Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет Тема: «Русская печь»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Тема: «Русская печь»
Технологии: проектная деятельность, игровая технология.
Составила: воспитатель
Матанова Елена Альбертовна
г. Санкт-Петербург
2019 г.
Сценарий совместной образовательной деятельности
«Русская печь»
(Мероприятие проводилось в рамках долгосрочного проекта «В гостях у истории»)
Цель проекта – формирование активной гражданской позиции детей, понимание собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению русских обычаев и традиций.
Цель мероприятия: познакомить детей с русской печкой.
Задачи:
Образовательные
- Познакомить детей с бытом русских людей;
- Пополнять и активизировать словарь детей (сундук, чугунок, ухват);
- Знакомить с пословицами, поговорками;
- Учить узнавать и называть предметы утвари;
Развивающие
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, внимание детей;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать речь, мышление, память;
- Развивать пальчиковую моторику.
Воспитательные
- Воспитывать любознательность, аккуратность;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей
- Воспитывать положительное отношение к русским праздникам и традициям.
Материалы и оборудование:
Мини- музей «Русская изба» в ней: русская печь, столы, лавки, сундук, половики, самовар, чугунки, кадки и кадушки, ухват.
Электропечь, противень, кадушка с тестом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.
Содержание
Действующие лица:
Хозяюшка – воспитатель 1
Домовой Кузя – воспитатель 2
Дети в русских национальных костюмах находятся у дверей мини – музея «Русская изба». Их встречает Хозяйка избы, знакомая детям по прошлым занятиям.
Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!
В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».
Проходите, проходите хорошо всё обглядите. Долго ж я вас дожидалась, и вот вы опять ко мне пожаловали. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь.
Дети садятся за столы на лавки.
Хозяюшка: Чтобы узнать о чём мы будем сегодня разговаривать,
отгадайте-ка загадку.
Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота. (печь)
Правильно, дети! Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. Не зря в старину говорили: « Печка кормит, печка греет, печка мать родная»
Хозяюшка: Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. «Хочешь есть калачи - не сиди на печи». Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке.
Сначала надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (кладет дрова в печку, дрова падают). Ох, работа что-то не спорится, давайте позовем на помощь Кузьму. (дети зовут домового)
Кузя: Конечно, я помогу вам, но сначала перед работай нужно размяться.
Повторяйте за мной движения
Физкультминутка проводится 3 раза с ускорением
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Выполняются движения по тексту.
Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята помогайте.
Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки —
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.
Хозяюшка: Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить.
Берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто.
Хозяюшка: Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Кузя: Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Хозяюшка:
Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
Дети подходят к столу. Хозяюшка раздает детям уже приготовленное тесто.
Хозяюшка: Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у нас вот такая баранка. Кладем ее на противень.
Дети из теста лепят калачи, складывают их на противень.
Хозяюшка: Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку. А пока калачи пекутся, Кузьма проверит ваши знания. Он загадает загадки, а ответы на загадки вы покажите в моей избе.
Кузя: Вот и первая загадка.
Прячет бабушка в нем вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут… (сундук)
- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Вы знаете, что это? (печь)
К низу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад,
Что схватил его.... (ухват)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
Молодцы ребята.
Хозяюшка: Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! Угощайтесь!
Хозяюшка достаёт из печи калачи, дети угощаются и угощают гостей.
Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Приходите еще. До свидания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Тема: «Русская печь»
Технологии: проектная деятельность, игровая технология.
Составила: воспитатель
Матанова Елена Альбертовна
г. Санкт-Петербург
2019 г.
Сценарий совместной образовательной деятельности
«Русская печь»
(Мероприятие проводилось в рамках долгосрочного проекта «В гостях у истории»)
Цель проекта – формирование активной гражданской позиции детей, понимание собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению русских обычаев и традиций.
Цель мероприятия: познакомить детей с русской печкой.
Задачи:
Образовательные
- Познакомить детей с бытом русских людей;
- Пополнять и активизировать словарь детей (сундук, чугунок, ухват);
- Знакомить с пословицами, поговорками;
- Учить узнавать и называть предметы утвари;
Развивающие
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, внимание детей;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать речь, мышление, память;
- Развивать пальчиковую моторику.
Воспитательные
- Воспитывать любознательность, аккуратность;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей
- Воспитывать положительное отношение к русским праздникам и традициям.
Материалы и оборудование:
Мини- музей «Русская изба» в ней: русская печь, столы, лавки, сундук, половики, самовар, чугунки, кадки и кадушки, ухват.
Электропечь, противень, кадушка с тестом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.
Содержание
Действующие лица:
Хозяюшка – воспитатель 1
Домовой Кузя – воспитатель 2
Дети в русских национальных костюмах находятся у дверей мини – музея «Русская изба». Их встречает Хозяйка избы, знакомая детям по прошлым занятиям.
Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!
В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».
Проходите, проходите хорошо всё обглядите. Долго ж я вас дожидалась, и вот вы опять ко мне пожаловали. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь.
Дети садятся за столы на лавки.
Хозяюшка: Чтобы узнать о чём мы будем сегодня разговаривать,
отгадайте-ка загадку.
Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота. (печь)
Правильно, дети! Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. Не зря в старину говорили: « Печка кормит, печка греет, печка мать родная»
Хозяюшка: Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. «Хочешь есть калачи - не сиди на печи». Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке.
Сначала надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (кладет дрова в печку, дрова падают). Ох, работа что-то не спорится, давайте позовем на помощь Кузьму. (дети зовут домового)
Кузя: Конечно, я помогу вам, но сначала перед работай нужно размяться.
Повторяйте за мной движения
Физкультминутка проводится 3 раза с ускорением
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Выполняются движения по тексту.
Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята помогайте.
Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки —
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.
Хозяюшка: Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить.
Берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто.
Хозяюшка: Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Кузя: Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Хозяюшка:
Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
Дети подходят к столу. Хозяюшка раздает детям уже приготовленное тесто.
Хозяюшка: Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у нас вот такая баранка. Кладем ее на противень.
Дети из теста лепят калачи, складывают их на противень.
Хозяюшка: Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку. А пока калачи пекутся, Кузьма проверит ваши знания. Он загадает загадки, а ответы на загадки вы покажите в моей избе.
Кузя: Вот и первая загадка.
Прячет бабушка в нем вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут… (сундук)
- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Вы знаете, что это? (печь)
К низу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад,
Что схватил его.... (ухват)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
Молодцы ребята.
Хозяюшка: Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! Угощайтесь!
Хозяюшка достаёт из печи калачи, дети угощаются и угощают гостей.
Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Приходите еще. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: "Космическое путешествие"
Мое занятие проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание" В ДОУ. Это обобщающее занятие по теме "Космос" с детьми старшей группы....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: "Наши любимые игрушки"
В материале представлен конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста, указаны цели, оборудование, интеграция образовательной области....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Рассматривание картины: И.Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Конспект занятия....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Родительская любовь»
Представлен опыт работы по использованию инновационной технологии «Воспитательный диалог», М.В.Телегин...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Умный человек"
Представлен опыт работы по использованию инновационной технологии "Воспитательный диалог", М.В. Телегин...
ПЛАН – КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «РУССКАЯ ЯРМАРКА».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура». Задачи:«Позн...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Тема: «Госпожа зубная щетка» (в рамках проекта «Будь здоров»).
Исследовательская деятельность детей младшего возраста в рамках ЗОЖ....