Конспект нод по экологии "Метеостанция на нашем участке"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии для детей группы компенсирующей направленности по теме: «Метеостанция в детском саду»
Составила: Алещенко О.В.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.
Задачи:
Образовательные: Учить детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; закреплять умение классифицировать явления природы по временам года; продолжать знакомить детей с явлениями природы;
Развивающие: Развивать познавательные способности детей; развивать наблюдательность, любознательность, мышление; развивать мелкую моторику, воздушную струю;
Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Речевые: Развивать связную речь, умение правильно строить предложение.
активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: спутник, барометр, флюгер, метеобудка, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, слушание звуков природы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Оборудование: Стол, на котором находятся тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти или ветряная вертушка, барабан, ёмкость для развития воздушной струи; картинки с изображениями предметов, которые нужны для работы метеоролога, и лишние предметы; иллюстрации с явлениями природы; на каждого ребёнка цветные карандаши, лист бумаги.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, становитесь скорее в кружок, давайте поздороваемся друг с другом.
Ритмическая игра «Здравствуйте»
Нам сегодня не до скуки,
Мы пожмем друг другу руки.
Если здесь ты встретил друга,
Похлопай по плечу друг друга.
Давно не виделся с друзьями –
Поздоровайся локтями.
Наши друзья не дерутся,
Спинками друг о друга трутся.
Ребята, не стоит стесняться,
С соседом можно просто обняться.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о... А о чем, вы отгадайте.
Есть общее название
Природы состояния.
От времени года
Зависит… (Погода)
Воспитатель: Правильно, и у каждой погоды есть свои явления. Ребята, а какие явления природы мы замечаем летом?
Дети: Росу, туман, радугу, град.
Воспитатель: А что можно наблюдать зимой?
Дети: Снег, вьюгу.
Воспитатель: А капель когда бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: А какие явления природы мы замечаем осенью?
Дети: Дождь, ветер, листопад.
Воспитатетль: Правильно, как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?
Дети: Чтобы не простудиться, надо, выходя из дома, одеваться по погоде.
Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям: для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей. Строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.
Мы сегодня поговорим о людях, которые определяют её. Послушайте ещё одну загадку:
Он в любое время года
Может предсказать погоду.
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год, зимой и летом,
Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик).
Воспитатель: Метеоролог – это профессия человека, который изучает погоду. Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование. Вот и наша Божья коровка решила стать метеорологом и создала свою мини-метеостанцию. Давайте попросим ее показать нам, какие же приборы у неё есть и для чего они нужны.
Воспитатель показывает Божью коровку и от ее имени - рисунки оборудования метеостанции, объясняет, для чего они используются.
Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.
Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков.
Термометр – измеряет температуру воздуха.
Барометр – определяет атмосферное давление.
«Солнечные часы» - определяют время и части суток.
Воспитатель: Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.
Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.
Пальчиковая гимнастика «Ветер дует»
Ветер северный подул:
«С-С-С», все листья
С липы сдул .., (пошевелить пальцами, подуть на них)
Полетели, закружились,
И на землю опустились (помахать кистями рук, опустить на столы)
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачками по столу)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук взад-вперёд)
Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижаты к столу)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, отвечайте по одному – не перебивайте друг друга. Будьте внимательны, не спешите.
Игра: «Хорошо – плохо».
С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо.
Например:
«Солнце»:
Хорошо – тепло, можно ходить в легкой одежде, дает свет, растет все живое, можно загорать и т.д.;
Плохо – обгореть, засуха, жара, солнечный удар и т.д.
«Дождь»:
Хорошо – растут грибы, ягоды, все зеленое, прохладно и т.д.;
Плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть, заболеть и т.д.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Божьей коровкой будем загадывать вам загадки, а кто отгадает, будет показывать отгаданное явление с помощью материала на столе. Подойдите, пожалуйста все к столу.
(Дети подходят к столу, на котором находятся: тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти, барабан, ёмкость для развития воздушной струи).
