Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) с использованием лэпбука «Башкирская народная культура».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зайнуллина Сания Гафиятовна

Цель: создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с культурой и бытом башкирского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_-_s_lepbukom.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) с использованием лэпбука

«Башкирская народная культура».

        Возраст воспитанников: 5 -6 лет

        Вид НОД:  интегрированное

        Формы организации: индивидуальная, фронтальная

   Цель: создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с культурой и бытом башкирского народа.

   Образовательные  задачи:

Уточнить представления дошкольников о культуре и быте башкирского народа: особенностях убранства башкирской избы предметах быта, башкирских народных музыкальных инструментах о героях  башкирских народных сказках; расширять представления о традициях и обычаях людей через  народны башкирские подвижные игры; познакомить детей с  народными башкирскими  пословицами, как образцами народной мудрости.

   Развивающие задачи:

Содействовать развитию наблюдательности, способности замечать своеобразие башкирской культуры и быта; содействовать развитию активной речи (речь-доказательство, речь-аргументация) детей в процессе отгадывания загадок, анализа пословиц.

   Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес и уважения к культуре  башкирского народа; способствовать проявлению положительных эмоций; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие».

         Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

        Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, беседы, рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах, чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок; прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;

       Планируемый результат: знает о Башкирии; знает устное  народное  творчество башкирского народа; знает башкирские народные игры, музыкальные  инструменты; умеет слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.

        Средства и оборудование:

        Организационные: лэпбук «Башкирская народная культура», волшебная коробка, волшебный клубочек.

Ход НОД:

   Вводная часть

   Воспитатель: Ребята, я вам приготовила сюрприз, который находиться в этой волшебной коробке. Вы хотите узнать, что там лежит?

   Дети: Да, хотим.

   Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а что бы это могло быть?

(Игра с волшебным клубочком. Дети передают клубочек и высказывают свои предположения).

    Дети: Я думаю, что в коробке лежит маленькая машинка. А ты как думаешь?  

  • думаю, что в коробке лежит маленькая машинка, конфета. А ты как думаешь?
  • думаю, что в коробке лежит кукла. А ты как думаешь?
  • думаю, что в коробке лежит мягкая игрушка. А ты как думаешь?

   Воспитатель: Ой, сколько  интересных идей, что же нам делать? Вот вам подсказка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а разговаривает.

   Дети: В коробке лежит книга.

(После того, как дети отгадают загадку, воспитатель и дети открывают коробку, а там книга)

- ЛЭПБУК на тему «Башкирская народная культура».

Основная часть.

   Воспитатель: Верно  это книга. Вы правильно отгадали загадку. Но это книга необычная. Это книга называется лэпбук. А чем она отличается от обычной книги?

   Дети: В ней вместо листочков находятся разные кармашки.

   Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, что же находится в этих кармашках.

   Дети: Да, конечно хотим.

   Воспитатель: А чего мы с вами начнём? Скажите, с чего мы начинаем читать, рассматривать обычную книгу? (Рассуждения детей).

   Дети: Книгу мы читаем с первой страницы. 

   Воспитатель: В книге есть номера страниц, оглавление, где мы можем узнать, на какой странице находиться сказка, рассказ, которую мы хотим прочитать; иллюстрация, картинка, которую мы хотим посмотреть.

   Воспитатель: Давайте начнём рассматривать лэпбук. Ребята, в этом кармашке нарисована татарская изба. Но изба у нас совершенно пуста, в ней ничего нет. Что же мы будем делать? Ребята посмотрите, оказывается здесь ещё один карман. А в нём находятся карточки с загадками. А вы любите и отгадывать загадки?

   Дети: Да.

Воспитатель: А ещё здесь есть картинки с изображением предметов быта, которые башкирский  народ использовал в прошлом, в старину. Давайте мы отгадаем загадки и расставить предмета быта в башкирской  избе, как они располагались в те давние времена.

(Загадки о предметах быта татарского народа).

  1. В избе — изба,

на избе – труба.  

Я лучинку зажег,

положил на порог, Зашумело в избе, загудело в трубе

         Видит пламя народ,

         а тушить не идет

   Дети: Это печка.

   Воспитатель: «Дом без печи что голова, без мозгов» - говорит башкирская народная пословица. Ребята, а для чего была нужна печь в избе?

(Ответы детей на наводящие вопросы воспитателя).

  Дети: Печь в доме обогревала, освещала комнату.

  А так уютно было зимой и детям, и старикам на ней спать.

  В печи пекли хлебы и пироги, готовили еду.

  Воспитатель: Башкирская печь похожа на русскую, но отличается от неё тем, что сбоку вмазан котёл, в котором варили пищу.

  1. Деревянный ящик крепкий,

     Он таит в себе секреты,

     Он надутый как индюк,

     Называется...

   Дети: Это сундук.

  Воспитатель:  Ребята, а для чего был нужен сундук в избе?

   Дети: Сундуки нужны были для хранения одежды, тканей и других ценных вещей.

   Воспитатель: Обязательным атрибутом башкирской избы были красные или зеленые сундуки. Помимо основного назначения ранения вещей сундуки украшали комнату, особенно в сочетании с красиво уложенными подушками, перинами, пуховыми одеялами. В башкирском  доме всегда много подушек, перин, пуховых одеял. Наверное, такая любовь к подушкам была и потому, что в каждом дворе обязательно разводили гусей, кур, уток, значит, было много пуха и пера. В избах богатых башкир  сундуков было так много, что иногда их ставили друг на друга.

  1. Стоит кошка

   На четырех ножках.

   Всяк на нее садится,

   Упасть не боится.

  Дети: Это лавка, скамья.

