Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «В царстве растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию (ФЦКМ)
«В царстве растений»
Возраст воспитанников: для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Вид НОД: интегрированное.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная.
Цель: Обобщение знаний детей о царстве растений
Образовательные задачи:
-создать условия для получения детьми знаний о царстве растений;
-расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель);
-закрепить и уточнить представление о целительных свойствах зелёных растений;
-развивать представление о внешних отличиях деревьев, кустарников и травянистых растений
Развивающие задачи:
-развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель;
-развивать умение логически излагать свои мысли.
Воспитательные задачи:
-воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, беречь их.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: Наблюдение за деревьями, кустарниками, травами на прогулке. Чтение художественной литературы: А. Осипов «Тропинка полевая», П.Синявский «Зеленая аптека», И Махонина «Деревья, птицы и цветы»,отгадывание загадок о растениях, рассматривание картины «Лес».
Словарная работа: Лекарственные растения.
Планируемый результат: Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности; достаточно хорошо владеет устной речью; может использовать речь для выражения своих мыслей. Проявляет любознательность, обладает элементарными представления из области живой природы.
Средства и оборудование:
методические: Иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травы, модели дерева, кустарника, травы на каждого ребенка.
организационные: Стаканчики с песком, стаканчики с водой, палочки, марлевые жгутики на каждого ребенка.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной. Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй, красно солнышко – руки вверх.
Здравствуй, ветерок – покачивание рук.
Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой.
Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук.
Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек.
Здравствуй, шумная листва – трут ладошки.
Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной.
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте.
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок.
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в удивительную страну, которая называется Природа. В этой стране столько разнообразных жителей, о которых нам предстоит многое сегодня узнать.
Сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку. Садитесь поудобнее, ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно.
Основная часть
Воспитатель: В некотором царстве жили-были береза, сирень, смородина, крапива и многие другие жители. Вы догадались, как звали жителей этого царства? (показ иллюстрации лес)
Дети: Растения.
Воспитатель: Жалко, что я не волшебница и не могу перенести вас в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник.
Воспитатель: Ребята, а растения живые?
Дети: Да они живые.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Потому что они дышат, растут, питаются, размножаются.
Воспитатель: Молодцы, слушайте сказку дальше. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.
1-я загадка: «Нога одна, а рук много»
Дети: Дерево.
Воспитатель: А как вы догадались, что это дерево.
Дети: Нога-это ствол, а руки - это ветки.
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете деревья?
Дети: Дуб, рябина, береза, осина, сосна, яблоня.
Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите. Как вы узнали, что это деревья?
Дети: Высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой .
Воспитатель: соберите у себя на столе модель дерева и положите ее перед собой.
Воспитатель: Послушайте и отгадайте, кто жил во втором государстве.
Никак не могу понять я:
Похожи кусты, как братья.
А ягоды у них разные –
Чёрные, белые, красные.
Дети: Смородина.
Воспитатель: А смородина это что?
Дети: Кустарник
Воспитатель: Какие вы знаете кустарники?
Дети: Сирень, шиповник, малина, крыжовник, смородина, калина.
Воспитатель: Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?
Принесите картинки, на которых изображены кусты. Чем похожи все кусты, что у них общего?
Дети: Ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой.
Воспитатель: соберите у себя на столе модель куста и положите рядом с деревом.
Воспитатель: И наконец, кто же жители третьего государства?
Она под осень умирает,
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее беда,
Она их главная еда.
Дети: Трава.
Воспитатель: Выбери картинки с травянистыми растениями. Как вы их узнали?
Дети: Они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.
Воспитатель: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь. А какие травянистые растения вы знаете?
Дети: Крапива, подорожник, одуванчик, ромашка.
Воспитатель: соберите на столе модель травянистых растений и положите рядом с другими моделями. Вот мы и познакомились с жителями царства растений. Перечислите всех жителей царства растений?
Дети: Деревья, кустарники, травы.
Воспитатель: А теперь, мы немножко отдохнем.
