Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Рассказать детям об истории возникновения русского народного промысла: тверские игрушки, богородские, дымковские, филимоновские.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» дошкольные группы
Разработан:
воспитателями 1 категории
Васильевой Т.А.
Родиной С.А.
воспитателем ИЗО
высшей категории
Лаптевой И.Ю.
2017
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»
в старшей группе
«Путешествие в мир русских народных промыслов»
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать представления детей о русских народных промыслах.
Закреплять умение детей расписывать силуэт народной игрушки используя разнообразные приёмы рисования (роспись гусиным пером, пластилинография, тычок)
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа. Умение работать группами.
Пособия и оборудование: Русские народные игрушки (дымка, филимоновкая, богородская, тверская) , тряпичная кукла, соломенная кукла, и др., иллюстрации русских промыслов.Силуэты народных игрушек из бумаги, дидактическая игра «Собери картинку», магнитофон, русский народный костюм матрешки, панно для работ детей, гусиные перья, пластилин, тычок, ватные палочки, гуашь, колокольчик.
Предварительная работа: Рассказать детям об истории возникновения русского народного промысла: тверские игрушки, богородские, дымковские, филимоновские. Рассматривание элементов тверской игрушки, богородской, дымковской, филимоновской. Разучивание танца: «Мы веселые матрешки».
Ход занятия
Организация | Время | Педагог | Воспитанники |
Приветствие Звучит русская народная мелодия дети входят в изо-студию, где оформлена выставка русских народных игрушек | 1мин | Воспитатель: (читает под тихую музыку) Слава нашей стороне Слава нашей старине И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир русских народных промыслов. Наше путешествие начнется с выставки народной игрушки. | Дети стоят полукругом |
Ресурсный круг (беседа с детьми) | 3мин | -Какие русские народные игрушки вам знакомы? -Кто мастерил игрушки, из какого они материала? -Для чего мастерили игрушки? -Василиса, расскажи о своей любимой народной игрушке? Как она появилась? -А что еще вы знаете о филимоновской росписи? Воспитатель: -А вот дымковские игрушки… Расскажи Ксюша о дымковской игрушке. -Семен нам расскажет о тверской игрушке. Воспитатель: -Молодцы, как много вы рассказали о народных игрушках | Дети: тверские, богородские, дымковские, филимоновские. Куклы из соломы, ниток, ткани Дети: игрушки мастерили народные умельцы своими руками из разного материала: лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток и травы, делали из ткани. Дети: Русские народные умельцы мастерили игрушки, чтобы забавлять детей Ребенок: В разных уголках России были разные игрушки, но моя любимая игрушка, филимоновская( берет в руки игрушку) Появилась игрушка в русской деревне Филимоново. Это сказочные, яркие , фигурки людей , животных и свистульки. Ребенок: Раньше все фигурки расписывались гусиным пером. Ребенок: Дымковские игрушки мастерили в селе Дымково, рядом с русским городом Вятка. Фигурки животных и людей, сделаны из глины. Узоры состоят из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос. Ребенок: Родина тверской игрушки город Торжок Тверской области. Игрушки лепят из коричневой глины – это фон, затем украшаются различными налепами белыми жечужинками – белыми точками, похожими на капли. |
Работа в подгуппах. Дидактическая игра «Собери картинку» Итог игры | 3мин | Воспаитатель: -Наше путешествие продолжается и следующая остановка «Игровая» Предлагаю игру «Собери картинку» Для этого нужно разделиться на три команды. - Ребята, посчитайте, по сколько человек будет в каждой команде? Ваша задача как можно быстрее собрать картинку народной игрушки и назвать ее. (По сигналу колокольчика игра – началась) Воспитатель: Звенит в колокольчик. Игра закончилась. -Первая команда. Какая народная игрушка у вас получилась? - Вторая команда и третья. - Молодцы, ребята! | Дети делятся на три команды и собирают пазлы с изображением русских промыслов Дети: по три человека. Дети: дымковская, тверская, филимоновская. |
Сюрпризный момент.
