Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада "
консультация

Тюрина Татьяна Михайловна

Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада


Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  • Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.
  • Развивать коммуникативные способности педагогов.

Ход семинара

Вступительное слово психолога:

Каждый год большое число детей впервые приходят в детские учреждения. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Травма, наносимая нервной системе ребенка в период его привыкания к детскому учреждению, может иметь долговременные последствия: нарушение в состоянии возбудимости нервной системы, невротические расстройства, приобретенные в период адаптации к яслям. Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение.

Так что же такое "адаптация"?

Адаптация - процесс приспособления ребенка к новой для него среде, или изменившемся условиям.

Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.

2. Сейчас предлагаю вам вспомнить периоды адаптации.

Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:

1. Острый период, или период дезадаптации:.

2. Подострый период, или адаптация (приспособление):

3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.

Характер и особенности течения первых двух периодов (острый и подострый) позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести:

Легкая, средней тяжести и тяжелая.

При легкой степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение 10-15 дней.

Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней

Сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше).

 Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.

При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и протекает более  длительно.

 Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней.

 Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней.

 Речевая  активность восстанавливается на 30-40 день.

Эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой степени адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.

Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью её проявлений.

Эта степень адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

При 1 варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития.

Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями (понижение настроения, нарушение аппетита, недержание мочи и кала, расстройство сна - сон поверхностный, с частыми пробуждениями, с трудом засыпают

Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношения со взрослыми избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей.

При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется.

Объективные показатели окончания периода адаптации: 

хороший аппетит,

бодрое эмоциональное состояние,

активное поведение ребенка,

соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.

 Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей  

сначала восстанавливается аппетит,

нормализуется сон

длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния.

Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.

3. Решение проблемных ситуаций, задач.

Задание: определите степень адаптации, у этих детей.

Задача №1

Максим (2 г.), придя в группу, подошел к машинкам, стал катать по полу. Когда воспитатель предложила сесть за стол, чтобы позавтракать, он отказался, есть он будет дома. Такая ситуация длилась в течение недели. Через неделю Максим сам сел за стол, ел с аппетитом. Спать остался на 5 день, воспитатель сидела с ним и поглаживала его спинке. Когда уходил домой, сказал, что придет завтра.

Задача №2

Александра (2г. 3м.) первое время сильно плакала, не хотела играть с детьми. Все время держалась за воспитателя и спрашивала: "где мама?". За стол садилась, но сама есть отказывалась, воспитатели кормили. Утром не хотела отпускать маму. Через неделю стала подходить к детям и наблюдать, что они делают, но с ними не играла. Через 3 недели стала сама есть, играть с куклами. На 4 неделе заболела, не было 8 дней, без осложнений.

Задача №3

Лена (2г.5м) сильно плачет при расставании с мамой, долго не может успокоиться. Отказывается от еды. С детьми не играет. Не слазит с рук воспитателя, а если поставить на ноги начинает плакать. На 10 день стали оставлять на сон, укачивали. К концу 4 недели стала кушать - кормят воспитатели, сон поверхностный, просыпаясь, плачет. В течение месяца болела дважды, с осложнением. На протяжении всего дня периодически хнычет.

Проблемная ситуация № 1

Маша (1г. 8 мес.) и Аня (2г. 9 мес.) играют рядом. Маша тянется за неваляшкой, Аня тут же выхватывает игрушку из рук у Маши. Проходит какое-то время, Маша оставив игрушки, берет бумагу, хочет порисовать. Аня моментально бросает свои дела, вырывает бумагу из рук у плачущей Маши.

Почему Аня так поступает и что можно сделать в этой ситуации?

Возможные варианты ответов:

Вариант 1

Аня перешла в фазу игры "вместе". Ей необходим партнер.

Вариант 2

Родители Ани часто поступают таким же бесцеремонным образом, когда считают, что Ане надо заняться чем-то другим, не тратя время и силы на убеждения. Ребенок усвоил такую модель поведения. Попытайтесь создать другую модель поведения у ребенка.

Проблемная ситуация № 2

Миша (2г. 4 мес.) пытается надеть колготы самостоятельно. У него не получается. Вмешивается воспитатель. "Я сам!" - протестует ребенок. Перед нами кризис двух лет: упрямство, негативизм, желание быть как взрослый, делать все по своему. Так как это неизбежно, остается извлечь из этого пользу для ребенка - он чему-то научится, для вас при верном воздействии ребенок станет больше прислушиваться к вашему мнению осознанно, так как его права будут соблюдены.

Возможные варианты ответов:

Вариант 1

Если время позволяет, предоставьте ребенку возможность повоевать с колготками самому. Когда он выбьется из сил, предложите свою помощь, по возможности, предоставив ребенку делать это самому с вашими подробными указаниями, желательно в стихотворной форме. Важно это сделать до того, как он расплачется от бессилия. Если опоздали, сначала утешьте, похвалите его самостоятельность, скажите, что он почти их надел, осталась пара пустяков. Затем начинайте учить.

Вариант 2

Надо торопиться, все дети почти одеты. Выждав немного, осторожно предложите помощь. Если ребенок заупрямится, скажите, что он уже справляется, только вот забыл сделать то-то и то-то. Если поторопиться, дело может кончиться скандалом, а это займет еще больше времени.

Проблемная ситуация № 3

Ребенок с трудом оторвался от матери, громко плачет.

Возможные варианты ответов:

Вариант 1

Проводите его к окну, помашите вместе с ним маме в окошко.

Вариант 2

Отведите в спальню или поближе к игрушкам, лучше всего туда, где есть возможность побыть одному, предоставьте его самому себе.

Вариант 3

Если ребенок впервые в ДОУ, вооружитесь куклой бибабо, с её помощью отвлеките и успокойте ребенка.

Проблемная ситуация № 4

Родители Тани часто просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды.

Возможные варианты ответов:

Вариант 1

Ребенок только что после болезни, операции и т.п. Пойдите навстречу родителям, объяснив, что это будет исключением, а не правилом.

Вариант 2

Родители идут на конфликт. Объясните родителям, что на время прогулки няня открывает настежь окна в любую погоду, чтобы проветрить группу, и выразите опасение, не простудится ребенок при таких условиях, скорее, в группе, чем на улице.

Вариант 3

Родители тревожные. Объясните, что в плохую погоду детей гулять не выводят, посоветуйте одевать ребенка теплее. Предложите родителям присутствовать на прогулке, убедиться, что дети под присмотром, в движении.

Какие признаки указывают на завершение адаптационного периода?

(ответы педагогов)

Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев.

4. Влияние педагога на течение адаптации

Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?

Обсуждение и наработка возможных мероприятий по облегчению адаптации.

Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:

Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат.

Воспитатель должен быть  доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.

Называть ребенка ласковым именем, как дома.

Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.

Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).

При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.

Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, пустышка, памперс, бутылочка :).

Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Семинар-практикум на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Обозначить проблемы, которые возникают у детей и родителей в адаптационный период к ДОУ...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Семинар-практикум для воспитателей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Семинар-практикум для воспитателей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Семинар – практикум для воспитателей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №22 «Город Детства»         Семинар – практикум для восп...