«Царство растений :грибы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatia_-_tsarstvo_rasteniy_-_griby.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №91 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Красногвардейского района
Санкт - Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательномуразвитию
детей старшей группы
на тему
«Царство растений :грибы».
с использованием современных образовательных технологий.
(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).
Воспитатель:
Авазова Т.Н.
Санкт – Петербург
2019
Цели
Образовательные:
• Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов
- Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых
- Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе
- Формировать умение грамотно излагать свое мнение
• Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе
Развивающие:
- Развивать словарь детей, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, сморчок, сыроежка, рыжик, груздь, опенок - опята, масленок - маслята
- Обучать детей разным приемам словообразования на примерах названий грибов
- Учить понимать образный смысл загадок, придумывать загадки о грибах
- Развивать навыки связной речи, учить пересказывать литературный текст
Материалы для занятия
• Наборы демонстрационных картинок «Съедобные и несъедобные грибы»
- Муляжи грибов
- Демонстрационная картина с изображением хвойного леса, осиновой рощи, березовой рощи
- Сухие листья
- Пень
Организационный момент
Дети становятся в круг. Воспитатель знакомит с гостем – Мишкой – Топтыжкой и проводит речевую зарядку.
Мишка:
- Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)
- Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)
Мишка:
- Здравствуйте, гости!
Гости:
Здравствуйте!
Воспитатель:
Солнышко, здравствуй! (руки поднимаем вверх)
Здравствуй! Здравствуй! (машем руками над головой)
Хорошо под солнышком мы растём (руки вверх, тянемся на носочках)
Здоровей становимся с каждым днём! (руки к плечам, в стороны, вниз)
Основная часть
«Путешествие»
Воспитатель:
- Ребята, я хочу вас пригласить в царство, но вы должны отгадать загадку, и тогда вы поймете, как оно называется.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Воспитатель:
Итак, в лесу растут грибы. Царство грибов – это особое царство в мире природы: они не похожи ни на деревья с кустарниками. Ни на травянистые растения. Вместо корней у грибов грибница, которая находится под землей и похожа на тонкие, белые волокна. Грибница развивается в земле не один год. Если срезать гриб аккуратно, не повреждая грибницу, то на этом месте на следующий год вырастет еще один грибок. Если же грибы не срезать ножом, а вырывать их из земли вместе с грибницей, то на этом месте грибы появятся не скоро. Теплые летние дожди называют грибными, после них в лесу появляется много грибов. Одни грибы можно употреблять в пищу: их варят, жарят, солят, маринуют – эти грибы называются съедобными. Другие нельзя употреблять в пищу – их называют несъедобными, ядовитыми. Для того что бы легче было искать грибы необходимо знать, где какие грибы любят расти. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти.
Подберезовик – под березой, подосиновик – под осиной. Опята растут на пне.
Название гриба нередко рассказывает как он выглядит: рыжеватый гриб - рыжик, гриб с черной шляпкой – чернушкой. Гриб с волнистой шляпкой – волнушка. В каждом названии есть какая - то тайна.
Нужно помнить: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их следует очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать ножиком, что бы не повредить грибницу. А не знакомые – лучше не брать.
Физкультминутка
А сейчас проведем самомассаж.
«Что делать после дождичка» (дети выполняют движения соответственно тексту).
На крылечке ножками потопали.
Ручкам по щечкам похлопали.
Ладошками глаза закрыли.
И пальчики раздвинули, раскрыли.
Дружно присели.
Через пальчики посмотрели.
Пальчики в кулак сжимаем.
Воздух набираем.
Пальчики разжимаем.
Воздух выдыхаем.
Пошел топтыжка босиком по дорожке.
А мы за ним идем, поднимая ножки.
Воспитатель:
А сейчас пойдем искать грибы, и возьмем с собой Топтыжку.
Воспитатель подводит детей к первому столу.
- Посмотрите, мы в сосновом бору, а вот и первый гриб боровик. Боровиками называют белые грибы, которые растут в светлых сосновых лесах, борах. Растут белые грибы на виду, не от кого не прячутся, ведь они самые главные грибы в лесу. Растут они семьями, если нашли гриб, ищите еще.
Воспитатель подводит детей ко второму столу.
- Посмотрите мы подошли к осиновой роще. Здесь растут грибы подосиновики. (Воспитатель показывает, дети ищут другие)
Воспитатель:
Вон там растут березки, как вы думаете, какие грибы могут расти под березами? Ответы детей – подберезовики.
Воспитатель:
Посмотрите, какие стройные, изящные под стать белоствольным березкам.
- А что это за дружная семейка в траве?
Желтые сестрички - их зовут лисички.
Желтый гриб – лисичка. Такой веселый. Такой аккуратный. Будто крошечный лисенок.
Идем дальше по дорожке.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай –
Это… (сыроежки).
- Посмотрите: шляпки сыроежек могут быть разной окраски. Растут они в самых разных местах.