Появление матрешки в русском народном сарафане | 2мин | Воспитатель: -Путешествие в мир народных промыслов продолжается и следующая станция «Праздничная». -Попасть можно туда только на ковре -самолете. Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза. 1,2,3. Вот мы и на станции «Праздничная» Воспитатель: -Сегодня у одной из игрушек День Рождения! Угадайте у кого? Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская… Воспитатель: Правильно, День рождения у Матрешки, -как вы догадались? Матрешка: Здравствуйте, ребята! | Дети садятся на ковер Дети встают Дети: матрешка Дети: яркий сарафан, деревянные бока, секрет внутри итд. Дети: здравствуй, матрешка! |
Игра «Пожелания» Ресурсный круг | 2мин | Воспитатель: -Вот и матрешка красавица -Давайте скажем нашей имениннице добрые пожелания, ведь у нее сегодня праздник. Матрешка: - Ребята, какие вы молодцы. Спасибо вам, за такие красивые и добрые слова | Дети поздравляют матрешку: -Желаю доброго здоровьица, -Будь послушницей, -Будь трудолюбивой, -Будь добродушной, -Будь как солнышко светлой, -Будь всегда радостной, -Будь доброжелательной, -Будь приветливой, -Будь гостеприимной, -Будь умницей. |
Танец «Мы веселые матрешки» | 2мин | - Да, ребята, у меня сегодня праздник, хорошее настроение, я приглашаю вас на веселый танец. - Ну, ребята, не зевайте, а в кружочек все вставайте! | Все дети становятся в круг |
Матрешка достает из корзинки силуэты народных игрушек и показывает детям. | Воспитатель: -Матрешка, у тебя сегодня День рождения, почему ты одна пришла, где твои друзья? Матрешка: - Я пришла не одна, а с друзьями, мои друзья это народные игрушки из разных уголков России. Из села Дымково, Филимонова и Тверской области только они не нарядные их заколдовал злой волшебник. Воспитатель: -Ребята, как мы можем помочь Матрешке? - Тогда мы отправимся на следующую станцию «Мастерская» где живет мастерица, она поможет нам расколдовать друзей Матрешки | Дети: разукрасить фигурки, нарисовать узоры итд. | |
Дети проходят в мастерскую воспитатель ИЗО встречает детей Пальчиковая гимнастика «Рисовать мы захотели» | 12мин | Воспитатель ИЗО Здравствуйте, ребята. Зачем вы пожаловали ко мне в мастерскую? Воспитатель ИЗО: - Хорошо, я с удовольствием вам помогу. -Но вы должны сами догадаться, где ваша игрушка станет Дымковкой, Филимоновской или Тверской. -Обратите внимание на столы , в центре которых разный узор и разные изобразительные материалы. -Пожалуйста, выберите рабочее место, где можно украсить именно вашу народную игрушку. -Молодцы, справились. - Сядьте удобно, спины выпрямили! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, выполним с вами пальчиковую гимнастику«Рисовать мы захотели».
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони и вертим ими). И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (потираем руками). Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладони) Не сидится им опять. (встряхиваем кистями) Постучали, повертели, Рисовать мы захотели. -Теперь можно смело приступать к работе! | Дети: чтобы вы помогли нам расколдовать народных игрушек,друзей матрешки. Дети садятся за столы Дети выполняют вместе с воспитателем Работа детей, музыкальное сопровождение |
На мольберт прикрепляется панно с нарисованной полянкой на фоне русской деревни Рефлексия Хороводная игра «Каравай» | Воспитатель ИЗО -Ребята, кто украсил силуэты игрушек, прикрепляем их на панно, чтобы их лучше было видно. Воспитатель ИЗО -Столько радости для глаз. Подрастают мастерицы, Может быть и среди нас. - Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Расскажи Саша, какая из игрушек больше всего тебе понравилась и чем? -Ребята, молодцы вы очень хорошо справились со своей работой - А что нам скажет матрешка, понравились ли ей друзья, которых вы украсили? Матрешка -Мои друзья – чудо хороши, Спасибо вам детки от души! Воспитатель -Вот и закончилось наше путешествие в мир народных промыслов. - Ребята, а что больше всего вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии. Воспитатель: Матрешка в середину вставай, приглашаю всех на каравай | Дети прикрепляют на панно свои работы. Дети: филимоновская игрушка, у нее яркие полоски и др. Дети: встретились с русскими народными игрушками, побывали мастерами, помогли Матрешке расколдовать друзей и тд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (в рамках открытого показа) Тема: «Домашнее тепло».
Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группе(в рамках открытого показа)Тема: «Домашнее тепло»....
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему: «Домашнее тепло»
Цель. Подвести к восприятию социокультурной категории «Домашнее тепло»Задачи:1. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким.2. Закрепить умение детей характеризовать понятие «...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-861119-1480763939.jpg)
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.Задачи: Образовательные:Продолжать формировать представления детей о русских народных промыслах.Закреплять умение детей расп...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-83307-1586182908.jpg)
Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа
Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/15/picture-814104-1678888581.jpg)
Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки". Тема "Дороги добра"
Цель: развитие умения детей высказывать свои суждения о своей семье, характеризовать понятие «домашнее тепло»....
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Тема: «Любимые сказки».
Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группеТема: «Любимые сказки»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-83307-1586182908.jpg)
Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки" на тему "Старание и терпение"
Цель: развивать духовно-нравственные качества детей.Задачи: 1. Продолжать освоение социокультурной категории «Мастера и рукодельницы»2. Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогр...