Конспект познавательного занятия интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный апельсин»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кустова Екатерина Анатольевна

Цель:расширение представлений о фрукте через познавательно-исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия интегрированной образовательной  деятельности с детьми старшей группы «Волшебный апельсин»

Цель: расширение представлений о фрукте – апельсин через познавательно - исследовательскую деятельность.

Программные задачи:

  • Закреплять и расширять знания детей об экзотическом фрукте апельсине;
  • Совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств: осязания, зрения, обоняния, вкуса;
  • Развивать у детей познавательный интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности; развивать психические процессы, мыслительную активность;
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность; совершенствовать  умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка;
  • Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий, чувство товарищества, совершенствовать  стиль партнерских отношений в детском саду.

Оборудование и материалы:        

Видеопроектор, экран, ноутбук, мультимедийный проект «Апельсин», корзинка с апельсинами, корзинка с мандаринами блоки,  лупы на каждого ребенка, таз с водой, апельсины без кожуры, механическая соковыжималка, салфетки для рук, стаканчики, пачка апельсинового сока, рисунок на ватмане А3 «Апельсиновое дерево», половинки картофеля, краски гуашь, колокольчики, мяч оранжевого цвета.

Предварительная работа:

-Чтение сказки Э.Успенского «Чебурашка»

-Повторение темы «Фрукты», «Овощи»

        Ход:        

Мотивационно - ориентировочный этап

Приветственный момент:

«В круг ребята собрались,

Дружно за руки взялись,

На соседа повернулись

И друг другу улыбнулись»

Ребята, скажите, вы любите слушать сказки?

-Сегодня я хочу вам рассказать волшебную сказку! Хотите послушать такую сказку?

Поисковый этап

-Присаживайтесь удобно, мы с вами отправляемся в сказку (дуют руками как ветерок)
Ветер, ветер, ветерок

В страну сказок путь далек.

Дуй сильнее ветерок,

Чтоб попали в сказку в срок.

Практический этап:

-Ребята, рассказывать сказку я буду не одна, мне поможет мой любимый сказочный герой. Знаете его? Кто это?

- Конечно, это Чебурашка.

-В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка, но он еще пока не знал свое имя. А назвали его потом, когда он уехал из леса и встретился с людьми. А до этого он  просто жил себе да жил в далеком тропическом лесу. Однажды Чебурашка проснулся утром рано и отправился погулять, подышать свежим воздухом. Долго он ходил по тропинке, устал и остановился около высокого дерева и увидел…

С оранжевой кожей на мячик похожий,

Но в центре не пусто, а сочно и вкусно.

-Что это?

-Апельсин!

Но Чебурашка никак не мог понять, что это за фрукт с таким вкусным запахом и где он растет? С какого дерева он упал?

Давайте расскажем Чебурашке, что мы знаем о нем и с какого он дерева.

-Посмотрите на экран какое необыкновенно красивое дерево, с яркими и ароматными плодами.

ИКТ: Слайд 1 «Апельсиновое дерево»

Давайте, мы с вами посмотрим и узнаем, как растут апельсины.

В переводе с немецкого название этого фрукта означает «китайское яблоко». Апельсины растут на деревьях. Некоторые апельсиновые деревья вырастают высокими , до 12 метров в высоту, но есть деревья не очень высокие-2-2,5 метра. Апельсиновые  деревья растут во всех странах с жарким климатом. Эти деревья не переносят мороза. Апельсиновое дерево всегда зеленое, с него никогда не опадают листья. По-другому, такие деревья называют вечнозелеными.

Чтобы апельсинов было много, в теплых странах сажают очень много апельсиновых деревьев, целые апельсиновые сады.

Каждый год на дереве появляются белые душистые цветы, затем – плоды темно-зеленого цвета. Кожура у них в это время толстая, с грубой поверхностью.

