«Царство растений :грибы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatia_-_tsarstvo_rasteniy_-_griby.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №91 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт - Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательномуразвитию

детей старшей группы

на тему

«Царство растений :грибы».

с использованием современных образовательных технологий.

(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).

Воспитатель:

Авазова Т.Н.

Санкт – Петербург

2019

Цели

Образовательные:

•        Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов

  • Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых
  • Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе
  • Формировать умение грамотно излагать свое мнение

•        Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе

Развивающие:

  • Развивать словарь детей, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, сморчок, сыроежка, рыжик, груздь, опенок - опята, масленок - маслята
  • Обучать детей разным приемам словообразования на примерах названий грибов
  • Учить понимать образный смысл загадок, придумывать загадки о грибах
  • Развивать навыки связной речи, учить пересказывать литературный текст

Материалы для занятия

•        Наборы демонстрационных картинок «Съедобные и несъедобные грибы»

  • Муляжи грибов
  • Демонстрационная картина с изображением хвойного леса, осиновой рощи, березовой рощи
  • Сухие листья
  • Пень

Организационный момент

        Дети становятся в круг. Воспитатель знакомит с гостем – Мишкой – Топтыжкой и проводит речевую зарядку.

Мишка:

- Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)

- Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)

Мишка:

- Здравствуйте, гости!

Гости:

Здравствуйте!

Воспитатель:

Солнышко, здравствуй! (руки поднимаем вверх)

Здравствуй! Здравствуй! (машем руками над головой)

Хорошо под солнышком мы растём (руки вверх, тянемся на носочках)

Здоровей становимся с каждым днём! (руки к плечам, в стороны, вниз)

Основная часть

«Путешествие»

Воспитатель:

- Ребята, я хочу вас пригласить в царство, но вы должны отгадать загадку, и тогда вы поймете, как оно называется.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Воспитатель:

Итак, в лесу растут грибы. Царство грибов – это особое царство в мире природы: они не похожи ни на деревья с кустарниками. Ни на травянистые растения. Вместо корней у грибов грибница, которая находится под землей и похожа на тонкие, белые волокна. Грибница развивается в земле не один год. Если срезать гриб аккуратно, не повреждая грибницу, то на этом месте на следующий год вырастет еще один грибок. Если же грибы не срезать ножом, а вырывать их из земли вместе с грибницей, то на этом месте грибы появятся не скоро. Теплые летние дожди называют грибными, после них в лесу появляется много грибов. Одни грибы можно употреблять в пищу: их варят, жарят, солят, маринуют – эти грибы называются съедобными. Другие нельзя употреблять в пищу – их называют несъедобными, ядовитыми. Для того что бы легче было искать грибы необходимо знать, где какие грибы любят расти. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти.

Подберезовик – под березой, подосиновик – под осиной. Опята растут на пне.

Название гриба нередко рассказывает как он выглядит: рыжеватый гриб - рыжик, гриб с черной шляпкой – чернушкой. Гриб с волнистой шляпкой – волнушка. В каждом названии есть какая - то тайна.

        Нужно помнить: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их следует очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать ножиком, что бы не повредить грибницу. А не знакомые – лучше не брать.

Физкультминутка

А сейчас проведем самомассаж. 

«Что делать после дождичка» (дети выполняют движения соответственно тексту).

На крылечке ножками потопали.

Ручкам по щечкам похлопали.

Ладошками глаза закрыли.

И пальчики раздвинули, раскрыли.

Дружно присели.

Через пальчики посмотрели.

Пальчики в кулак сжимаем.

Воздух набираем.

Пальчики разжимаем.

Воздух выдыхаем.

Пошел топтыжка босиком по дорожке.

А мы за ним идем, поднимая ножки.

Воспитатель:

А сейчас пойдем искать грибы, и возьмем с собой Топтыжку.

Воспитатель подводит детей к первому столу.

- Посмотрите, мы в сосновом бору, а вот и первый гриб боровик. Боровиками называют белые грибы, которые растут в светлых сосновых лесах, борах. Растут белые грибы на виду, не от кого не прячутся, ведь они самые главные грибы в лесу. Растут они семьями, если нашли гриб, ищите еще.

Воспитатель подводит детей ко второму столу.

- Посмотрите мы подошли к осиновой роще. Здесь растут грибы подосиновики. (Воспитатель показывает, дети ищут другие)

Воспитатель:

Вон там растут березки, как вы думаете, какие грибы могут расти под березами? Ответы детей – подберезовики.

Воспитатель:

Посмотрите, какие стройные, изящные под стать белоствольным березкам.

- А что это за дружная семейка в траве?

Желтые сестрички - их зовут лисички.

Желтый гриб – лисичка. Такой веселый. Такой аккуратный. Будто крошечный лисенок.

Идем дальше по дорожке.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,
Собирай, не мешкай –

Это… (сыроежки).

- Посмотрите: шляпки сыроежек могут быть разной окраски. Растут они в самых разных местах.

- Ой, а что это за чудо-пень?

