Конспект-беседа: "Защитная сила - богатырская стать."
материал по развитию речи (средняя группа) по теме

Беседа с детьми по картине В. М. Васнецова "Богатыри".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-_beseda_zashchitnaya_sila_-_bogatyrskaya_stat.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Конспект - беседа

Тема:    «Защитника сила - былинная стать».

Беседа о богатырях, воспетых в русских былинах

                                                                             Подготовила воспитатель:

                                                                  Алексеенко Ирина Африкановна

                                                                                МАДОУ д/ 78 «Гномик»

Цель:  

- дать детям знания о былинах, как жанре русского устного народного творчества;

Задачи:

- сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов);

-  учить детей составлять описательные рассказы по картине;

-развивать связную речь, воображение;

- воспитывать интерес к живописи,  истории России.

Материал: Репродукция картины Васнецова «Три богатыря», книжные иллюстрации, изображающие былинных богатырей, тексты былин.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей»,  и др. Рассматривание картин Васнецова «Три богатыря». Заучивание пословиц, поговорок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с замечательными русскими былинами, в которых с древних времён воспевались лучшие качества защитника Отечества. Как вы думаете, какие же это качества?

Дети: Сила, смелость, ловкость.

Воспитатель: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель:  Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именуют Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину - край отцов. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной? Ведь они пахали деревянной сохойте поля, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам, по которым сейчас плавают современные яхты и корабли. Днепр, Волга, Москва-река,- все это древние названия. Но за каждым из них своя история, свой подвиг. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о них складывали былины. Послушайте стихотворение:

Широка ты Русь по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети: гордость, храбрость.

Воспитатель: Правильно, гордость. Вот и былины слагались, чтобы отразить и сохранить для потомков, для нас с вами, гордость за мужество и храбрость защитников Отечества, - русских богатырей.

Былина - это песнь-сказание. Создателями былин является народ, поэтому былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы, например, сказки Пушкина. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Кто является героями былин?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Правильно. Послушайте, как говорится о богатырях в былинах. Читает детям фрагменты былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей». Поясняет, что все эти произведения - былины. Обращает внимание на поэтичность былин, на использование в них специфических речевых оборотов: добры молодцы, ворог лютый и т.п. Поясняет детям их значение.

Дети задают вопросы, уточняют полученную информацию.

Воспитатель: А каких былинных героев вы уже знаете

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. 

Физминутка

Воспитатель: Молодцы! Сегодня я хочу познакомить вас с картиной Виктора Васнецова «Богатыри».

Демонстрирует иллюстрацию «Три богатыря» Васнецова.

Дети рассматривают картину, задают вопросы.

Воспитатель рассказывает о картине: «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова. Это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому,- картина, призванная выразить дух русского народа.Герои-богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера.

В центре - Илья Муромец. Он прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. В одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид, - исполнен великодушия и добродушия.

Богатырь справа, самый младший, - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами, - представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают знания, культурность Добрыни, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие мудрости.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный  пейзаж, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам, вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, вносит дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

Кто из богатырей вам понравился больше всего? Ответы детей. Какие впечатления у вас вызвала  картина «Три богатыря»? (Ответы детей) Пальчиковая гимнастика «Бойцы»

(Сжать пальцы в кулак и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших).

Пальцы эти - все бойцы,

Удалые молодцы.

Два - больших и крепких малых.

(Показать раскрытые ладони).

И солдат в боях удалых

Два – гвардейца – храбреца,

(Сжать пальцы в кулак и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших).

Два – сметливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки

Очень славные мальчишки!

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим книжные иллюстрации к былинам (выставляет на доске книги, вызывает нескольких детей для описания иллюстраций). Что изображено на этой иллюстрации? Покажите кто из трех богатырей Илья Муромец?

Дети дополняют рассказ-описание выступивших ребят.

Воспитатель: Молодцы!  А теперь давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть богатыри в наше время?(Ответы детей).

Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей). Где их можно встретить?

Дети: Это пожарники, пограничники  моряки, полицейские  и т.д

Воспитатель: Всё верно! Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины. Молодцы! Вы сегодня отлично отвечали на вопросы, вели беседу. Давайте же будем такими сильными, смелыми, храбрыми, не обижать слабых, а помогать им, уважать старших и вы обязательно  вырастите настоящими богатырями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мероприятие в форме совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Сила богатырская - могущество Российское"

Педагогическое мероприятие представляет собой интегрирование образовательных областей:- социализации, - художественного творчества (рисование),- музыки....

Сценарий физкультурного праздника "Сила-богатырская".

День защи́тника Оте́чества — праздник, отмечаемый 23 февраля в России,Белоруссии, Киргизии, на Украине. Был установлен в СССР в 1922 году как «ДеньКрасной ...

Физкультурный досуг для подготовительных групп "Сила богатырская"

Конспект физкультурного досуга для детей и родителей.Использовался к 23 февраля....

Интеграция образовательной деятельности музыка, познавательно-речевое развитие детей в подготовительной группе детского сада "Сила богатырская"

    Предварительная работа:•        Чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», « Добрыня и ...

Картотека физминуток "Сила богатырская"

Картотека физминуток "Сила богатырская"...

Сценарий театрализации "Сила богатырская"

Материал можно использовать для утренников 23 февраля или 8 марта в старшей и подготовительной к школе группах....

Методическая разработка досуга совместного с родителями для детей старшего дошкольного возраста « Сила богатырская в каше русской»

Методическая разработка досуга совместного с родителями для детей старшего дошкольного возраста « Сила богатырская в каше русской»Цель: познакомить воспитанников с традициями и особенностя...