 ИКТ: Слайд 2,3

Плоды апельсина зреют почти целый год. Иногда, на одной ветке можно увидеть и созревшие плоды, и белоснежные цветки. И только когда они созреют и станут ярко-оранжевого цвета, их собирают, срывая каждый фрукт руками, и укладывают в коробки. Если деревья высокие, то люди ставят лестницы, чтобы достать плоды. А недавно придумали специальную машину-робота, сборщика апельсинов. Она помогает людям в их нелегком труде. Затем, коробки с апельсинами отправляют туда, где апельсины не растут.

Так они попадают к нам.

ИКТ: Слайд 4 «Апельсин»

Дети подходят к столу, рассматривают апельсины.

-Какой формы апельсин? Каким цветом?

-Давайте сравним по размеру апельсин и мандарин. Каким размером апельсин? Погладьте, потрогайте апельсин и яблоко.

-Чем покрыт наш фрукт?

Ребята, давайте рассмотрим апельсины внимательно. (Выдается лупа)

- Какая поверхность у апельсина гладкая или шероховатая? Рассмотрите кожуру.

- Расскажите, какая она? (Кожура неровная, шершавая, пористая)

-Что вы на ней видите? (дети: точки, дырочки, впадинки..)

- Ребята, как вы думаете, что в этих впадинках, точках? (воздух)

- Что находится внутри? Внутри апельсина находится мякоть, разделенная на дольки.

- Ой, ребята, нас так много, а апельсинов мало у нас.

- Как же его можно разделить на всех?

- Я предлагаю поделить апельсин с веселой песенкой.

 Пальчиковая гимнастика « Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин!

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

 А для волка кожура!

Разозлился волк - беда, Разбегайтесь кто куда!

 - Молодцы, не догнал вас волк! Наша сказка продолжается. Чебурашке стало очень интересно, что это за фрукт. Подошел наш герой поближе к апельсиновому дереву, и увидел, что там стоят ящики с апельсинами. Чебурашка был любопытный и поэтому, не долго думая, он забрался в один из них и стал с интересом рассматривать фрукт. Наш Чебурашка, так увлекся изучением апельсина, что не заметил, как подошли рабочие и погрузили все ящики на корабль. И отправили в далекое путешествие и нашего героя вместе с ними. Чебурашке было очень интересно, где оноказался  и он начал осматривать все вокруг. Тут подул сильный ветер, начался шторм, корабль закачался на волнах и несколько апельсинов упали за борт корабля в воду.

ИКТ: Слайд 5 «Апельсин в кожуре и без кожуры»

- Ребята, а как вы думаете, апельсин утонет в воде или нет?

- А давайте проверим? (Опустить апельсин в воду).

 - А теперь опустим очищенный апельсин в воду, как вы думаете, он утонет?

- Давайте подумаем, почему не утонул апельсин в кожуре.

- Скажите, вы любите купаться летом на речке?

- Когда вы идете купаться, что вы на себя одеваете, чтобы не утонуть?

ИКТ: Слайд 6

- Вот он жилет. Что содержится внутри? (воздух).

- Так почему же не утонул очищенный апельсин?

 Т.е. можно сказать, что кожура для апельсина это.. (ответы детей)

-Кожура апельсина то же самое, что жилет для человека. В апельсиновой кожуре содержаться пузырьки воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды и не дают ему утонуть.

- Почему утонул очищенный апельсин?

- Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.

Сказка продолжается, присядем на ковер и послушаем, что было дальше.

-Ящики на корабле, а вместе с ними и Чебурашка, долго плавали по морям и океанам и, в конце концов, оказались во фруктовом магазине очень большого города. И продавец магазина в одном из ящиков увидел Чебурашку. Так наш герой и встретил людей. Чебурашке было очень интересно, зачем сюда привезли апельсины.

- Ребята, ответьте, зачем апельсины привезли в магазин?

ИКТ: Слайд 7 «Как используют апельсины»

- Зачем, людям нужны эти фрукты?

- А что человек может приготовить из апельсинов?

- Ребята, вы знаете, что апельсины очень полезны?

- Какую пользу приносят апельсины, для чего они вам нужны?