Он весь усыпан грибами. Это опята и растут они большими семьями, если вам повезет, то вы стразу можете набрать целую корзину.

Интересно, а какие грибы мы еще встретим здесь?

В сосновых и еловых лесах растут маслята. В дождливую погоду шляпка становится скользкой, маслянистой, поэтому гриб называется масленок.

Воспитатель:

Вы ели грибы дома?

Какие блюда вам готовила мама?

Как на зиму заготавливают ваши бабушки грибы? (Маринуют, солят, сушат)

- Много грибов мы нашли. А давайте заглянем в корзину Топтыжки.

Воспитатель вызывает двоих детей. Дети раскладывают карточки с изображением грибов по названиям (подберезовики, лисички, подосиновики)

Много интересного мы узнали о съедобных грибах.

Посмотрите, какой красивый гриб растет: красный с белыми пятнами.

- Что это за гриб? (Мухомор)

Когда этот гриб состарится, то его края выгнутся наверх, он станет похож на блюдечко на ножке. Пойдет дождь, в блюдечке окажется вода, но это будет уже не простая вода, а отравленная – яд. Напьется муха и погибнет, поэтому и зовется мухомором.

Воспитатель:

- Мы очень устали и давайте сядем на полянку. Я и мишка загадаем  вам несколько загадок, а вы попробуете их отгадать.

Многочисленное войско

Собирает старый пень:

Тонконогие ребята

Подрастают каждый день!

По траве войска идут, грибники их тут найдут.

Лишь наклонишься немножко,

Поглядишь – полно лукошко! (Опята)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы. (Гриб)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной

Никуда не годный.  (Мухомор)

Нет грибов дружней чем эти –

Знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Эти дружные ребята называются…(опята)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

Золотистые…(лисички)

И изящна, и стройна,

Белокожа и модна,

Но ужасно ядовита.

Никогда её не рви ты. (Бледная поганка)

Мишка:

- А я еще и частушки знаю про грибы!

Ребенок:

- И я знаю.

Воспитатель:

- Давайте послушаем  частушки.

Мишка:

Я пойду поутру

В травяных низинах,

Сыроежек наберу

Полную корзину.

Ребенок:

Шоколадная папаха,

Белый шелковый мундир.

Посмотрев, опенок ахнул:

Настоящий командир.

Воспитатель:

Грибы, ребята, удивительные организмы. Но кроме тех грибов, о которых я вам рассказала, есть еще и другие. Я думаю, вы хорошо знаете дрожжи. Ваши мамы добавляют дрожжи в тесто для блинов и пирогов. Так вот, дрожжи, особый вид грибов. А еще есть плесневые грибы, которые дают нам очень ценные лекарства – антибиотики. А еще есть совершенно особые грибы, которые растут на деревьях – трутовики.

Но об этом мы поговорим на следующем занятии. Вот как много интересного мы сегодня узнали о представителях грибного царства – о грибах.

Конкурс эрудитов.

  1. Как называются грибы, которые растут под березой? (подберезовик) Под осиной? (подосиновик)
  2. Как называются грибы с рыжими шляпками? (рыжики, лисички)
  3. Как называются грибы, которые растут дружной семейкой? (опята)
  4. Как называются грибы с масляными шляпками? (маслята)
  5. Название каких грибов похоже на название лесного зверя (лисички)
  6. Какие ядовитые грибы вы знаете? Как объясните их название? (мухомор – морят мух, поганка – поганые, нехорошие грибы)

Воспитатель поощряет детей за правильные ответы.

Воспитатель:

- Ребята! А вы обратили внимание, в каком необычном наряде я к вам пришла? (Ответы детей - наряд осени) Как вы думаете, почему я надела этот наряд? (Ответы детей – большинство грибов растут осенью, и сейчас время года  осень.)

        Вот и закончилось наше путешествие в Царство грибов. А теперь мы отправляемся в мастерскую художника и нарисуем то, что нам больше всего понравилось в Царстве грибов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль на тему "Царство растений- ГРИБЫ".

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ «ГРИБЫ».           Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Именно в дошкольном возрас...

Модуль на тему "Царство растений- ГРИБЫ".

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ «ГРИБЫ».           Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Именно в дошкольном возрас...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ГРИБЫ

Конспект занятия по окружающему миру : знакомство детей с разнообразием грибов, выделяя группы съедобных и несъедобных грибов....

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе/Царство растений-грибы".

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе/Тема:"Царство растений-грибы". Воспитатель:Кушманцева Е.В.Задачи:1. Познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов...

Тайны грибного царства. Съедобные грибы и не съедобные.

Тайны грибного царства. Съедобные грибы и не съедобные.Цель:1. Познакомить детей с грибами.2. Учить воспитанников выделять съедобные от несъедобных грибов (белые грибы, сыроежки, лисички, подбере...

Педагогический проект Царство необычных грибов Ленинградской области

В сентябре в наших лесах ленинградской области настала грибная пора, особенно щедра на подарки осень.   В лесах созревает множество видов  грибов, как съедобных, так и несъедобны...