Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_vospitateley_dou.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Проблема состоит в том, что понятие «период дошкольного детства» по-разному воспринимается родителями, педагогами и самим ребенком. Большинство родителей хотят, чтобы ребенок был хорошо подготовлен к школе, сам ребенок в свою очередь хочет играть и удовлетворять свое любопытство, в итоге перед педагогом ставится непростая задача: направить познавательную энергию дошкольника в правильное русло, при этом в результате ребенок получает не просто новые знания, а также опыт их получения, что безусловно поможет ему в школе.
Задача педагога - воспитание внутренней потребности ребенка в знаниях
Экспериментальная работа:
- расширяет представления об окружающем мире;
- вызывает интерес к исследованию;
- развивает мышление.
Большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.
Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»
удивление,
сказочный сюжет,
проблемные вопросы и ситуации,
создание ситуации потребности в самовыражении,
стремление помочь и научить,
интрига,
сюрпризный момент,
внесение предмета с необычным эффектом или назначением
Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами.
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
- предлагает различные варианты ее решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы.
Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом. Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и фиксируются.
Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по фэмп, развитию речи, ознакомлению с окружающим).
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное внимание необходимо уделять организации познавательной, поисковой деятельности детей, которая понимается как поиск зн...