Семинар – практикум для воспитателей «Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Семинар – практикум для воспитателей
«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molkova_a_i_seminar_praktikum_dlya_vospitateley.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей
«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»
Цель:
освоение организации поисково-исследовательскойдеятельности с детьми и её
последующее активное применение в практическойдеятельностипедагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональнойкомпетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности дляразвития познавательной активности дошкольников.
Ход семинара
Теоретическая часть.
(Воспитатели делятся на 3 подгруппы)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас!
«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду».
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный насегодняшний
день.
Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанноеи непознанное.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.
Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -
исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».
Знания, взятыене из книг, а добытые самостоятельно, всегда
являются осознанными и более прочными.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента».
Опыт - метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое
изучение вопроса.
Эксперимент –это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики,
предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
4.
Блиц-игра «Вопрос-ответ»
1Что первично: причина или следствие?
Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.
2Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение,экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив.игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
3Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
Ответ: плавает-не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.
4Формы работы с детьми 4-5 лет по познавательному развитию.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование
экспериментирование, развивающие игры, встречи сприродой, ситуативные разговоры.
5Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ: любознательный-склонный к приобретению новых знаний, пытливый.
Любопытный-мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
6Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит
процессом познания.
5. ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они
стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно
становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они
игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)
4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-
то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень
осторожным. (ПРОБИРКА)
Что в процессе экспериментальной деятельности развиваетсяу детей?
Любознательность
Наблюдательность
Инициативность
Активный
Эмоциональный
Настойчивый
Общительный
II. Практическая часть.
Китайская пословица гласит «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму».
Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
(Участники обращаются в «лабораторию»).
Предлагаю вашему вниманию сказку с проблемными вопросами, ответить на которые
необходимо при помощи опытов.
Сказка называется «Путешествие Умки в мир чудес»
Воспитатель: «Жил был медвежонок, Умка. Очень он был любопытный, как и все дети. Однажды Умка услышал разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ему стало интересно, а что же творится вокруг его дома? Ведь он ещё никогда нигде не бывал. И Умка отправился в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Умка шел гулять к морю и увидел, что поверхность воды украшена различными узорами. Он подошел поближе, чтобы лучше их рассмотреть.
Опыт № 1
Цель: рассмотреть красочные узоры, полученные при взаимодействии молока, пищевых красителей и моющего средства.
- Тарелка с молоком
- пищевые красители
- средство для мытья посуды
- ватная палочка
Насыпьте немного пищевого красителя в молоко.
Чуть - чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Насыпаем разные цвета красителя, дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры.
Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Опустите палочку в центр тарелки с молоком. Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.
Вывод: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел сильный снег с дождем. Умка увидел, что не смотря на бурю в пруду распускается волшебный цветок.
Опыт № 2
Цель: выявить свойства бумаги. При намокании бумага принимает горизонтальное положение на воде
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Умка пошел гулять дальше и увидел, как из моря вышел пингвин, он был совсем сухой. Умка очень удивился: «Разве можно выйти сухим из воды?»
Опыт № 3
Цель: Определить, что воздух занимает место.
Сухую бумажную салфетку располагаем на дне стакана. В таз наливаем воды, стакан переворачиваем и опускаем его на дно. Стакан придется удерживать усилием, т.к. он будет пытаться выпрыгнуть из воды. Если аккуратно опустить стакан на дно и потом достать, то салфетка, расположенная на дне стакана, останется сухой. Вода не сможет наполнить стакан и намочить салфетку, поскольку в стакане остался воздух.
Воздух в стакане сжимается и создает давление, которое не дает воде заполнить весь стакан. Вода в стакане есть только у верхней кромки.
Умке очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир
Вывод:
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения
знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Рефлексия.Синквейн–это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
1 строчка –это название темы
2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Эксперимент
Увлекательный, познавательный
Открывает,подтверждает, доказывает
Жизнь без экспериментов скучна!
Исследование
Эксперимент
Необычный, научный,
Наблюдать, узнавать, проверять
Результаты всегда интересны и невероятны
Открытие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».
План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...
Семинар - практикум для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» - Ещенко Светлана Владимировна, МБДОУ ДС №47 "Радуга" г.Светлоград Ставропольский край
Семинар - практикум для воспитателейМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №47 «Радуга г.Светлоград Петровского муниципального района...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста...
Семинар-практикум для воспитателей: "Здоровьесбережение – одна из самых приоритетных задач детского сада".
Здоровь-это активность людей направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнидеятельности человека...
Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада "
Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"...
Семинар- практикум для воспитателей "Особенности рисования пейзажей в разных возрастных группах детского сада"
Бесспорно, изобразительная деятельность для дошкольников является самой интересной. Разрисовав себя с ног до головы фломастерами или красками, украсив любимую мамину блузку гуашевыми цвета...
Семинар-практикум для воспитателей, специалистов ДОО "Гиперактивный ребенок в группе детского сада"
Данный семинар может быть использован в работе как воспиаттелями, так и другими специалистами дошкольной образовательной организации.Содержит практические упражнения, которые могут быть использованы в...