Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) с использованием лэпбука «Башкирская народная культура».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с культурой и бытом башкирского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_-_s_lepbukom.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) с использованием лэпбука
«Башкирская народная культура».
Возраст воспитанников: 5 -6 лет
Вид НОД: интегрированное
Формы организации: индивидуальная, фронтальная
Цель: создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с культурой и бытом башкирского народа.
Образовательные задачи:
Уточнить представления дошкольников о культуре и быте башкирского народа: особенностях убранства башкирской избы предметах быта, башкирских народных музыкальных инструментах о героях башкирских народных сказках; расширять представления о традициях и обычаях людей через народны башкирские подвижные игры; познакомить детей с народными башкирскими пословицами, как образцами народной мудрости.
Развивающие задачи:
Содействовать развитию наблюдательности, способности замечать своеобразие башкирской культуры и быта; содействовать развитию активной речи (речь-доказательство, речь-аргументация) детей в процессе отгадывания загадок, анализа пословиц.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес и уважения к культуре башкирского народа; способствовать проявлению положительных эмоций; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, беседы, рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах, чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок; прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;
Планируемый результат: знает о Башкирии; знает устное народное творчество башкирского народа; знает башкирские народные игры, музыкальные инструменты; умеет слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.
Средства и оборудование:
Организационные: лэпбук «Башкирская народная культура», волшебная коробка, волшебный клубочек.
Ход НОД:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я вам приготовила сюрприз, который находиться в этой волшебной коробке. Вы хотите узнать, что там лежит?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а что бы это могло быть?
(Игра с волшебным клубочком. Дети передают клубочек и высказывают свои предположения).
Дети: Я думаю, что в коробке лежит маленькая машинка. А ты как думаешь?
- думаю, что в коробке лежит маленькая машинка, конфета. А ты как думаешь?
- думаю, что в коробке лежит кукла. А ты как думаешь?
- думаю, что в коробке лежит мягкая игрушка. А ты как думаешь?
Воспитатель: Ой, сколько интересных идей, что же нам делать? Вот вам подсказка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а разговаривает.
Дети: В коробке лежит книга.
(После того, как дети отгадают загадку, воспитатель и дети открывают коробку, а там книга)
- ЛЭПБУК на тему «Башкирская народная культура».
Основная часть.
Воспитатель: Верно – это книга. Вы правильно отгадали загадку. Но это книга необычная. Это книга называется лэпбук. А чем она отличается от обычной книги?
Дети: В ней вместо листочков находятся разные кармашки.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, что же находится в этих кармашках.
Дети: Да, конечно хотим.
Воспитатель: А чего мы с вами начнём? Скажите, с чего мы начинаем читать, рассматривать обычную книгу? (Рассуждения детей).
Дети: Книгу мы читаем с первой страницы.
Воспитатель: В книге есть номера страниц, оглавление, где мы можем узнать, на какой странице находиться сказка, рассказ, которую мы хотим прочитать; иллюстрация, картинка, которую мы хотим посмотреть.
Воспитатель: Давайте начнём рассматривать лэпбук. Ребята, в этом кармашке нарисована татарская изба. Но изба у нас совершенно пуста, в ней ничего нет. Что же мы будем делать? Ребята посмотрите, оказывается здесь ещё один карман. А в нём находятся карточки с загадками. А вы любите и отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: А ещё здесь есть картинки с изображением предметов быта, которые башкирский народ использовал в прошлом, в старину. Давайте мы отгадаем загадки и расставить предмета быта в башкирской избе, как они располагались в те давние времена.
(Загадки о предметах быта татарского народа).
- В избе — изба,
на избе – труба.
Я лучинку зажег,
положил на порог, Зашумело в избе, загудело в трубе
Видит пламя народ,
а тушить не идет
Дети: Это печка.
Воспитатель: «Дом без печи что голова, без мозгов» - говорит башкирская народная пословица. Ребята, а для чего была нужна печь в избе?
(Ответы детей на наводящие вопросы воспитателя).
Дети: Печь в доме обогревала, освещала комнату.
А так уютно было зимой и детям, и старикам на ней спать.
В печи пекли хлебы и пироги, готовили еду.
Воспитатель: Башкирская печь похожа на русскую, но отличается от неё тем, что сбоку вмазан котёл, в котором варили пищу.
- Деревянный ящик крепкий,
Он таит в себе секреты,
Он надутый как индюк,
Называется...
Дети: Это сундук.
Воспитатель: Ребята, а для чего был нужен сундук в избе?
Дети: Сундуки нужны были для хранения одежды, тканей и других ценных вещей.
Воспитатель: Обязательным атрибутом башкирской избы были красные или зеленые сундуки. Помимо основного назначения ранения вещей сундуки украшали комнату, особенно в сочетании с красиво уложенными подушками, перинами, пуховыми одеялами. В башкирском доме всегда много подушек, перин, пуховых одеял. Наверное, такая любовь к подушкам была и потому, что в каждом дворе обязательно разводили гусей, кур, уток, значит, было много пуха и пера. В избах богатых башкир сундуков было так много, что иногда их ставили друг на друга.
- Стоит кошка
На четырех ножках.
Всяк на нее садится,
Упасть не боится.
Дети: Это лавка, скамья.
Воспитатель: Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате и принадлежало оно самым уважаемым в семье старшим бабушкам и дедушкам. Внутри комнаты мы видим большую лавку. На ней мог стоять самовар значит, она заменял стол. На лавке сидела и работала пряха. А в уголке лежала гора подушек: значит, на ней спали ночью. Над лавкой люлька: значит, на ней сидела няня и качала малыша. А когда дети подрастали, они играли на лавке в свои игрушки. В комнате, где зимой было много народа, лавка оказывалась необходима на ней, можно сказать, проходила вся жизнь семьи. В домах, где была не одна комната, а несколько, стояли и столы, и стулья, и отдельные кровати, но башкиры любят лавки, и она тоже оставалась правда, поменьше и лишь в одной из комнат.
