конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Чудеса-природные явления
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Голомоз Лилияна Антоновна

Воспитываем экологическую культуру, любовь к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr.miru_.yavleniya_prirody.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Голомоз Л.А.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

старшей группе Чудеса –природные явления

Программные задачи:

воспитательные: воспитывать экологическую культуру, любовь к природе;

образовательные: учим детей простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); уточнить и расширить знания детей о явлениях природы; активизировать словарь детей по теме занятия (метеоролог, синоптик Гидрометцентра, природные явления, народные приметы).

Материалы и оборудование: тазики с водой, поролоновые губки, конфетти, барабан, слайды «Явления природы», видеопрезентация «Явления природы».

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественных произведений, отгадывание загадок, просмотр мультфильма «Волшебные зонтики»,  из сюжета которого дети узнали о волшебных свойствах обычных зонтиков, а также учатся аккуратному обращению с личными вещами и не проявлять агрессию.

Ход занятия:

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Посмотрите, какие необычные зонтики появились в нашей группе. Вы догадались, что они волшебные, исполняют желания. Мое желание исполнилось. Что вы видите?

Ответы детей: снег, дождь, град.

Воспитатель: Наше занятие называется «Чудеса природные –  явления».Мы с вами поговорим о чудесах, которые нам дарит природа (явлениях природы). Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Солнце светит,

Ветер свищет,

Дождик льет, как из ведра.

После дождика на небе

Сразу радуга видна.

Эти изменения погоды

Дарят нам (явления природы).

Воспитатель: Правильно отгадали. Что произойдет, если подуть на конфетти? Попробуйте.

(Дети берут конфетти и дуют на него)

Ответы детей: конфетти разлетятся в разные стороны.

Воспитатель: Что это нам напоминает?

Ответы детей: Как будто идет снег и ветер дует.

Воспитатель: ударяет в барабан. Что напоминает вам этот звук?

Ответы детей: раскаты грома.

Воспитатель: Давайте намочим губки, приподнимем их и отожмем. Слышите звуки? С чем их можно сравнить?

Ответы детей: С дождем.

Воспитатель: С чем можно сравнить все то, что мы только что видели и слышали?

Ответы детей: С явлениями природы.

Воспитатель: Я вам сейчас буду загадывать загадки о явлениях природы, а кто отгадает, будет показывать иллюстрации с правильным ответом.

Воспитатель загадывает загадки детям. Дети их отгадывают и показывают иллюстрации с явлениями природы. После этого воспитатель рассказывает о каждом природном явлении.

Загадка

Явление природы

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(солнце)

Солнце.

Солнышко – это яркая звезда, оно появляется каждый день во время рассвета, а исчезает вечером после заката. Зимой солнце почти не греет, а летом от его лучей становится тепло и даже жарко. *

Знают взрослые и дети,

Что не солнце ночью светит.

Круглолица и бледна,

Среди звезд всегда она.

(луна)

Луна.

Луна – это спутник Земли, она такая же круглая, как наша планета, только намного меньше размером. А в период между новолунием и полнолунием луна на небе бывает в виде месяца.

Без крыльев летят,

без ног спешат, без паруса плывут

(облака)

Облака.

Это белые в виде пара формочки, которые могут принимать различную форму в виде корабликов, лошадок, кто как увидит. Облака могут быть белыми, а могут быть серыми, тогда они называются тучами. *

Меня звали

Меня ждали

Показался – убежали

(дождь)

Дождь.

Дождь поливает из облаков, когда они становятся темными, тяжелыми и, словно нависают над нами. Спрятаться от дождя можно под любым навесом и крышей или под зонтиком.

Нашумела, нагремела,

все промыла и ушла

И сады и огороды

Всей округи полила.

(гроза)

Гроза.

Во время сильного дождя случается, что сверкнет молния и после грохочет гром. Такое явление природы называют грозой. От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, но не в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния.

Рассыпался горох

На тысячу дорог.

(град)

Град.

Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять.

Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни выйти,

Ни войти.

(радуга)

Радуга.

После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать радугу. Это оптическое явление природы когда ярких солнечный свет разбивается на несколько разных цветов. А потом, когда вода быстро испаряется на солнце, радуга также быстро исчезает.

Без рук, без ног,

а двери отворяет.

(ветер)

Ветер.

Когда перемещаются огромные воздушные массы, мы говорим, что дует ветер. У него такая сила, что у деревьев ветки с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным.

Лист, оторванный от ветки,

Весь во власти силы ветра.

Листья вверх и вниз летят,

Это время … (листопад)

Листопад.

Осенью листва опадает, чтобы деревья могли отдохнуть и подготовиться к зимней спячке. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые гибнут в зимнее время года. Ветер подхватывает листья, и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(лёд)

Лёд.

