Семинар-практикум для воспитателей, специалистов ДОО "Гиперактивный ребенок в группе детского сада"
материал
Данный семинар может быть использован в работе как воспиаттелями, так и другими специалистами дошкольной образовательной организации.Содержит практические упражнения, которые могут быть использованы в работе с данной категорией детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_giperaktivnyy_rebenok_v_gruppe_detskogo_sada.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 «Виноградинка»
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Гиперактивный ребёнок в группе детского сада»
Выступление подготовила:
Старший воспитатель/педагог-психолог Вольвака Е.В.
х. Ведерников, 2022 год
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми.
Задачи:
- Познакомить педагогов с особенностями гиперактивных детей.
- Показать отличия гиперактивных детей от активных.
- Выработать рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.
- Пополнить педагогическую копилку играми для профилактики гиперактивного поведения.
Формат проведения: очный
Оборудование: листы бумаги формата А4; ручки; круги из картона 3-х цветов: красный, жёлтый, зелёный.
Ход мероприятия:
- Вступительное слова педагога-психолога.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня у настоится семинар-практикум на тему: «Гиперактивный ребёнок в группе детского сада». И начать мне его хотелось бы с небольшого эксперимента, который позволит нам почувствовать состояние гиперактивного ребёнка. Я предлагаю трёх человек выйти ко мне. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия. Поздоровайтесь с каждым вторым присутствующим в зале человеком и одновременно сосчитайте, сколько предметов в данном помещении и сколько окон (педагоги выполняют). А теперь скажите, легко ли было выполнять моё поручение? Как вы чувствовали себя при выполнении задания (комфортно, ощущали напряжение, дискомфорт и т. д.)? Что чувствовали после того, как поручение было выполнено (утомление, облегчение, усталость и т. д.)? Всё тоже самое происходит и с гиперактивным ребёнком. Итак, мы плавно переходим к теоретической части нашего семинара-практикума.
- Мини-лекция «Гиперактивный ребёнок»
Прежде чем начать говорить про понятие «гиперактивности» хочется сказать, что гиперактивность – это медицинский диагноз и ставится он врачом. Про это нужно помнить и этот термин при родителях не употреблять, но в нашей с вами педагогической среде мы себе это можем вполне позволить. Но даже, употребляя его в педагогической среде мы должны понимать, что это за дети. Итак, что такое гиперактивность?
Гиперактивность — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причина такого поведения могут быть: генетические факторы, родовые травмы, перенесённые ребёнком инфекционные заболевания другие причины.
Бывают ситуации, когда гиперактивным называют просто активного ребёнка. Давайте разграничим эти два понятия.
Активный ребёнок | Гиперактивный ребёнок |
Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать. | Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. |
Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. | Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. |
Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение. | Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Всевозможные аллергии не редкость. |
Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей. | Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. |
Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал. | Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни |
Это основные отличия. Надеюсь понятно, что из себя представляет гиперактивный ребёнок. А сейчас мы с вами, опираясь на те знания, которые у нас разработаем рекомендации по взаимодействию с таким ребёнком. Я предлагаю разделиться на 2 группы (участники делятся на группы).
- Упражнение «Скорая помощь»
Оборудование: листы бумаги формата А4, ручки.
Описание: психолог предлагает участникам разделиться на 2 группы. Каждая группа получает лист бумаги и ручку. Каждой группе необходимо составить свой список возможных методов работы, способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка. На работу даётся 5 минут. Затем один из представителей команды зачитывает список. Если чего-то недостаёт, то психолог дополняет рекомендации.
Примерные рекомендации:
- Перед началом занятия с ребёнком желательно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила поведения.
- Всю интеллектуальную нагрузку стоит давать в первой половине дня.
- На занятиях давать ребёнку возможность сделать перерыв (раздать карандаши, тетради и т.д.)
- Инструкция должна быть чёткой и короткой.
- В любой ситуации взрослому нужно оставаться спокойным.
- Слово психолога
У нас получились замечательные рекомендации. Все их вы можете внедрять в свою работу, если у вас есть в группе гиперактивные дети. А сейчас я предлагаю поиграть в игры, которые развивают внимание у детей и будут полезны для гиперактивных детей.
- Упражнение «Светофор»
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой.
Оборудование: круги 3-х цветов: красный, жёлтый, зелёный.
Описание: участники делятся на пары, один изображает водителя, другой пассажира. Пассажир встает позади водителя и кладет руки ему на плечи. Психолог изображает светофор, показывает круги разного цвета. При показе красного круга участники игры должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжить движение. Потом они меняются местами.
- Упражнение «Король сказал …»
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Оборудование: не требуется
Описание: все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Психолог говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.
- Упражнение «Колпак мой треугольный»
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Оборудование: не требуется
Описание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
- Упражнение «Снеговик»
Цель: способствовать осознанию ребенком своего тела, снятие напряжения.
Оборудование: не требуется
Описание: психолог предлагает участникам представить себя снеговиками. Участники встают в круг, разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. После этого психолог говорит: «А теперь, выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговиков, и они начали таять. Постепенно расслабляются, опускают руки, головы, плечи, тело «обмякает», приседают на корточки, опускаются на колени, и «превращаются» в лужу (укладываются на пол).
- Заключительное слово педагога-психолога
И в заключение мне хочется сказать, что добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним - вполне посильная задача. Начать можно с тех рекомендаций, которые мы с вами сегодня выработали и игр, в которые мы с вами поиграли. На этом наша встреча заканчивается.
Всем спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
" Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...
Протокол семинара-практикума "Развитие саязной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома"
Протокол данного семинара-практикума включает повестку собрания, которая состоит из трех частей и ход самого собрания, где кратко описан деятельность воспитателя, родителей и детей. Семинар-практикум ...
Семинар – практикум «Гиперактивные дети и особенности работы с ними в детском саду»
Семинар -практикум для воспитателей на тему : "Гиперактивные дети и особенности работы с ними в детском саду"...
Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада".
консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада". (консультация, рекомендации.) ...
Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада".
консультация для воспитателей " Эмоциональное благополучие ребенка в группе детскогосада". (консультация, рекомендации)....
Семинар - практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»
Семинар - практикум для педагоговпо теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»...
13.12.2021 Семинар – практикум для педагогов «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»
Семинар – практикум для педагогов«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»...