Семинар - практикум для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» - Ещенко Светлана Владимировна, МБДОУ ДС №47 "Радуга" г.Светлоград Ставропольский край
методическая разработка по теме

Ещенко Светлана Владимировна
Семинар - практикум для воспитателей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №47 «Радуга г.Светлоград Петровского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар - практикум для воспитателей по теме:

 

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Воспитатель МБДОУ

ДС №47 «Радуга»

С.В.Ещенко

27.04.2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Светлоград

 

1. Теоритическая часть.

                  То, что я услышал, я забыл.
                То, что я увидел, я помню.
                То, что я сделал, я знаю.

        Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

       Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. По его мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

       Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково - познавательных знаний детей, становление опытно - экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Ведь экспериментирование способствует в первую очередь формированию интегративных качеств. Их вы можете увидеть на экране.

     Кроме того, поисково – исследовательская деятельность развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность,  инициативу и самостоятельность в его познании  в ходе практической деятельности.

       В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

       В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач, которые вы так же можете видеть на экране

      Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является методическое обеспечение литературой по данной теме.

      В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных  опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.

Стоит обратить внимание на такие издания, как

·        Организация экспериментальной деятельности дошкольников Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.) М: Аркти, 2008

·        Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

·        Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование

·        З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева,

·        Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

·        Исакова Н.В.:

·        Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

·        Детство-Пресс, 2013

Помимо методической литературы, кстати на занятиях будут детские издания. Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой Это яркие и увлекательные книги для маленьких учёных – экспериментаторов. Описанные в них опыты помогут исследовать свойства воды, света, зеркал и магнитов; помогут детям изучить свойства воздуха, постичь загадочную природу растений.

Для фиксации наблюдений и выводов необходим набор развивающих карточек. Они могут быть на печатной основе.

        Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал и карточки, соответственно, для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Методы и приемы.

v Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

v Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

v Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».

v Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

v Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».

v Экспериментальные игры.

v Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

v Наблюдение природных явлений.

v Использование энциклопедий.

Примерная структура занятия-экспериментирования

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.         

         Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется  педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются  и заносятся в дневники наблюдений.

         Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

      Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование  могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию  и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. На слайде представлено разнообразие исследовательских центров в старшей, подготовительной группе.

1.     Практическая часть.

1.     Сейчас предлагаю разделиться на 3 группы и подойти к столу. На нем вы можете видеть разнообразные предметы, материалы, приспособления. Ваша задача, уважаемые коллеги, отобрать необходимое для экспериментирования, внимание: первая группа по тематике «Тонет – не тонет», вторая – для экспериментов с воздухом и третья – с магнитом.

2.     Ну что ж, вы отлично справились. Для следующего задания предлагаю каждой подгруппе выбрать по две карточки-схемы проведения экспериментов. Ваша задача объяснить суть эксперимента, отображенных на данных карточках и в каждой из них найти один лишний – логически не взаимосвязанный этап.

3.     Ну и последнее задание. Выберите по одной опорной карточке схеме для опыта. Вам предстоит расшифровать, что это за опыт, продемонстрировать его проведение и составить вывод, используя схематическое изображение.

-       Скольжение капли вода по горке из промасленной бумаги;

-       Растворение подкрашенной воды в разных жидкостях (воде, молоке);

-       Наблюдение в микроскоп за процессом фильтрации грязной воды.

3.Заключительная часть.

Однажды дети могут обнаружить конверт с семенами фасоли и гороха. На вопрос: «А что можно сделать с этими семенами?» дети дадут разные ответы. Воспитателю важно ненавязчиво подвести к экспериментированию: что появляется вначале: корешок или стебелек?».

Дети решают, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объясняют почему. Затем,  осуществляются различные варианты: некоторые воспитанники просто заливают водой семена, кто-то  воспользуется ватными дисками, и положат семена между ними. В результате дети делают вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента – 12 дней. 

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. 

        Например: ребенок, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде. В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.

Очень важно педагогу мотивировать детей на экспериментально – исследовательскую деятельность, увлечь ею. И ни в коем случае не упускать спонтанно возникающие ситуации, дающие возможность наблюдать, исследовать, изучать, особенно если инициатива исходит от детей. Помните: дорога ложка к обеду. Старайтесь не упустить вспыхнувшую искорку интереса и любопытства в воспитанниках, ведь только в процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы и логические умозаключения.

Надеюсь, сегодняшний семинар – практикум оказался вам не только интересным, но и полезным. А сейчас я готова ответить на ваши вопросы по данной теме.