Поздно осенью, когда на улице становится холодно и температура падает ниже нуля градусов, вода в лужах замерзает и образуется ледок. Также лед образуется на прудах, озерах и реках. Как только станет теплей и температура поднимется выше нуля градусов, лед растает и снова превратится в воду.

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес.

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

(снег)

Снег.

Зимой настолько становится холодно, что вода замерзает и превращается в лед, а в небе дождевые капли превращаются в снежинки и в виде белых хлопьев падают на землю. Когда не очень холодно снег мокрый и из него хорошо лепить снеговика, а когда морозно, снег становится сухим и не липким и плохо лепится, зато по нему легко кататься на лыжах.

Белым паром стелется

Не вьюга, не метелица

И не дым…Что за обман?

Это же густой… (туман)

Туман.

Туман возникает при высокой влажности воздуха чаще всего утром и вечером.

Утром рано на заре

Выступает на траве,

Это капельки с водой,

Называются (росой)

Роса.

Роса образуется как летом и осенью, так и весной. Ранним утром можно заметить на траве капельки воды, кажется, что трава сырая и прошел дождь, хотя небо чистое. Дело в том, что за ночь воздух остывает, а водяной пар, который находится в воздухе, оседает в виде капелек воды.

Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (иней)

Иней.

Осенью, когда днем температура выше нуля, а ночью опускается ниже нуля – образуется иней.

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран телевизора (просмотр фотографий «Времена года»). Скажите, а в какое время года можно наблюдать туман, иней, листопад?

Ответы детей: осенью.

Воспитатель: ледостав, снег, морозные узоры?

Ответы детей: зимой.

Воспитатель: облака, ветер, дождь?

Ответы детей: весной.

Воспитатель: грозу, град, радугу, росу.

Ответы детей: летом.

Воспитатель: Верно. Теперь давайте поиграем с мячом. Игра называется «Бывает – не бывает». (Дети образуют круг, воспитатель становится в центре круга, кидает мяч каждому ребенку, задает вопросы, ребенок отвечает: бывает – не бывает).

Иней летом?

Снег зимой?

Мороз летом?

Ледоход осенью?

Капель летом?

Листопад весной?

Метель осенью?

Заморозки весной?

Дождь летом?

Гроза весной?

Роса зимой?

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами посмотрим фильм о явлениях природы. Возьмите стульчики и садитесь у экрана . (просмотр фильма«Явления природы»).

Воспитатель: Внимательно смотрели? Вы поняли, что многие явления природы влияют на состояние погоды. Ребята, а вы знаете, что прогноз погоды нам сообщают синоптики Гидрометцентра. Ученых, которые изучают погодные явления, называют метеорологами. Для составления прогноза погоды они пользуются фотографиями Земли, сделанными из космоса со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды. По фотографиям метеорологи определяют, где будет холодно, а где тепло, какой ветер, где будет снег, дождь и т. д. Скажите мне, а как еще можно предугадать погодные явления?

Ответы детей: по народным приметам.

Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем с вами в игру «Предскажи

не будет) погоду». (Воспитатель называет примету, а дети предсказывают погоду.)

Черемуха распускается – к холодной погоде

Солнце садится за тучу – (жди ненастья)

Ласточки низко летают – (к дождю)

Одуванчики днем закрываются – (к дождю)

Ласточки летают высоко – (дождя

Много рябины – (осень дождливая)

Звездное небо – (к похолоданию)

Утром кричат синицы – к морозу.

Дым из трубы кверху поднимается – (мороз ожидается)

Много желудей на дубу – (к лютой зиме)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы такие наблюдательные. Наша природа – волшебница, она дарит нам чудеса. Давайте посмотрим на экран телевизора и все вместе назовем чудесные явления природы.

Воспитатель:: Луна- младшая сестра солнца.

Физкульминутка как раз о ней:

«Луна»

В небе плавает луна (покачивания влево и вправо)

В облака зашла она

1, 2, 3, 4, 5 (хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать (руки вверх)

6, 7, 8, 9, 10 (хлопки над головой)

И пониже перевесить (руки вниз)

10, 9, 8, 7 (ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем (дети тихо садятся).

Воспитатель: Ребята, садитесь за столы. Перед вами осенние деревья, которым сегодня мы поможем превратиться в зимние. Для этого покроем их ветки снегом, позволим ветерку гнать снежок по земле. Клей наносим по контуру деревьев и посыпаем солью. Работаем аккуратно, музыка вдохновляет вас творить волшебство.

Дети под музыку П. И. Чайковского «Декабрь» выполняют работу. Выходят из-за стола.

Воспитатель: Вы так хорошо справились с заданием, и на этом наше занятие окончено. Наши волшебные зонтики оказались с сюрпризом. Что у них внутри? Медальки-шоколадки. На что они похожи?

Ответы детей: на маленькое солнышко.

Воспитатель: Я желаю, чтобы солнышко всегда вам ярко светило и вы были здоровыми .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".

Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...