Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_kulturoy_bashkirskogo_naroda.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ)
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»
Возраст воспитанников: 5 -6 лет
Вид НОД: интегрированное
Формы организации: индивидуальная, фронтальная
Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям.
Образовательные задачи:
Расширять представления детей о Башкирии; закреплять умение ценить культуру башкирского народа;
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа (с легендами);
Продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;
Продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.
Развивающие задачи:
Развивать память, сообразительность, находчивость;
Развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;
Обогащать словарный запас и расширить кругозор;
Развивать двигательную активность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;
Формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;
Формировать чувства толерантности.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдение, беседы, рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах, чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок; прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;
Словарная работа: культура, традиции, поэт, портрет, легенда, кубыз, домра, курай, кубызист, домрист, кураист, озон кой, кыска кой.
Планируемый результат: знает о Башкирии; умеет ценить культуру башкирского народа; знает устное народное творчество башкирского народа; знает башкирские народные игры, музыкальные инструменты; умеет слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.
Средства и оборудование:
Организационные: мультимедийный проектор, указка, презентации: «Природа Башкортостана», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», сборник башкирских народных легенд и сказок, народные музыкальные инструменты (кубыз, домра, курай), головные уборы для девочек и мальчиков, маски: волк, козлята, платок.
Инновационный метод: презентации.
Ход НОД
Вводная часть
Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Ребята, сегодня у нас необычное, праздничное занятие. Мы поговорим о культуре башкирского народа. Свою родную республику надо уметь любить, какой бы национальности ты не был.
- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с легендами башкирского народа.
Основная часть
Послушайте легенду о семи девушках.
«В одном селении жили семь сестер красавиц. И были они самыми красивыми и желанными невестами. Никто не мог отличить одну красавицу от другой, так они были похожи и лицом, и станом, и характером. Однажды красавиц похитил злой хан, желая взять их в жены. Но они ему отказали и решились бежать из плена. Хан догнал убежавших девушек у подножья горы, у самого обрыва. И тогда башкирские красавицы сбросились со скалы и погибли, сохранив свою честь и достоинство».
- Танцы башкирского народа передавались из поколения в поколение. Без них не обходился ни один праздник, потому, что башкиры, ребята, очень музыкальный народ. Они отличные танцоры, певцы и музыканты.
Послушайте стихотворение:
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай.
- Про курай написано много стихов, песен, сказок и легенд.
- Послушайте, ребята, легенду о курае.
- «Однажды джигит бродивший в лесу услышал дивную мелодию. Это был голос сухого курая, под дуновением ветра издавал мелодию. Тогда джигит срезал его стебель и стал дуть в него. Так он научился играть на курае знакомые мелодии и сочинять новые напевы».
- Ребята, теперь вы знаете, как появился курай. И с тех пор башкирский народ играет на нём свои задушевные мелодии.
- У башкир очень много народных игр, в которые играли дети раньше и играют теперь.
Физминутка: игра: «Курай»
- А сейчас мы узнаем, на каких музыкальных народных инструментах еще играли башкирские музыканты.
Презентация: «Музыкальные инструменты Башкир»
- Лицом повёрнут к твоему лицу,
Дёрнешь его за язычёк –
Назад он прыгнет. (Кубыз)
(Показ музыкального инструмента).
- Дети, это самый древний башкирский народный музыкальный инструмент – кубыз. Это металлическая дуга с язычком посередине. Когда на нём играют, звучит мелодия. Послушайте игру на кубызе.
- На каком музыкальном инструменте играл музыкант? (Кубыз).
- Как называют музыканта игравшего на кубызе? (Кубызист).
2. Только тронешь – запоёт,
Людям радость принесёт.
У неё звенит струна,
Голосом поёт она. (Домра)
(Показ музыкального инструмента).
- На этом инструменте играют и женщины и мужчины. Он сделан из дерева имеет грушевидную форму. Послушайте звучание инструмента.
- На каком музыкальном инструменте играл музыкант? (Домра)
- Как называют музыканта игравшего на домре? (Домрист)
3. Дитя во поле растёт,
Принесёшь домой, поёт.
Я на нем пять дырок сделал,
Начал дуть да подувать. (Курай)
(Показ музыкального инструмента).
- Он похож на дудочку. Изготавливают его из стебля сухого растения, который называется – курай. Вырезается из стебля тонкая трубка, на ней проделывают пять отверстий и инструмент готов.
(Звучит мелодия курая – озон кой).
- Ребята, на каком музыкальном инструменте сейчас играли? (На курае)
- Как называют музыканта игравшего на курае? (Кураист)
- Какое у вас теперь настроение? (Грустное). А грустное оно потому, что мелодия протяжная, долгая, а называется она озон кой.
- Курай гордость башкирского народа. На нем очень любят играть башкиры. А как красиво и мелодично он звучит. Давайте еще послушаем звучание курая.
(Звучит мелодия курая – кыска кой).
- Какое у вас теперь настроение? (Веселое). А веселое оно потому, что мелодия быстрая, веселая, а называется она кыска кой.
- А теперь послушаем, как все эти инструменты звучат вместе.
Ансамбль башкирских народных инструментов.
- Народные игры создавались веками, поэтому мы не должны их забывать, т.о. сохраняя традиции башкирского народа.
Как мы нарядны и красивы,
Как весело – посмотри,
Давайте вместе мы попляшем,
Взялись за руки, раз, два, три.
Звучит башкирская мелодия
И не устоишь на месте (игра: «Наза эбей»)
Заключительная часть
- Вам понравилось наше занятие?
- С какими легендами башкирского народа вы сегодня познакомились?
- С какими башкирскими народными музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? (Кубыз, домра, курай)
- Как называется мелодия протяжная, долгая? (Озон кой)
- Как называется мелодия быстрая, веселая? (Кыска кой)
- В какие башкирские народные игры вы играли?
- Ребята, мы должны знать культуру, обычаи и традиции башкирского народа. Пусть всегда будет мир и дружба в этом удивительном краю. Здесь хватит места для всех народов.
- А теперь, ребята, поблагодарим наших гостей за то, что они нашли время прийти к нам.
Список литературы:
1. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016
2. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009
3. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа – руководство. Уфа, БИРО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чудесный сундучок Золушки». Конспект непосредственно образовательной деятельности детей по ФЦКМ в подготовительной группе.
В детский сад к детям приходит Золушка приносит сундучок. Дети помогая Золушке сами узнают новое: для чего нужны часы, режим дня и что может произайти, если не соблюдать режим дня. Играют игры - "Собе...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по Познанию ФЦКМ В старшей группе Тема: Бытовые предметы
Цель: формирование опыта социального взаимодействия, активизация внимания, создание положительного эмоционального настроения группы. Интеграция с другими образовательными областями:...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» (ФЦКМ) (организованная образовательная деятельность с детьми среднего возраста по направлению познавательно – речевое развитие).
путешествие в зимнем лесу...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы» (старшая группа)
Конспект НОД по приобщению к культуре чувашского народа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. По образовательной деятельности «Познание» в подготовительной группе на тему: «Дикие животные средней полосы» (интеграция ФЦКМ и ФЭМП)
Цель: Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе ;учить выкладывать задачи, используя знаки . Образовательные задачи:...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы» (старшая группа)
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельностипо приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы»(старшая группа)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Народы России» (с использованием ИКТ)
Формирование толерантного отношения у детей к людям разных национальностей, закрепление представлений о России как многонациональной стране....