Конспект познавательного занятия интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный апельсин»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:расширение представлений о фрукте через познавательно-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный апельсин»
Цель: расширение представлений о фрукте – апельсин через познавательно - исследовательскую деятельность.
Программные задачи:
- Закреплять и расширять знания детей об экзотическом фрукте апельсине;
- Совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств: осязания, зрения, обоняния, вкуса;
- Развивать у детей познавательный интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности; развивать психические процессы, мыслительную активность;
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность; совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка;
- Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий, чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Оборудование и материалы:
Видеопроектор, экран, ноутбук, мультимедийный проект «Апельсин», корзинка с апельсинами, корзинка с мандаринами блоки, лупы на каждого ребенка, таз с водой, апельсины без кожуры, механическая соковыжималка, салфетки для рук, стаканчики, пачка апельсинового сока, рисунок на ватмане А3 «Апельсиновое дерево», половинки картофеля, краски гуашь, колокольчики, мяч оранжевого цвета.
Предварительная работа:
-Чтение сказки Э.Успенского «Чебурашка»
-Повторение темы «Фрукты», «Овощи»
Ход:
Мотивационно - ориентировочный этап
Приветственный момент:
«В круг ребята собрались,
Дружно за руки взялись,
На соседа повернулись
И друг другу улыбнулись»
Ребята, скажите, вы любите слушать сказки?
-Сегодня я хочу вам рассказать волшебную сказку! Хотите послушать такую сказку?
Поисковый этап
-Присаживайтесь удобно, мы с вами отправляемся в сказку (дуют руками как ветерок)
Ветер, ветер, ветерок
В страну сказок путь далек.
Дуй сильнее ветерок,
Чтоб попали в сказку в срок.
Практический этап:
-Ребята, рассказывать сказку я буду не одна, мне поможет мой любимый сказочный герой. Знаете его? Кто это?
- Конечно, это Чебурашка.
-В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка, но он еще пока не знал свое имя. А назвали его потом, когда он уехал из леса и встретился с людьми. А до этого он просто жил себе да жил в далеком тропическом лесу. Однажды Чебурашка проснулся утром рано и отправился погулять, подышать свежим воздухом. Долго он ходил по тропинке, устал и остановился около высокого дерева и увидел…
С оранжевой кожей на мячик похожий,
Но в центре не пусто, а сочно и вкусно.
-Что это?
-Апельсин!
Но Чебурашка никак не мог понять, что это за фрукт с таким вкусным запахом и где он растет? С какого дерева он упал?
Давайте расскажем Чебурашке, что мы знаем о нем и с какого он дерева.
-Посмотрите на экран какое необыкновенно красивое дерево, с яркими и ароматными плодами.
ИКТ: Слайд 1 «Апельсиновое дерево»
Давайте, мы с вами посмотрим и узнаем, как растут апельсины.
В переводе с немецкого название этого фрукта означает «китайское яблоко». Апельсины растут на деревьях. Некоторые апельсиновые деревья вырастают высокими , до 12 метров в высоту, но есть деревья не очень высокие-2-2,5 метра. Апельсиновые деревья растут во всех странах с жарким климатом. Эти деревья не переносят мороза. Апельсиновое дерево всегда зеленое, с него никогда не опадают листья. По-другому, такие деревья называют вечнозелеными.
Чтобы апельсинов было много, в теплых странах сажают очень много апельсиновых деревьев, целые апельсиновые сады.
Каждый год на дереве появляются белые душистые цветы, затем – плоды темно-зеленого цвета. Кожура у них в это время толстая, с грубой поверхностью.
ИКТ: Слайд 2,3
Плоды апельсина зреют почти целый год. Иногда, на одной ветке можно увидеть и созревшие плоды, и белоснежные цветки. И только когда они созреют и станут ярко-оранжевого цвета, их собирают, срывая каждый фрукт руками, и укладывают в коробки. Если деревья высокие, то люди ставят лестницы, чтобы достать плоды. А недавно придумали специальную машину-робота, сборщика апельсинов. Она помогает людям в их нелегком труде. Затем, коробки с апельсинами отправляют туда, где апельсины не растут.
