Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Удивительный мир песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Скрынникова Марина Александровна

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, расширять и обогащать знания детей о песке.

Задачи: Развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, сенсорные ощущения, логическое мышление, речевую активность, внимание, память.

Учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам исследования.

Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pesok.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Удивительный мир песка»                               Марина Скрынникова

 Цель: Познакомить детей со свойствами песка, расширять и обогащать знания детей о песке.

Задачи: Развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, сенсорные ощущения, логическое мышление, речевую активность, внимание, память.

Учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам исследования.

Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Словарь: Исследователи, водопроницаемость, сыпучий, песчаные холмы, барханы.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок; вода чистая и грязная; трубочки; лупы; палочки; воронки; ватные диски; пластиковые ложечки; тарелочки; стаканы; сито; конверт; формочки; слайд "Пустыня", "Песочный город"; слайды цветного песка на берегах морей.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы о пустыне и ее обитателях.

2. Заучивание наизусть стихов и загадок о песке.

3. Просмотр познавательного мультфильма "Приключения Адибу": "Откуда берется песок".

4. Рассматривание книг, иллюстраций с изображением горпеска на берегах морей.

5. Изготовление цветного песка и рисование "песочной радуги".

Ход деятельности

- Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.

• Вы любите путешествовать?

Дети давайте отправимся в пустыню.

Я знаю волшебные слова, которые нам помогут: "раз, два покружись и в пустыне окажись!"

Дети кружатся и произносят слова.

На экране появляется слайд "Пустыня".

- Вот и пустыня.

• Какого цвета пустыня?

• Почему она желтая?

• А что это?

- Правильно, посмотрите: пустыня похожа на желтое море, только вместо воды - песок, вместо волн - песчаные холмы, барханы.

В небе светит раскаленное белое солнце. Какая жара!

Давайте с вами укроемся от жары в песочном городе.

Слайд "Песочный город".

- Но, чтобы войти в этот город, надо открыть замок на двери. Покажите какой замок висит. Давайте попробуем его открыть.

Пальчиковая игра "Замок".

Снимаю замок.

- Вот мы и в Песочном городе. Посмотрите, что вокруг происходит.

Загадываю загадку.

"Петя замок строит ловко,

Маша торт печет ведерком.

Здесь в пустыне на часок

Всех детей собрал(песок).

• Ребята, хотите поговорить о песке, поближе рассмотреть его? Присаживайтесь на стулья.

• Расскажите, откуда появился песок?

Под воздействием окружающей среды: воды, ветра, холода и жары, горы разрушались и в течение многих лет, камни превращались в песок.

• Песок остается лежать на том же месте, где образовался?

Нет. Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озер, морей.

• Где человек использует песок?

В строительстве, посыпают дороги зимой, входит в состав стекла, в песочнице, в песочных часах, применяют в медицине для лечения, а еще песком можно рисовать.

- Для рисования "Песочной радуги, мы использовали цветной песок".

• Дети, а как мы получили цветной песок?

Измельчили цветной мел и смешали с песком.

- Давайте покажем!

Пальчиковая игра (поочередно на одной руке, на другой руке).

"На терке мел потрем, потрем.

Молотком постучим, постучим.

Скалкой разомнем, разомнем. "

• Ребята, а вы знаете, что в природе тоже встречается разноцветный песок?

Просмотр слайдов "Разноцветный песок".

- Посмотрите на эти картинки. Здесь собраны фотографии разноцветных пляжей со всех концов мира.

- Сравните песок!

• Какого он цвета?

Фиолетовый, зеленый, оранжевый, розовый, красный, черный, серый, белый.

• Как вы думаете, почему песок на морских пляжах разный?

Предположения детей.

- Все зависит от того, из каких горных пород образовался песок. Есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь цветов. Он находится в Индийском океане, на острове Маврикий.

Показ на карте.

- Дети, в нашем песочном городе есть научная лаборатория, в которой мы можем рассмотреть песок получше. Проходите, садитесь.

Дети проходят за столы.

• Какие правила надо соблюдать при работе с песком?

1. Не тереть грязными руками глаза!

2. Не брать песок и грязные руки в рот!

3. Не обсыпаться!

4. Аккуратно работать за столом!

Опыт 1. "Свойства и качества сухого песка".

• Что у вас на тарелочках?

Песок.

• Скажите, какой это песок?

Желтый, сухой.

- Возьмите сухой песок в ладонь.

• Прилипает ли он к рукам?

Нет.

- Пересыпьте песок из одной ладони в другую. Попробуйте просыпать через сито.

• Легко ли песок сыпется?

Да, легко.

• Почему он легко сыпется?

Он сухой, мелкий и т. д.

• Если сухой песок легко можно пересыпать, сыпать, значит он какой?

Сыпучий.

- Правильно, песок сыпучий. Повтори, Настя, полным ответом. Давайте все вместе повторим.

• Какая картинка подойдет для обозначения такого свойства сухого песка, как сыпучесть?

Дети выбирают.

- Потрите песок между пальчиками.

• Что ощущаете, какой песок?

Шершавый, колючий.

- Возьмите лупу, рассмотрите песок.

• Из чего он состоит?

Из песчинок, мелких камушков.

• Как они выглядят: одинаковые или разные?

Разные, маленькие, побольше, темные, светлые.

• Песчинки скреплены между собой?

Нет. Поэтому песок рассыпается.

• Как вы думаете, песок может двигаться?

• Хотите проверим?

- Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на песке.

"Вдруг налетел ветер, началась песчаная буря".

Возьмите трубочки и подуйте на песок.

• Что вы видите на песке?

Рисунки исчезли, песчинки разлетаются.

- Сухой песок может перемещаться, двигаться с места на место. Давайте выберем модель, которая нам подскажет, что сухой песок движется!

Дети выбирают.

Опыт 2. "Свойства мокрого песка".

Налейте немного воды в тарелочки и размешайте ложкой. Рассмотрите через лупу.

• Какой стал песок?

Темнее, мокрый, липкий, влажный.

• Почему вы считаете, что песок мокрый, влажный?

- Потрогайте двумя пальчиками песок.

• Что вы увидели на пальцах?

- Попробуйте пересыпать его.

• Почему мокрый песок не сыпется?

- Разровняйте песок ладонью, возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Подуйте!

• Исчез ли рисунок?

• Почему рисунок сохранился на мокром песке?

Мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок.

- Возьмите форму и сделайте пирог из песка.

• Получился пирог?

• Как вы думаете, почему из мокрого песка можно лепить разные фигуры?

Ответы детей.

- Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Мокрый песок принимает любую нужную форму.

• Итак, если мокрый песок не сыпется, лепится, принимает любую форму, как вы думаете, какую модель мы должны выбрать?

Дети выбирают.

- Давайте отдохнем. Ребята, подойдите ко мне.

Физ. минутка "Пустыня".

Посмотрите, вот пустыня, она в песок одета.

Желтая пустыня солнышком согрета.

По сыпучим барханам, змеи ползут,

В песке пауки и вараны живут.

А когда ветер набегает, то песчаная буря бывает.

И даже в такой буран, идет, плетется караван.

Верблюды грузы на себе везут,

свою еду в горбах несут.

Опыт 3. "Фильтр из песка".

- Ой, ребята, я совсем забыла, сегодня утром я получила письмо от Незнайки. Вот оно. Он пишет, что ему подарили Золотую рыбку. В аквариум Незнайка налил воды из реки. С водой попал мелкий мусор, бумажки, палочки. Незнайка просит подсказать ему, как очистить воду в аквариуме.

Предположения детей.

- Незнайка прислал нам пробы воды. Вот посылка. Возьмите каждый по бутылке с водой.

Ребята, есть метод очистки воды, который используют

в очистных сооружениях - это очистка песком.

Давайте вернемся в нашу лабораторию. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.

• Что происходит с водой?

Вода очищается, течет чистая вода.

• Где остается мусор и грязь?

Грязь и мусор остается на песке, а вода проходит сквозь песок.

- Но воду эту нельзя пить, ее надо прокипятить.

Сделаем вывод о том, что делает песок с водой.

Песок - это природный фильтр, он пропускает воду, очищает ее. Песок - водопроницаем!

Давайте обозначим наши действия моделью "Водопроницаемость песка".

Дети выбирают.

- Мы посоветуем Незнайке таким же образом очистить воду в аквариуме.

А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру "Кто спрятался в пустыне?"

В коробке с песком спрятаны обитатели пустыни. По заданию воспитателя, ребенок находит животное и называет его (например: Кто спрятался в левом верхнем углу? Кто находится в правом нижнем углу? и т. д.) После того, как дети нашли всех обитателей пустыни, воспитатель просит детей повторить, где прятался каждый из них (например: Где находился верблюд? Где пряталась змея? и т. д.)

- Ребята, давайте с вами повторим, что нового мы узнали о свойствах песка. А помогут нам в этом карточки-модели.

Дети по очереди выходят к доске и с помощью карточек-моделей рассказывают о свойствах песка.

- Вы молодцы! Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Вызвать интерес к изучению свойств соли...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Серия опытов по изучению свойств воздуха для детей старшнго возраста. Способствует развитию у детей познавательного интереса....

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Удивительные превращения»

представления детей о зимующих птицах родного края посредством использования социо- игровых технологий....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Удивительный магнит"

Цель: Расширение и систематизация знаний детей о магните и некоторых его свойствах....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Песок, свойства песка"

Воспитывать интерес к окружающему миру, расширять знания детей о свойствах песка и его применении....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию эмоциональной сферы «Чудеса на песке»

Создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей; Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и...