   Воспитатель: Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате и принадлежало оно самым уважаемым в семье старшим бабушкам и дедушкам. Внутри комнаты мы видим большую лавку. На ней мог стоять самовар значит, она заменял стол. На лавке  сидела и работала пряха. А в уголке лежала гора подушек: значит, на ней спали ночью. Над лавкой люлька: значит, на ней сидела няня и качала малыша. А когда дети подрастали, они играли на лавке  в свои игрушки. В комнате, где зимой было много народа, лавка оказывалась необходима на ней, можно сказать, проходила вся жизнь семьи. В домах, где была не одна комната, а несколько, стояли и столы, и стулья, и отдельные кровати, но башкиры любят лавки, и она тоже оставалась правда, поменьше и лишь в одной из комнат.

  1. Четыре ноги,

    два уха,

    Один нос

   Да брюхо.               Дети: Это самовар.

  Воспитатель:

 Ребята, а для чего был нужен самовар в избе?

Дети: В самоваре кипятили воду.

Воспитатель: У самовара несколько достоинств: не надо было топить печь, чтобы вскипятить воду, удобно согревать заварочный чайник, ставя его сверху, чтобы заварка хорошо распарилась.

  1. Однорук, зато рогат,      Он в избе первейший  хват.

Ухватил горшок  

Вот ухватистый!  Дети: Это ухват.

  Воспитатель: Ребята, а для чего был нужен ухват в избе?

  Дети: Ухват нужен для передвижения горшков и чугунов в печи. С помощью ухвата их можно было достать или поставить в печь.

  1. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается.

  Дети: Это полотенце.

  Воспитатель: Бревенчатые стены занавешивали домоткаными полотенцами. Вот какие красивые у башкир полотенца.

  1. Черный конь скачет в огонь.

  Дети: Это кочерга.

  Воспитатель: Ребята, а для чего была нужна кочерга в избе?

  Дети: С помощью кочерги  размешивания угли в печи.

  1. В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?

   Дети: Это прялка.

   Воспитатель: Ребята, а для чего была нужна прялка в избе?

   Дети: Прялка приспособление для прядения.

   Воспитатель: Ребята, вот мы и разгадали все загадки нашей башкирской  избы. Давайте откроем следующий кармашек – страничку нашей книги.  Ребята, это музыкальная страничка. А ещё в нём находятся карточки. Ребята, что нарисовано на них?

   Дети: На карточках нарисованы музыкальные инструменты.

   Воспитатель: Ребята, у нас есть карточки с музыкальными инструментами. Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

  Дети: Будем отгадывать музыкальные инструменты.

  Воспитатель: Как только вы узнаете, какой музыкальный инструмент звучит, покажите, пожалуйста, карточку с изображением данного инструмента.

(Карточки с музыкальными инструментами)

Звучит курай.

   Воспитатель: Какой музыкальный инструмент вы услышали?

   Дети: Я услышал башкирский  народный музыкальный инструмент  курай?

   Воспитатель: Курай  это башкирский народный музыкальный инструмент. Курай -  это духовой инструмент. Чтобы появился звук надо в него дуть. Этот инструмент делают из растения под названием курай. Курай похож на флейту.

Звучит кубыз.

   Воспитатель: Какой музыкальный инструмент вы услышали?

  Дети: Я услышал башкирский народный музыкальный инструмент  кубыз?

   Воспитатель: Кубыз - это башкирский народный музыкальный инструмент. Кубыз похож на деревянную или металлическую дугу с язычком в центре. Язычок защипывают пальцами правой руки, и он при движении издает звук.

Звучит гармонь.

   Воспитатель: Какой музыкальный инструмент вы услышали?

   Дети: Я услышал башкирский  народный музыкальный инструмент  гармонь?

  Воспитатель: Гармонь  это башкирский  народный музыкальный инструмент. Гармонь состоит из правой части и левой части корпуса на каждом из них находится клавиатура из кнопок и клавиш. Между этими частями находятся подвижные меха.

Звучит мандолина.

   Воспитатель: Какой музыкальный инструмент вы услышали?

   Дети: Я услышал татарский народный музыкальный инструмент  мандолина?

   Воспитатель: Мандолина  это татарский музыкальный народный инструмент небольших размеров. На мандолине есть струны, чтобы на нем сыграть, надо задевать струны пальцами или птичьим пером.

   Воспитатель: Ребята, вам нравиться рассматривать лэпбук?

   Дети:  Да, нравиться.

   Воспитатель: Давайте откроем следующий кармашек  страничку нашей книги. 

  •  этом кармашке находиться картинка, на которой нарисованы дети, играющие в игру. Ребята, а вы любите играть в подвижные игры.

  Дети: Да, любим.

  Воспитатель: Давайте поиграем в башкирскую народную игру «Юрта».

   Воспитатель: Давайте продолжим рассматривать наш лэпбук. Какой откроем следующий кармашек? Ребята, в этом кармашке находятся башкирские  народные сказки. Почитаем сказку? 

   Воспитатель:

 Коротко расскажите, о чём это?

 Кто главный герой этой сказки?

 В чём главная мудрость этой сказки, чему она нас учит?

 Какие вы ещё башкирские  народные сказки знаете?

   Воспитатель: Давайте продолжим рассматривать нашу необычную книгу. 

 А в этом кармашке находится мудрость башкирского  народа  это пословицы.

 Ребята, а что такое пословицы?

   Дети: Пословицы - это советы народа, которые говорили  каждому человеку как ему надо жить, как поступать в различных ситуациях.

   Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете?

 Много пословиц вы уже знаете. Давайте мы с вами прочитаем башкирские народные пословицы, постараемся их запомнить.

(Карточки с пословицами)

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось рассматривать лэпбук?

Скажите какие игры, задания в лэпбуке вам понравились больше всего разгадывать, выполнять? О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

Список литературы:

1. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009

2. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»

Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)...