- Правильно, ребята, апельсины рекомендуют для профилактики лечения различных заболеваний. Апельсины способствуют улучшению пищеварения. Апельсиновый сок полезен и нужен всем: и здоровым и больным. В апельсиновом соке содержится много витаминов, которые нужны  вам для роста и для того, чтобы оставаться здоровыми.

- Как можно получить апельсиновый сок?

- Вы дома выжимаете сок? Сами? - Хотите, попробовать выжать сок?

Но перед этим, давайте отдохнем немного, проведем физкультминутку по музыку –Оранжевая песенка.

Вот уже подряд два дня я сижу рисую. (встряхивание кистями)

Красок много у меня - выбирай любую! (султанчики)

Я раскрашу целый свет (Руки в стороны)

В самый свой любимый цвет. (повороты)

Оранжевое небо, (Встали, руки вверх.)

Оранжевое море, (Присели, руки вниз.)

Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны.)

Оранжевый верблюд. (Руки на пояс.)

Оранжевые мамы (Прыжки на левой ноге.)

Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге.)

Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах.)

Оранжево поют! (Хлопки в ладоши.)

-Чем мы можем выжать сок? Соковыжималки бывают разные.

ИКТ: Слайд 8 «Электрическая соковыжималка»

- Вы можете пользоваться ею самостоятельно?

- Конечно нет, ведь она находится под электрическим напряжением, ее можно использовать, только вместе со взрослыми.

 - У меня для вас приготовлены механические соковыжималки, которыми вы без опасения можете пользоваться. (Дети выжимают сок).

- Вот получился у нас ароматный сок. Вот такой апельсиновый  сок, только в пакетах, мы покупаем с вами в магазинах. Давайте с вами буем пробовать сок.

- Какой сок по вкусу?

- Ребята, давайте послушаем, что дальше произошло с Чебурашкой.

Апельсиновая сказка подходит к концу. Чебурашка остался жить в большом городе, подружился с Крокодилом Геной. Узнал много нового и интересного.

- А что вы сегодня нового узнали? Что сделали интересного?

- Мне очень понравилась наша замечательная апельсиновая сказка.

Рисование апельсинов нетрадиционным способом – печатками картофеля.

- Ребята, а давайте на память Чебурашке подарим свое апельсиновое дерево?

Посмотрите, у меня есть апельсиновое дерево, но на нем чего-то не хватает?

- Правильно, апельсинов! Давайте с вами нарисуем апельсины. Рисовать мы будем нетрадиционным способом - печатками картофеля.

Дарим с детьми Чебурашке рисунок «Апельсиновое дерево»

Рефлексивно-оценочный этап

Дети  подходят к столу с колокольчиками.

- У меня есть волшебные колокольчики. Сейчас вы подумаете и решите, понравилось ли вам наше занятие.

- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей, что нового они узнали)

- А сейчас колокольчики зазвонят у того, кому было интересно на занятии ( спросить, что больше всего понравилось и запомнилось)

А сейчас зазвонит мой колокольчик. Мне было очень приятно поработать с вами в одной команде.

Вы прилежно и дружно  трудились,

И новые секреты нам сегодня открылись!

Последующая работа:

  • Проведение выставки детских рисунков «Чебурашка», «Чебурашка в ящике с апельсинами»
  • Наблюдение за посаженной косточкой апельсина в горшок с землей в уголке природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшей группы "Волшебные слова"

Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшей группы "Волшебные слова"...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея».Провела 22 января 2019 воспитатель первой квалификационной категории Юнг Людмила Александр...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы. «Волшебная сказка»

В работе представлен конспект работы педагога-психолога с дошкольниками, направленный на работу с детскими страхами при помощи сказки....

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Волшебные лепестки»

Конспект открытого занятия педагога-психолога в подготовительной группе "Волшебные лепестки". Цель: развтите позновательной и эмоционально-волевой сферы детей....

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

Конспект познавательной экскурсии в парк с детьми старшей группы Тема: «В гости к осени».

Обогащать и систематизировать знания детей об осени. Формировать представления детей о сезонных изменениях, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Полюбоваться красотой...