Так они попадают к нам.
ИКТ: Слайд 4 «Апельсин»
Дети подходят к столу, рассматривают апельсины.
-Какой формы апельсин? Каким цветом?
-Давайте сравним по размеру апельсин и мандарин. Каким размером апельсин? Погладьте, потрогайте апельсин и яблоко.
-Чем покрыт наш фрукт?
Ребята, давайте рассмотрим апельсины внимательно. (Выдается лупа)
- Какая поверхность у апельсина гладкая или шероховатая? Рассмотрите кожуру.
- Расскажите, какая она? (Кожура неровная, шершавая, пористая)
-Что вы на ней видите? (дети: точки, дырочки, впадинки..)
- Ребята, как вы думаете, что в этих впадинках, точках? (воздух)
- Что находится внутри? Внутри апельсина находится мякоть, разделенная на дольки.
- Ой, ребята, нас так много, а апельсинов мало у нас.
- Как же его можно разделить на всех?
- Я предлагаю поделить апельсин с веселой песенкой.
Пальчиковая гимнастика « Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин!
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура!
Разозлился волк - беда, Разбегайтесь кто куда!
- Молодцы, не догнал вас волк! Наша сказка продолжается. Чебурашке стало очень интересно, что это за фрукт. Подошел наш герой поближе к апельсиновому дереву, и увидел, что там стоят ящики с апельсинами. Чебурашка был любопытный и поэтому, не долго думая, он забрался в один из них и стал с интересом рассматривать фрукт. Наш Чебурашка, так увлекся изучением апельсина, что не заметил, как подошли рабочие и погрузили все ящики на корабль. И отправили в далекое путешествие и нашего героя вместе с ними. Чебурашке было очень интересно, где оноказался и он начал осматривать все вокруг. Тут подул сильный ветер, начался шторм, корабль закачался на волнах и несколько апельсинов упали за борт корабля в воду.
ИКТ: Слайд 5 «Апельсин в кожуре и без кожуры»
- Ребята, а как вы думаете, апельсин утонет в воде или нет?
- А давайте проверим? (Опустить апельсин в воду).
- А теперь опустим очищенный апельсин в воду, как вы думаете, он утонет?
- Давайте подумаем, почему не утонул апельсин в кожуре.
- Скажите, вы любите купаться летом на речке?
- Когда вы идете купаться, что вы на себя одеваете, чтобы не утонуть?
ИКТ: Слайд 6
- Вот он жилет. Что содержится внутри? (воздух).
- Так почему же не утонул очищенный апельсин?
Т.е. можно сказать, что кожура для апельсина это.. (ответы детей)
-Кожура апельсина то же самое, что жилет для человека. В апельсиновой кожуре содержаться пузырьки воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды и не дают ему утонуть.
- Почему утонул очищенный апельсин?
- Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.
Сказка продолжается, присядем на ковер и послушаем, что было дальше.
-Ящики на корабле, а вместе с ними и Чебурашка, долго плавали по морям и океанам и, в конце концов, оказались во фруктовом магазине очень большого города. И продавец магазина в одном из ящиков увидел Чебурашку. Так наш герой и встретил людей. Чебурашке было очень интересно, зачем сюда привезли апельсины.
- Ребята, ответьте, зачем апельсины привезли в магазин?
ИКТ: Слайд 7 «Как используют апельсины»
- Зачем, людям нужны эти фрукты?
- А что человек может приготовить из апельсинов?
- Ребята, вы знаете, что апельсины очень полезны?
- Какую пользу приносят апельсины, для чего они вам нужны?
- Правильно, ребята, апельсины рекомендуют для профилактики лечения различных заболеваний. Апельсины способствуют улучшению пищеварения. Апельсиновый сок полезен и нужен всем: и здоровым и больным. В апельсиновом соке содержится много витаминов, которые нужны вам для роста и для того, чтобы оставаться здоровыми.
- Как можно получить апельсиновый сок?
- Вы дома выжимаете сок? Сами? - Хотите, попробовать выжать сок?
Но перед этим, давайте отдохнем немного, проведем физкультминутку по музыку –Оранжевая песенка.
Вот уже подряд два дня я сижу рисую. (встряхивание кистями)
Красок много у меня - выбирай любую! (султанчики)
Я раскрашу целый свет (Руки в стороны)
В самый свой любимый цвет. (повороты)
Оранжевое небо, (Встали, руки вверх.)
Оранжевое море, (Присели, руки вниз.)
Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны.)
Оранжевый верблюд. (Руки на пояс.)
Оранжевые мамы (Прыжки на левой ноге.)
Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге.)
Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах.)
Оранжево поют! (Хлопки в ладоши.)
-Чем мы можем выжать сок? Соковыжималки бывают разные.
ИКТ: Слайд 8 «Электрическая соковыжималка»
- Вы можете пользоваться ею самостоятельно?
- Конечно нет, ведь она находится под электрическим напряжением, ее можно использовать, только вместе со взрослыми.
- У меня для вас приготовлены механические соковыжималки, которыми вы без опасения можете пользоваться. (Дети выжимают сок).
- Вот получился у нас ароматный сок. Вот такой апельсиновый сок, только в пакетах, мы покупаем с вами в магазинах. Давайте с вами буем пробовать сок.
- Какой сок по вкусу?
- Ребята, давайте послушаем, что дальше произошло с Чебурашкой.
Апельсиновая сказка подходит к концу. Чебурашка остался жить в большом городе, подружился с Крокодилом Геной. Узнал много нового и интересного.
- А что вы сегодня нового узнали? Что сделали интересного?
- Мне очень понравилась наша замечательная апельсиновая сказка.
Рисование апельсинов нетрадиционным способом – печатками картофеля.
- Ребята, а давайте на память Чебурашке подарим свое апельсиновое дерево?
Посмотрите, у меня есть апельсиновое дерево, но на нем чего-то не хватает?
- Правильно, апельсинов! Давайте с вами нарисуем апельсины. Рисовать мы будем нетрадиционным способом - печатками картофеля.
Дарим с детьми Чебурашке рисунок «Апельсиновое дерево»
Рефлексивно-оценочный этап
Дети подходят к столу с колокольчиками.
- У меня есть волшебные колокольчики. Сейчас вы подумаете и решите, понравилось ли вам наше занятие.
- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей, что нового они узнали)
- А сейчас колокольчики зазвонят у того, кому было интересно на занятии ( спросить, что больше всего понравилось и запомнилось)
А сейчас зазвонит мой колокольчик. Мне было очень приятно поработать с вами в одной команде.
Вы прилежно и дружно трудились,
И новые секреты нам сегодня открылись!
Последующая работа:
- Проведение выставки детских рисунков «Чебурашка», «Чебурашка в ящике с апельсинами»
- Наблюдение за посаженной косточкой апельсина в горшок с землей в уголке природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшей группы "Волшебные слова"
Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшей группы "Волшебные слова"...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея».Провела 22 января 2019 воспитатель первой квалификационной категории Юнг Людмила Александр...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы. «Волшебная сказка»
В работе представлен конспект работы педагога-психолога с дошкольниками, направленный на работу с детскими страхами при помощи сказки....
Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Волшебные лепестки»
Конспект открытого занятия педагога-психолога в подготовительной группе "Волшебные лепестки". Цель: развтите позновательной и эмоционально-волевой сферы детей....
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
Конспект познавательной экскурсии в парк с детьми старшей группы Тема: «В гости к осени».
Обогащать и систематизировать знания детей об осени. Формировать представления детей о сезонных изменениях, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Полюбоваться красотой...