 

​​

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №47 «Радуга г.Светлоград Петровского муниципального района

Семинар - практикум для воспитателей по теме:

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

Подготовил:

Воспитатель МБДОУ

ДС №47 «Радуга»

С.В.Ещенко

27.04.2016 г.

г.Светлоград

1. Теоритическая часть.

                  То, что я услышал, я забыл.
               То, что я увидел, я помню.
               То, что я сделал, я знаю.

        Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

       Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. По его мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

       Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково - познавательных знаний детей, становление опытно - экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Ведь экспериментирование способствует в первую очередь формированию интегративных качеств. Их вы можете увидеть на экране.

     Кроме того, поисково – исследовательская деятельность развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность,  инициативу и самостоятельность в его познании  в ходе практической деятельности.

       В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

       В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач, которые вы так же можете видеть на экране

      Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является методическое обеспечение литературой по данной теме.

      В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных  опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.

Стоит обратить внимание на такие издания, как

  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.) М: Аркти, 2008
  • Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
  • Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование
  • З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева,
  • Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  • Исакова Н.В.:
  • Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
  • Детство-Пресс, 2013

Помимо методической литературы, кстати на занятиях будут детские издания. Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой Это яркие и увлекательные книги для маленьких учёных – экспериментаторов. Описанные в них опыты помогут исследовать свойства воды, света, зеркал и магнитов; помогут детям изучить свойства воздуха, постичь загадочную природу растений.

Для фиксации наблюдений и выводов необходим набор развивающих карточек. Они могут быть на печатной основе.

                Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал и карточки, соответственно, для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Методы и приемы.

  • Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
  • Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
  • Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
  • Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
  • Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
  • Экспериментальные игры.
  • Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
  • Наблюдение природных явлений.
  • Использование энциклопедий.

Примерная структура занятия-экспериментирования

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.          

         Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется  педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются  и заносятся в дневники наблюдений.

         Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

      Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование  могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию  и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. На слайде представлено разнообразие исследовательских центров в старшей, подготовительной группе.

  1. Практическая часть.
  1. Сейчас предлагаю разделиться на 3 группы и подойти к столу. На нем вы можете видеть разнообразные предметы, материалы, приспособления. Ваша задача, уважаемые коллеги, отобрать необходимое для экспериментирования, внимание: первая группа по тематике «Тонет – не тонет», вторая – для экспериментов с воздухом и третья – с магнитом.
  2. Ну что ж, вы отлично справились. Для следующего задания предлагаю каждой подгруппе выбрать по две карточки-схемы проведения экспериментов. Ваша задача объяснить суть эксперимента, отображенных на данных карточках и в каждой из них найти один лишний – логически не взаимосвязанный этап.
  3. Ну и последнее задание. Выберите по одной опорной карточке схеме для опыта. Вам предстоит расшифровать, что это за опыт, продемонстрировать его проведение и составить вывод, используя схематическое изображение.
  • Скольжение капли вода по горке из промасленной бумаги;
  • Растворение подкрашенной воды в разных жидкостях (воде, молоке);
  • Наблюдение в микроскоп за процессом фильтрации грязной воды.

3.Заключительная часть.

Однажды дети могут обнаружить конверт с семенами фасоли и гороха. На вопрос: «А что можно сделать с этими семенами?» дети дадут разные ответы. Воспитателю важно ненавязчиво подвести к экспериментированию: что появляется вначале: корешок или стебелек?».

Дети решают, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объясняют почему. Затем,  осуществляются различные варианты: некоторые воспитанники просто заливают водой семена, кто-то  воспользуется ватными дисками, и положат семена между ними. В результате дети делают вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента – 12 дней.  

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.  

        Например: ребенок, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде. В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.

Очень важно педагогу мотивировать детей на экспериментально – исследовательскую деятельность, увлечь ею. И ни в коем случае не упускать спонтанно возникающие ситуации, дающие возможность наблюдать, исследовать, изучать, особенно если инициатива исходит от детей. Помните: дорога ложка к обеду. Старайтесь не упустить вспыхнувшую искорку интереса и любопытства в воспитанниках, ведь только в процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы и логические умозаключения.

Надеюсь, сегодняшний семинар – практикум оказался вам не только интересным, но и полезным. А сейчас я готова ответить на ваши вопросы по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».

План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...

Семинар – практикум для воспитателей «Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»

Семинар – практикум для воспитателей«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей: "Здоровьесбережение – одна из самых приоритетных задач детского сада".

Здоровь-это активность людей направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнидеятельности человека...

Семинар - практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»

Семинар - практикум для педагоговпо теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»...

Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада "

Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"...

Семинар - практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»

Семинар - практикум для педагоговпо теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»...