Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Почему исчезают животные?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Пополнение знаний у детей о причинах вымирания некоторых животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_ischezayut_zhivotnye.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно- образовательной деятельности
по познавательному развитию (ФЦКМ)
«Почему исчезают животные?»
Возраст воспитанников: для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Вид НОД: интегрированное.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная.
Цель: Пополнение знаний у детей о причинах вымирания некоторых животных.
Образовательные задачи:
-расширить представления детей об основных причинах вымирания некоторых животных,
- закрепить знания детей, почему нужно охранять животный и растительный мир;
- актуализировать знания детей о жизни леса и его обитателях;
- закрепить в самостоятельной деятельности умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней.
Развивающие задачи:
- стимулировать развитие словарного запаса детей;
- развивать умение логически высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, содействовать правильному поведению детей в природной среде.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок о животных, рассматривание Красной книги, беседы.
Словарная работа: динозавры, мамонты, ледниковый период, вымершие, морские коровы, выхухоль, европейская норка.
Планируемый результат: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями. Обладает начальными знаниями о причинах вымирания некоторых животных. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои умения в различных видах деятельности.
Средства и оборудование:
методические: иллюстрации с изображением древних лесов, иллюстрации вымерших животных (мамонта, динозавра). Иллюстрации с изображение морской коровы, европейской норки, северного оленя, выхухоли, ежа.
организационные: игрушка мамонтенок, материал для изобразительной деятельности детей (фломастеры, листы бумаги )
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе поздороваемся.
Здравствуй солнце!
Здравствуй небо!
Здравствуй все моя Земля!
Мы проснулись очень рано и приветствуем тебя.
Здравствуй правая рука.
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг.
Здравствуй друг.
Здравствуй наш веселый круг.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, я вчера была в магазине игрушек и увидела игрушку одного необычного животного. Но перед тем как его вам показать, вы должны отгадать загадку, кто это.
«Искал свою маму лохматый слоненок,
Ко всем приставал: «Чей я ребенок?»
Немало пришлось малышу испытать
Слониха его приняла, словно мать»
Дети: Мамонтенок
Воспитатель: Правильно, это мамонтенок. Мамонты жили очень – очень давно. Тогда на нашей планете было тепло. Планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. Росли совсем другие деревья, обитали другие животные (показать детям иллюстрации с изображением древних лесов). Затем наступил Ледниковый период, на планете сильно похолодало. Многие животные не могли себе найти еду, мерзли. А вскоре, некоторые виды животных вымерли. Об их существовании нам известно совсем немного. Ученые изучают скелеты этих животных, чтобы расширить наши знания о них.
Воспитатель: Ребята, каких вымерших животных вы знаете?
Дети: Динозавры, мамонты.
Воспитатель: Но, несмотря на то, что климат на планете изменился, и Ледниковый период закончился, некоторые животные продолжают исчезать с нашей планеты. Как вы считаете, почему это происходит, по какой причине?
Дети: Потому что воздух плохой, вода грязная.
Воспитатель: Правильно ребята. А чтобы жить и развиваться, всему живому, на планете нужен что?
Дети: Свежий воздух, чистая вода.
Воспитатель: Человек забывает об этом. Строя заводы и фабрики, часто забывают об использовании очистительных сооружениях, тем самым загрязняя окружающую среду
Воспитатель: Итак, человек живет в природе, человек – сам часть природы, и от природы зависит жизнь человека. Как вы думаете, всегда ли человек – друг природе?
Дети: Нет. Люди вырубают леса и охотятся на животных, и это является причиной гибели многих животных и растений.
Воспитатель: Правильно и чтобы понять это, послушайте несколько историй, которые я вам расскажу…
Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила, голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.
Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли. Ни одной морской коровы не осталось на Земле.(показ иллюстрации морской коровы)
Воспитатель: Каких удивительных животных встретили моряки?
Дети: Морских коров.
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать животных, которых не существует на Земле, так, как вы себе их представляете. Садитесь за столы.
Игровое упражнение «Нарисуй животное»
(Дети садятся за столы расставленные в форме круга. У каждого на столе лежит лист бумаги и фломастер неповторяющегося цвета. Надо задумать животное, по сигналу воспитателя начать его рисовать. Через 10 секунд, опять по сигналу воспитателя, прекратить рисование и передать свой лист сидящему справа. На новом листе, по сигналу воспитателя, дорисовать фрагмент, и передать сидящему справа. Так все продолжается до тех пор, пока до ребенка не дойдет его первоначальный лист, который он узнает по цвету своего фломастера.)
Свои работы дети внимательно рассматривают и придумывают название своему животному.
Воспитатель: Перед тем как рассказать вам еще один случай, давайте разомнемся и сделаем физкультминутку «Динозаврик»
Динозаврик встал на лапки, (встаем на носочки)
Приготовился к зарядке, (опускаемся на пятки)
Повернулся влево, вправо,(повороты в лево, вправо)
Приседанье сделал справно.( приседание)
Оглядел он всё вокруг(поворот вокруг себя)
И быстрей на место– плюх.