- Ой, а что это за чудо-пень?
Он весь усыпан грибами. Это опята и растут они большими семьями, если вам повезет, то вы стразу можете набрать целую корзину.
Интересно, а какие грибы мы еще встретим здесь?
В сосновых и еловых лесах растут маслята. В дождливую погоду шляпка становится скользкой, маслянистой, поэтому гриб называется масленок.
Воспитатель:
Вы ели грибы дома?
Какие блюда вам готовила мама?
Как на зиму заготавливают ваши бабушки грибы? (Маринуют, солят, сушат)
- Много грибов мы нашли. А давайте заглянем в корзину Топтыжки.
Воспитатель вызывает двоих детей. Дети раскладывают карточки с изображением грибов по названиям (подберезовики, лисички, подосиновики)
Много интересного мы узнали о съедобных грибах.
Посмотрите, какой красивый гриб растет: красный с белыми пятнами.
- Что это за гриб? (Мухомор)
Когда этот гриб состарится, то его края выгнутся наверх, он станет похож на блюдечко на ножке. Пойдет дождь, в блюдечке окажется вода, но это будет уже не простая вода, а отравленная – яд. Напьется муха и погибнет, поэтому и зовется мухомором.
Воспитатель:
- Мы очень устали и давайте сядем на полянку. Я и мишка загадаем вам несколько загадок, а вы попробуете их отгадать.
Многочисленное войско
Собирает старый пень:
Тонконогие ребята
Подрастают каждый день!
По траве войска идут, грибники их тут найдут.
Лишь наклонишься немножко,
Поглядишь – полно лукошко! (Опята)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной
Никуда не годный. (Мухомор)
Нет грибов дружней чем эти –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Эти дружные ребята называются…(опята)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые…(лисички)
И изящна, и стройна,
Белокожа и модна,
Но ужасно ядовита.
Никогда её не рви ты. (Бледная поганка)
Мишка:
- А я еще и частушки знаю про грибы!
Ребенок:
- И я знаю.
Воспитатель:
- Давайте послушаем частушки.
Мишка:
Я пойду поутру
В травяных низинах,
Сыроежек наберу
Полную корзину.
Ребенок:
Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир.
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир.
Воспитатель:
Грибы, ребята, удивительные организмы. Но кроме тех грибов, о которых я вам рассказала, есть еще и другие. Я думаю, вы хорошо знаете дрожжи. Ваши мамы добавляют дрожжи в тесто для блинов и пирогов. Так вот, дрожжи, особый вид грибов. А еще есть плесневые грибы, которые дают нам очень ценные лекарства – антибиотики. А еще есть совершенно особые грибы, которые растут на деревьях – трутовики.
Но об этом мы поговорим на следующем занятии. Вот как много интересного мы сегодня узнали о представителях грибного царства – о грибах.
Конкурс эрудитов.
- Как называются грибы, которые растут под березой? (подберезовик) Под осиной? (подосиновик)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (рыжики, лисички)
- Как называются грибы, которые растут дружной семейкой? (опята)
- Как называются грибы с масляными шляпками? (маслята)
- Название каких грибов похоже на название лесного зверя (лисички)
- Какие ядовитые грибы вы знаете? Как объясните их название? (мухомор – морят мух, поганка – поганые, нехорошие грибы)
Воспитатель поощряет детей за правильные ответы.
Воспитатель:
- Ребята! А вы обратили внимание, в каком необычном наряде я к вам пришла? (Ответы детей - наряд осени) Как вы думаете, почему я надела этот наряд? (Ответы детей – большинство грибов растут осенью, и сейчас время года осень.)
Вот и закончилось наше путешествие в Царство грибов. А теперь мы отправляемся в мастерскую художника и нарисуем то, что нам больше всего понравилось в Царстве грибов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модуль на тему "Царство растений- ГРИБЫ".
ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ «ГРИБЫ». Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Именно в дошкольном возрас...
Модуль на тему "Царство растений- ГРИБЫ".
ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ «ГРИБЫ». Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Именно в дошкольном возрас...
Конспект занятия "Царство растений"
Про растения...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ГРИБЫ
Конспект занятия по окружающему миру : знакомство детей с разнообразием грибов, выделяя группы съедобных и несъедобных грибов....
Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе/Царство растений-грибы".
Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе/Тема:"Царство растений-грибы". Воспитатель:Кушманцева Е.В.Задачи:1. Познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов...
Тайны грибного царства. Съедобные грибы и не съедобные.
Тайны грибного царства. Съедобные грибы и не съедобные.Цель:1. Познакомить детей с грибами.2. Учить воспитанников выделять съедобные от несъедобных грибов (белые грибы, сыроежки, лисички, подбере...
Педагогический проект Царство необычных грибов Ленинградской области
В сентябре в наших лесах ленинградской области настала грибная пора, особенно щедра на подарки осень. В лесах созревает множество видов грибов, как съедобных, так и несъедобны...