую обстановку для детей, учитывая их индивидуальные особенности.

Оснащение: мультимедийный комплекс, презентация «Весна в природе», коврографы – 3 шт., цветы для весны, игрушка «солнышко», мягкие плоскостные изображения диких животных и их детёнышей, игрушки «массажные ёжики», картинки «большой ручей» и «маленький ручеёк», «волшебный мешочек», предметные картинки со звуками [с] и [с`] в начале слов, индивидуальные коврики со «звукариками», разрезная картинка «весна».

Используемые технологии: Игровая, ИКТ, здоровье сберегающие.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное.

Художественно-эстетическое.

Физическое развитие.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент.

(Развитие слухового внимания, мышления. Создание эмоционально положительного фона. Сообщение темы занятия.)

(Слайд 1)

(Слайд 2)

- День сегодня необычный,

  Удивить хочу я вас.

  В путешествие большое

  Мы отправимся сейчас …

- А к кому в гости мы отправимся, вы мне сейчас сами скажите.

(Слайд 3)

- Послушайте загадку:      

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

- Ну, конечно. Вот она красавица-весна.

(Слайд 4)

- Возьмите по цветку из корзинки:

Мы цветы весне подарим,

А с цветами и похвалим.

Друг за другом, не стесняйтесь.

Только, чур, не повторяйтесь!

- Подарите весне свой цветок и скажите, какая она.

- Я начну: «Весна – красивая.»

(прикрепить цветок на коврограф)

- Сегодня мы вспомним, что же происходит в природе весной, поиграем с дикими животными.

А помогать нам будет «в.экран».

- Пожалуйста, садитесь.

  1. Вспоминаем приметы весны.

(Подбор однокоренных слов к слову «солнце»; подбор существительных к слову «солнечный». Уточнение и закрепление знаний о весне и её признаках.)

- Весной в небе всё чаще и чаще светит солнце.

(Слайд 5)

- Как мы ласково называем солнце?

- А как мы называем погоду, когда светит солнышко?

- Что ещё может быть солнечным?

- Молодцы!

- Солнышко пригрело и разбудило медведицу.

(прикрепить на коврограф медведицу)

- Всю зиму она проспала в берлоге со своим медвежонком и сейчас не понимает, какое время года, пора ли ей будить медвежонка. Давайте ей поможем, расскажем, что произошло в природе с наступлением весны.

- Свой ответ начинайте со слова «весной». А поможет нам, конечно, солнышко и наш волшебный экран.

(Приметы по очереди появляются на слайде.

(Слайд 5)

  1. «Капель».

(Работа над ритмом; слоговой анализ.)

- Вспомнить пословицу про ещё одну весеннюю примету нам поможет…

(Слайд 6)

- Послушаем стих-е и покажем, как капают капельки:

Кап-ля раз, кап-ля два.

Кап-ли мед-лен-но спер-ва,

А по-том, по-том, по-том,

Всё бе-гом, бе-гом, бе-гом.

  1. Стихи о весне. 

(Развитие связной речи; совершенствование общих речевых навыков: употребление диалогической речи, различных интонаций в диалоге.)

(Слайд 7)

- Вспомните стихи о весне.

Каждый день, всегда, везде:

На занятиях, в игре

Внятно, чётко говорим,

Никогда мы не спешим!            

- Весна наступила – пора медведице будить своего медвежонка.

(Слайд 8)

Давайте поможем ему проснуться.

  1. Физминутка.

(Координация речи с движением; развитие общей моторики.)

Мишка вылез из берлоги,                        

Огляделся на пороге,                              

Потянулся он со сна:                              

«К нам опять пришла весна!»                  

  1. Игра «У кого какой детёныш».

(Образование существительных, обозначающих самок и детёнышей диких животных; употребление существительных в творительном падеже с предлогом «с»)

- Теперь медведица с медвежонком.

(на коврограф – медвежонка)

(Слайд 9)

- Весной и другие лесные звери выводят своих детёнышей.

- Но, послушайте … (Слайд 10)

У мамочек звериных случилась беда.

Их детки разбежались, кто куда …

Давайте поможем их отыскать,

Чтоб больше не стали они убегать!

(на коврографе – дикие животные – «мамы»)

- Кто это?

- Кто его мама?

- Поставь лисёнка рядом с мамой. С кем теперь лисица?

- Молодцы!

Мамам звериным мы помогли.

Всех их детишек вместе нашли.

  1. Массаж ладоней.

(Мелкая моторика).

- Звериные мамочки очень рады, что нашли своих деток.

Мама ежиха гладит своего колючего ежонка. 

(Слайд 11)    

- Потрогаем и мы спинки ёжиков. Действительно ли они колючие?

(из корзиночки «выкатываются» игрушки - «массажные ёжики»)

- Гладила мама-ежиха ежат:                

- «Что за пригожие детки лежат!»    

- Молодцы!

8. Слоговой анализ.

(Слайд 12)

- Посмотрите на картинку. На картинке: волк, белка, ёж, лиса, заяц, лось.

Весна попросила нас помочь диким животным разместиться на полянке.

Там, где 1 ёлочка посадить животных, в названиях которых 1 слог.

А там, где 2 ёлочки – животных, в названиях которых 2 слога.

- Давайте по очереди прохлопаем названия животных …

(животные «перемещаются» в соответствии с количеством слогов).

(Слайды с 12 по 18)

- Молодцы! Теперь в весеннем лесу все на своих местах.

- А мы путешествуем дальше…

(Слайд 19)

9. «Весенние ручейки». (Работа над плавным, продолжительным речевым выдохом; правильным произношением.)

- Вы послушайте ребятки от весны для вас загадку:

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня…

(Слайд 20.1)

- Да, весной снег тает и бегут большие ручьи и маленькие ручейки. И песенки у них разные…

Встанем и споём их песенки.