Воспитатель: А этот случай, произошел в небольшом городке около очень красивого озера…
В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожали надоедливую мошкару, которая мешала им наслаждаться природой. Это была серьёзная операция: вертолёты опрыскивали эту мошкару, которая летала повсюду, потратили много денег. И вот успех – мошкара полностью исчезла:
А потом исчезла и рыба в озере, и птицы вокруг!!!
Воспитатель: Ребята, мы часто расцениваем мух, мошкару, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь равновесия в природе. Скажите, какую пользу приносят насекомые?
Дети: Они служат едой для пауков, стрекоз, лягушек, рыб, птиц.
Воспитатель: Да ребята, в природе не существует ничего вредного и не нужного. Многие люди не любят змей. Почему?
Дети: Если змея укусит, то можно умереть.
Воспитатель: Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат смертельные болезни.
“Жаба, жаба! Бейте её!” – часто кричат мальчишки. Вы думаете, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это полная ерунда! Лягушки и жабы – замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров. Вот какие помощники людям!
Воспитатель: Какие птицы питаются ими?
Дети: Аисты, цапли, журавли.
Воспитатель: Если бы не было лягушек и жаб, этим бы птицам нечем было питаться. А найти ответ на вопрос: “Нужны ли хищники?” вам поможет ещё одна история, которую я сейчас расскажу. Слушайте внимательно:
Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо-невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись – кору обглодали. Лес погибать стал. Зайцы заболели, умирать стали. Опомнились люди, привезли волков в лес и всё со временем наладилось.
Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Задумались люди: как же остановить это безумие? Что для этого надо сделать?
Дети: Создать заповедники, где содержатся редкие растения и животные. Там запрещена охота, нельзя собирать цветы, ягоды.
Воспитатель: Живя в безопасности, животные и растения размножаются и расселяются в другие места обитания. Для охраны природы ученые создали книгу. Какую?
Дети: Красную.
Воспитатель: Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета?
Дети: Красный цвет означает сигнал опасности. В нее занесены животные и растения, которые нуждаются в защите.
Воспитатель: Правильно, она как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет! Остановись, оглядись, подумай человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?»
Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие животные занесены в Красную книгу Урала.
Выхухоль. Людская жадность всегда была главной опасностью для этого маленького животного. Когда численность выхухоли была еще большой, ее массово уничтожали из-за красивого ценного меха и еще выхухоль погибает из-за вырубки лесов. (показ картинки)
Норка европейская. Этот представитель рода ласок и хорьков.
Исчезновение европейской норки происходит от того, что на нее охотятся люди из-за ценного меха.
Северный олень уничтожается браконьерами из-за его рогов
Еж обыкновенный. Эти зверьки поедают очень много насекомых и слизней, представляющих опасность, как для лесов, так и для садовых участков.
Воспитатель: Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения, которых тоже осталось очень мало на нашей Земле.
Итак, всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль. Все животные, растения, насекомые, птицы и, конечно, человек «связаны» между собой невидимыми «нитями» природы. И если «разорвать» эту ниточку, то погибнут не только какие-либо животные или растения, погибнет все живое на нашей прекрасной планете. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.
Заключительная часть:
Воспитатель: Что важного вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? На какой вопрос вы затруднялись ответить? (похвалить каждого ребенка за конкретный результат)
Дети: Рассказ о морских коровах, придумывать и рисовать необычное животное. Узнали, что нельзя обижать даже маленьких мошек.
Воспитатель: Действительно, люди должны научиться беречь то, что нам дарит природа. И мы с вами тоже можем этому помочь: не рвать цветы, не уничтожать насекомых, не бросать мусор на улице.
Все-все
Все на свете нужны.
И мышки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете
Нужны все подряд.
Кто делает мёд,
И кто делает яд.
Ребята, вы сегодня молодцы. Все внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы. Нарисовали необычных животных, дали им интересные названия.
Список литературы:
Авдонина, М. Динозавры. Полная энциклопедия /М.Авдонина. - М.: Эксмо, 2009. - 256с.
Делби, Э. Чудеса и тайны живой природы / Э. Делби. - М.: ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2005.-128с.
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.
Голицына, Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий: старшая группа/Н.С.Голицына. - М.: Скрипторий 2003, 2014.-196с.
Иванова, А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2009.-80с.
Рыжова, Н.А. Наш дом - природа / Н. А. Рыжова.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. - 192с.
Интернет ресурс: https://multiurok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Зайка в гостях у ребят" с использованием технологии исследовательской деятельности
Конспект непосредствено образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».
Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные - ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Удивительные свойства воды»
Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность...
Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»
Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....