Конспект НОД "Русь богатырская"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Цели: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях:
• помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;
• обобщить знания учащихся о былинном творчестве русского народа;
• воспитывать любовь к родной земле, ее истории, чувство гордости за ее героев на основе текстов былин и сказок.
• Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
• Активизация словаря:
• Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
• Предварительная работа:
• Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_obrazovatelnyh_oblastey.docx | 68.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА»
Подготовила
Протасова Е.А.
20.02.2016г.
Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Цели: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях:
• помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;
• обобщить знания учащихся о былинном творчестве русского народа;
• воспитывать любовь к родной земле, ее истории, чувство гордости за ее героев на основе текстов былин и сказок.
• Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
• Активизация словаря:
• Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
• Предварительная работа:
• Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Составление родового дерева (нарисованного).
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
Оборудование:
• Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.
Слайд-шоу «Россия».
Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.
А какая наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса).
А как называлась наша страна раньше? (Русь) Слайд Древняя Русь.
Как называли себя наши предки? (Славяне). Слайд Славяне.
Кто защищал землю русскую? (Богатыри).
Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.
Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре? А кто рядом с ним?
Посмотрите, как одеты богатыри? Как называется эта часть одежды? (кольчуга). Зачем она богатырю?
То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.
Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?
Как называется снаряжение богатыря? (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).
А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).
Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад. Заведу старину стародавнюю, бывальщину о богатырях сильномогучих, земли русской защитниках. Заведу сказ об Илье Муромце, да о славном Добрыне Никитиче, да ещё об Алёше Поповиче. Надевали на себя латы кольчужные, выбирали доспехи богатырские: Кто - лук тугой с калеными стрелами, кто - палицу богатырскую, а кто - и меч-кладенец. Поднялись богатыри на резвы ноженьки, да меж собой побраталися. Старшим братом назвали Илью Муромца, средним братом - Добрыню Никитича, младшим нарекли Алешу Поповича. Поклялись они на заставе богатырской дозором стоять, да русскую землю от недругов оборонять, стариков да сирот, да малых детушек от врагов защищать.
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти.
В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь на право
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь
и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и
богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо. (Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос:
(задание )
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев). Развитие речи.
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода.
Тот герой, кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, но не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье Родины - дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Задание (читает голос)
Здесь преграда, здесь Кащей.
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри» (здоровьесберегающая технология)
(логоритмика)
Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)
Он силён , он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Задание
Все преграды покорились.
Дальше в путь вы все пустились.
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило! (Задание выполняется под музыку «Полёт шмеля»).
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай, а доспехи надевай!
Конкурс: «В кузнице. Снаряди богатыря» (Художественный труд. Моделирование из фольги.)
Дети разбиваются на 2 команды. Команды с помощью считалочки выбирают «богатыря» (игровая технология). На каждом столе приготовлены материалы для «Кузнецов»: фольга 3 рулона, картонные заготовки для меча, шлема и щита, флажок на шлем, наклейка на щит.
Цель конкурса: быстрее изготовить снаряжение и надеть его на богатыря.
На выполнение задания – 5 мин.
Пока дети готовят доспехи, воспитатель читает:
Вдруг не дождь дождит,
И не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах,
о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя захочу - сожгу,
Захочу – в полон возьму».
Выигрывает команда, чей Богатырь первым поднимет меч – победит Кощея.
Голос: Молодцы, ребята, справились с заданиями, пожалуйте в Город Богатырей!
Выходит мальчик – гусляр (под музыку).
Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
«Аи, под славным городом под Коломною,
Стояла - то застава богатырская.
Ой вы, богатыри да святорусские,
Седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси во веки веков». (Музыка)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у нас в Коломне бывали богатыри?
Дети: Да, были. У нас в городе, у Коломенского Кремля, стоит памятник Дмитрию Донскому. Он изображен на коне в воинских доспехах, как богатырь.
Показ фотографии памятника.
Воспитатель: Ребята, он один защищал Русь? Кто ему помогал?
Дети: Русский народ. Дмитрий Донской собирал русское войско в Коломне и в битве на Куликовом поле победил врага, защитил родную землю.
Воспитатель: На протяжении всей истории города враги так и не смогли взять неприступную крепость Коломенского кремля.
Гусляр: Велели передать вам посылку из Государственного Исторического Музея!
Воспитатель: Великую историю нашего города запечатлел древний художник Иван Блинов. Эта старинная картина самая большая в мире на бумаге, хранится в Государственном Историческом музее. Узнаете? Здесь изображен сбор войск Дмитрия Донского у Коломенского Кремля, поход на монголо-татар, сражение и победа!
Показ репродукции картины И. Блинова «Куликовская битва».
Вопросы:
1. Большое войско собрал Дмитрий Донской? Почему? (Так уж повелось на Руси, если враг нападёт – весь народ встаёт на защиту страны).
2. Какими изобразил художник русских воинов? ( Художник изобразил воинов в доспехах, сильными и смелыми как богатырей. Есть воины пешие, а есть на конях. У каждого отряда есть свой флаг.)
А сейчас, пройдемте за столы, нарисуем портреты сильных и смелых богатырей войска Дмитрия Донского.
Вопросы: Какие бывают портреты (групповые, поясные, плечевые, во весь рост).
Офтальмологическая гимнастика. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
Дружно встали – раз, два, три-
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Дети рисуют русских воинов в доспехах.
Работы вывешиваются на доске вслед за Д.Д. Можно сделать конусы.
- Богатыри получились славные: …оценка работ.
А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Воспитатель: Ребята, а в наше время живут богатыри среди нас, в нашем городе?
Дети: Да, это военные - защитники Отечества: летчики, танкисты, десантники, ракетчики, моряки. Это знаменитые спортсмены коломенцы – они отстаивают честь нашего города, страны на Олимпиадах. Это люди, которые честно служат России.
Воспитатель: Вот и оказалось, что мы с вами живем в Городе Богатырей – в славном городе Коломне, а памятник Дмитрию Донскому напоминает нам, потомкам, об их заветах. Каких?
Дети:
– Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей,
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группе "Игра-поход на богатырскую заставу"
Участие дошкольников в "Игре-походе на богатырскую заставу" воспитывает у них чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.Формирует представления дете...
Конспект спортивного праздника по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема: 23 февраля «Богатырская удаль».
:формировать знание детей о русских богатырях – защитниках земли Русской. Закрепить полученные ранее знания на занятиях. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русск...
Конспект познавательно-оздоровительного развлечения «В дружину богатырскую» (на основе предварительной работы по ознакомлению детей с былиной как жанром художественной литературы)
Программное содержание.Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования былинного материала, приближающего ребенка к идеалу нравственн...
Конспект спортивного праздника "Богатырские забавы"
Конспект мероприятия с участием богатырей для подготовительной группы...
Конспект-беседа: "Защитная сила - богатырская стать."
Беседа с детьми по картине В. М. Васнецова "Богатыри"....
Конспект ООД "Богатырские кони" в подготовительной группе
Целью образовательной деятельности является закрепление у детей представлений о всенародном празднике воинов, о разных родах войск, о былинных героях, воспитание любви к Родине, уважение к защит...
План-конспект квеста "Богатырская наша сила" для детей подготовительной группы
План-конспект квеста "Богатырская наша сила" для детей подготовительной группы...