- Вот - большой ручей.

(Слайд 20.2)

- Он поёт: ССССС …

 (нос - вдох, выдох – рот).

- Вот – маленький ручеёк.

(Слайд 20.3)

- Маленький ручеёк поёт: СьСь…

Звуки [с] и [с`]:

- Чем они похожи?

- А чем различаются?

- Молодцы! Садитесь.

10. Игра «Подарим подарки». (Дифференциация звуков [с]  и [с`] в начале слов.)

(взять «волшебный мешочек», в котором предметные картинки на звуки [с] и [с`])

(Слайд 20.4)

- Посмотрите ребята, волшебный экран нам подсказывает, что весна ещё что-то нам передаёт.

(Достать «волшебный мешочек».)

- Здесь в мешочке какие-то картинки и записка:

Подарите ручью и ручейку подарки,

Картинки по очереди берите

И чётко слова произносите.

(на коврографе картинки – «большой ручей» и «маленький ручеёк»)

- Что это?

- Какой 1-й звук в этом слове?

11. Звуковой анализ слова «СОК».

(Развитие фонематических представлений, фонематического анализа.)

- В волшебном мешочке осталась ещё одна картинка.

Нам её покажет «в.э.»:

(Слайд 21.1)

 - Что это? 

- Правильно!

- Нужно выложить схему слова «сок» на ковриках. Давайте сядем за стол.

 

- А теперь проверим.

- Какой первый (второй, третий) звук в слове СОК?

- В.э., покажи, правильно ли мы составили схему?

(Слайд 21.2)

- Сколько гласных звуков?

- Назовите его.

- Сколько согласных?

- Назовите согласные звуки.

- Сколько всего звуков?

12. Игра «Собери картинку» (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.)

(в конверте разрезная картинка «Весна»)

- Ребята! Весна передала нам свою фотографию, но подул весенний ветерок и фотография разлетелась.

Возьмите по одной части и вместе соберём фотографию!

- «В.э.» снова нам поможет – правильно мы собрали?

(Слайд 22)

- Молодцы! У нас всё получилось!

13. Завершение занятия.

(Итог занятия.)

- Ребята, а теперь скажем спасибо весне за такое интересное путешествие.

Мне очень понравилось. А вам?

- Какая игра понравилось больше всего?

- Молодцы, ребята!

(Слайд 23)

Дети под музыку входят, здороваются с гостями и становятся полукругом.

- Это время года – весна.

Берут по цветку из корзинки.

По очереди прикрепляют цветы к коврографу - «дарят» весне, называя определения к слову «весна» (ранняя, долгожданная, тёплая, солнечная, звонкая …)

Садятся на стулья.

- Солнышко.

- Солнечная погода.

Подбирают существительные к прилагательным «солнечный (ая, ое, ые)» (утро, день, батареи, луч, зайчик…)

Передают друг другу игрушку «солнышко» и называют весенние приметы с опорой на слайд.

Ребёнок:

- Наступил апрель,

За окном звенит капель.

Отстукивают указательными пальчиками ритм на каждый слог.

Встают и читают стихи о весне:

- «Весенняя песенка» (С.Я.Маршак);

- диалог «Разговор с весной» (читают по ролям).

Выполняют движения:

И.п.присели на корточки Встать с корточек. Повороты туловища вправо, влево. Потянуться, руки вверх. Опустить руки вниз.

Садятся на стулья.

Подходят по очереди,  берут по одному детёнышу и выставляют на ковролин к «мамам».

- Это – лисёнок.

- Его мама – лиса (лисица).

- Теперь лиса (лисица) с лисёнком.

Берут по одному массажному ёжику и выполняют движения:

Положить на ладошку и гладить «массажного ёжика».

Переложить на другую ладонь и погладить.

Хлопками определяют количество слогов в словах и говорят, куда посадить каждое животное.

- Ручей.

Встают около стульев.

Дети поют песенку ручья: сссссс…

Поют песенку ручейка: сьсьсьсь…

- Это согласные, глухие.

- Звук [с] – твёрдый, а звук [с`] – мягкий.

Садятся на стулья.

Дети по очереди достают картинки, называют (Это - …), определяют первый звук и прикрепляют на ковролин

(«ручью» - на звук [с]: санки, сумка, самолёт; «ручейку» - на звук [с`]: сено, сетка, семена).

- Это – сок.

Дети садятся за столы и выкладывают схему слова «сок» на индивидуальных ковриках.

Дают характеристики звуков

- [с]: согласный, твёрдый – синий кружок

- [о]: гласный – красный кружок

- [к]: согласный, твёрдый – синий кружок.

- Один гласный звук.

- Звук [о]. 

- Два согласных звука.

- [с] и [к].

- Всего три звука.

Дети берут по одной части разрезной картинки и вместе собирают на коврографе фотографию.

Дети вспоминают, что им понравилось на занятии.

Прощаются с гостями и под музыку уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»

Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Солнышко»

Участники: дошкольники 3-4 лет. Количество: 8 человек. Длительность: 15 минут. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развити...

Интегрированная непосредственная образовательная музыкальная деятельность с детьми в старшей группе"Цветочная страна Дюймовочки и Эльфов"

На занятии дети помогают Дюймовочке и эльфам найти цветки-домики, которые спрятал злой паук. Развивают творческие способности, вокально певческие навыки средствами музыкально-художественной деятельнос...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной изобразительной деятельности с детьми старшей группы детского сада с использованием мультфильма «Белоствольная березка» тема: «Берёзовая роща»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной изобразительной деятельностис детьми старшей группы детского сада с использованием мультфильма «Белоствольная березка» тема: «Берёз...