- Четыре ноги,
два уха,
Один нос
Да брюхо. Дети: Это самовар.
Воспитатель:
Ребята, а для чего был нужен самовар в избе?
Дети: В самоваре кипятили воду.
Воспитатель: У самовара несколько достоинств: не надо было топить печь, чтобы вскипятить воду, удобно согревать заварочный чайник, ставя его сверху, чтобы заварка хорошо распарилась.
- Однорук, зато рогат, Он в избе первейший хват.
Ухватил горшок
Вот ухватистый! Дети: Это ухват.
Воспитатель: Ребята, а для чего был нужен ухват в избе?
Дети: Ухват нужен для передвижения горшков и чугунов в печи. С помощью ухвата их можно было достать или поставить в печь.
- На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.
Дети: Это полотенце.
Воспитатель: Бревенчатые стены занавешивали домоткаными полотенцами. Вот какие красивые у башкир полотенца.
- Черный конь скачет в огонь.
Дети: Это кочерга.
Воспитатель: Ребята, а для чего была нужна кочерга в избе?
Дети: С помощью кочерги размешивания угли в печи.
- В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?
Дети: Это прялка.
Воспитатель: Ребята, а для чего была нужна прялка в избе?
Дети: Прялка приспособление для прядения.
Воспитатель: Ребята, вот мы и разгадали все загадки нашей башкирской избы. Давайте откроем следующий кармашек – страничку нашей книги. Ребята, это музыкальная страничка. А ещё в нём находятся карточки. Ребята, что нарисовано на них?
Дети: На карточках нарисованы музыкальные инструменты.
Воспитатель: Ребята, у нас есть карточки с музыкальными инструментами. Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?
Дети: Будем отгадывать музыкальные инструменты.
Воспитатель: Как только вы узнаете, какой музыкальный инструмент звучит, покажите, пожалуйста, карточку с изображением данного инструмента.
(Карточки с музыкальными инструментами)
Звучит курай.
Воспитатель: Какой музыкальный инструмент вы услышали?
Дети: Я услышал башкирский народный музыкальный инструмент – курай?
Воспитатель: Курай – это башкирский народный музыкальный инструмент. Курай - это духовой инструмент. Чтобы появился звук надо в него дуть. Этот инструмент делают из растения под названием курай. Курай похож на флейту.
Звучит кубыз.
Воспитатель: Какой музыкальный инструмент вы услышали?
Дети: Я услышал башкирский народный музыкальный инструмент – кубыз?
Воспитатель: Кубыз - это башкирский народный музыкальный инструмент. Кубыз похож на деревянную или металлическую дугу с язычком в центре. Язычок защипывают пальцами правой руки, и он при движении издает звук.
Звучит гармонь.
Воспитатель: Какой музыкальный инструмент вы услышали?
Дети: Я услышал башкирский народный музыкальный инструмент – гармонь?
Воспитатель: Гармонь – это башкирский народный музыкальный инструмент. Гармонь состоит из правой части и левой части корпуса на каждом из них находится клавиатура из кнопок и клавиш. Между этими частями находятся подвижные меха.
Звучит мандолина.
Воспитатель: Какой музыкальный инструмент вы услышали?
Дети: Я услышал татарский народный музыкальный инструмент – мандолина?
Воспитатель: Мандолина – это татарский музыкальный народный инструмент небольших размеров. На мандолине есть струны, чтобы на нем сыграть, надо задевать струны пальцами или птичьим пером.
Воспитатель: Ребята, вам нравиться рассматривать лэпбук?
Дети: Да, нравиться.
Воспитатель: Давайте откроем следующий кармашек – страничку нашей книги.
- этом кармашке находиться картинка, на которой нарисованы дети, играющие в игру. Ребята, а вы любите играть в подвижные игры.
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Давайте поиграем в башкирскую народную игру «Юрта».
Воспитатель: Давайте продолжим рассматривать наш лэпбук. Какой откроем следующий кармашек? Ребята, в этом кармашке находятся башкирские народные сказки. Почитаем сказку?
Воспитатель:
Коротко расскажите, о чём это?
Кто главный герой этой сказки?
В чём главная мудрость этой сказки, чему она нас учит?
Какие вы ещё башкирские народные сказки знаете?
Воспитатель: Давайте продолжим рассматривать нашу необычную книгу.
А в этом кармашке находится мудрость башкирского народа – это пословицы.
Ребята, а что такое пословицы?
Дети: Пословицы - это советы народа, которые говорили каждому человеку как ему надо жить, как поступать в различных ситуациях.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете?
Много пословиц вы уже знаете. Давайте мы с вами прочитаем башкирские народные пословицы, постараемся их запомнить.
(Карточки с пословицами)
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось рассматривать лэпбук?
Скажите какие игры, задания в лэпбуке вам понравились больше всего разгадывать, выполнять? О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?
Список литературы:
1. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009
2. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Проблемы экологии. Экологические знаки».
Расширение и систематизирование знания детей о природе и о роли человека в её защите....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Почему исчезают животные?»
Пополнение знаний у детей о причинах вымирания некоторых животных....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «В царстве растений»
Обобщение знаний детей о царстве растений...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) в средней группе
КонспектТема "Домашние животные и их детёныши"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной к школе группе Экологическая сказка «Серая Шапочка и Красный Волк»
Экологическая сказка "Серая Шапочка и Красный Волк"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»
Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)...
- Мне нравится (1)