Физкультминутка «Стали мы деревьями»
Стали мы деревьями, Сильными, большими | Ноги на ширине плеч, руки на поясе |
Ноги - это корни Мы расставим шире | Ноги раздвигаем шире |
Чтоб держалось дерево, Падать не давали | Сжимаем кулаки и ставим один над другим |
Из глубин далеких, Воду доставали. | Наклоняемся, складываем ладони. Сгибаем и разгибаем руки в локтях |
Тело наше - ствол могучий, | Руки скользят по туловищу |
Он чуть, чуть качается | Покачивание из стороны в сторону |
И своей верхушкой острой В небо упирается | Руки вверх |
Наши руки – это ветки, | Руки вверх, пальцы раздвинуть |
Крону вместе образуют | Пальцы соединяем над головой |
В кроне им совсем не страшно | Покачиваем головой |
Когда ветры сильно дуют. | Покачиваем руками |
Пальцы веточками будут, листья закрывают их. | Покачиваем руками, шевелим пальчиками |
Как придет за летом осень, Разлетятся листья вмиг, Успокоится природа И уснет все до весны. | Руки вверх и опускаем волнообразными движениями |
Воспитатель: Молодцы, а теперь вернемся к сказке. В этом государстве живут деревья, кустарники, травы. Они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений?
Воспитатель: А теперь, скажите, чем похожи все растения, что у них общего?
Дети: Корень, стебель, листья, цветы, плоды.
Воспитатель: У меня на доске две картинки, посмотрите на них внимательно и найдите различия. (дерево с корнями и без.)
Я предлагаю подумать, для чего нужен корень растениям.
Дети: Удерживает ствол, питает, дышит.
Воспитатель: Чтобы это доказать, проведём эксперимент. (на столах детей по два стаканчика с песком и две палочки (одна прямая, другая расщеплена на конце).
Воспитатель: Вставьте палочки в песок и подуйте на вершинку своих «деревьев». Какая из них держится в песке крепче?
Дети: Та, что с расщеплением.
Воспитатель: Попробуем сделать вывод: дерево держится глубоко в земле корнями.
Воспитатель: Давайте проведём ещё один опыт и увидим, как же поступают полезные вещества к стволам, листьям, цветам у всех растений.
(у детей стаканчики с подкрашенной водой и марлевый жгутик, имитирующий стебель. На конце узелок - корень. Дети опускают жгутик в воду и наблюдают, как вода поднимается по нему всё выше и выше).
Воспитатель: можно сделать вывод, что питание по стеблю поднимается к стволу, ветвям, листьям, плодам.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели.
Дети: Нужен свет, тепло, вода, воздух.
Воспитатель: Но ещё, ребята, всем растениям нужна наша забота и помощь. Как вы думаете, мы можем сказать, что растения наши друзья? Друзья всегда помогают друг другу. А как растения помогают людям?
Дети: Ромашкой можно полоскать горлышко. Подорожник поможет остановить кровотечение. Малина помогает при простуде.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие в царство растений заканчивается. Почему вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? В каких государствах вы побывали? А что вы расскажите родителям о знакомстве с царством растений?
Мне сегодня было приятно видеть, как вы все старались, правильно отвечали на вопросы. Молодцы! (похвалить каждого ребенка) И я предлагаю вам попробовать сироп из шиповника.
Шиповник - для здоровья,
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар-
Ценный от природы дар.
Список литературы:
Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н. В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144с.
Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 96с.
Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 96с.
Интернет ресурс: https://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Проблемы экологии. Экологические знаки».
Расширение и систематизирование знания детей о природе и о роли человека в её защите....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Почему исчезают животные?»
Пополнение знаний у детей о причинах вымирания некоторых животных....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) в средней группе
КонспектТема "Домашние животные и их детёныши"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной к школе группе Экологическая сказка «Серая Шапочка и Красный Волк»
Экологическая сказка "Серая Шапочка и Красный Волк"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) с использованием лэпбука «Башкирская народная культура».
Цель: создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с культурой и бытом башкирского народа....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»
Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)...