Воспитатель:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)
(Ребёнок мочит губку, поднимает её и отжимает)
Без рук, без ног,
А двери отворяет. (Ветер)
(Ребёнок кладет на ладонь конфетти и легко дует или дует на ветряную вертушку)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель)
(Ребёнок дует в ёмкость для развития воздушной струи, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта)
В небе молния сверкнёт,
А за нею звук идёт,
Как грохочет камнепад,
Иль петарды, да не в лад. (Гром)
(Ребёнок бьёт в барабан)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь Божья коровка хочет проверить как вы запомнили приборы и поиграть с вами в игру.
Игра: «Что нужно для работы метеоролога?»
На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе. Дети выбирают нужный прибор и говорят для чего он нужен.
Воспитатель: Вы хорошо справились с этим заданием, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы. Как вы думаете, сложно работать метеорологами.
Дети: отвечают
Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог! А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?
Дети: Да.
Воспитатель: Метеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показывает дневник). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений ?
Дети: отвечают
Воспитатель: Предлагаю вам разделиться на две команды, взять наши приборы, выйти на площадку и провести некоторые измерения погодных условий: определить силу ветра, проверить осадки, измерить температуру воздуха, солнечность или пасмурность дня и заполнить наш календарь природы. Затем вы попробуете определить погоду на завтра. После мы сравним, какая команда точнее всего указала данные своей метеослужбы. А наша Божья коровка поможет вам правильно это сделать.
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: Проходите за столы, возьмите цветные карандаши, листок бумаги и нарисуйте погоду на сегодня.
Затем команды представляют свои работы друг другу. Обсуждают спорные моменты.
Итог:
Воспитатель:
- Дети, где мы с вами сегодня были? (ответы)
- О чем говорили? (ответы)
- Как называют людей определяющих погоду? (ответы)
- Назовите приборы, с которыми вы сегодня работали? (ответы)
- Для чего они нужны? (ответы)
- Вам понравилось быть метеорологами? (ответы)
- Что больше всего понравилось делать? (Ответы)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были замечательными помощниками у Божьей коровки и на отлично справились со всеми заданиями, поэтому она приготовила для вас угощение!
Источники:
Тайцман И.В., Кляндина Г.А., Балаценко Л.Н., Мусинцева А.Д. Сборник проектов, конспектов, сценариев для работы с детьми дошкольного возраста «По тропинкам открытий». – Братск, 2016.
https://www.maam.ru/detskijsad/-puteshestvie-na-meteostanciyu.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки "Деревья нашего участка"
В конспекте описываются игры, приводится познавательный материал для активизации внимания дошкольников на прогулке....
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Птицы, живущие на нашем участке»
Цель: формирование общих представлений о птицах.Задачи:1. изучить строение тела птиц;2. найти между ними сходство и различия;3. продолжать фо...
Конспект прогулки «Деревья нашего участка» во 2 младшей группе №1 МБДОУ №6 г. Зеленодольска РТ Воспитатель Майорова Ю.С.
Конспект прогулки «Деревья нашего участка» во 2 младшей группе №1 МБДОУ №6 г. Зеленодольска РТ Воспитатель Майорова Ю.С. Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде деревьев на участке. На...
Конспект образовательной деятельности на тему: « Кто на нашем участке живёт? Что на нашем участке растёт?» Средняя группа Воспитатель: Ванюнина Ю.А.
Конспект образовательной деятельности на тему: « Кто на нашем участке живёт? Что на нашем участке растёт?»Средняя группа Воспитатель: Ванюнина Ю.А. Программные задачи: Познакомить дет...
Конспект экологической экскурсия Средняя группа Воспитатель: Харченко Е.В. Тема: «Весенние загадки нашего участка»
Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны.Задачи: Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.Развивать внимание, память, активизировать р...
Конспект нод по экологии в младшей группе "Деревья нашего участка"
Конспект подтверждает видео открытого нод, представленного на сайте. В нем показано, как с помощью сказки и игровых приемов познакомить детей со строением дерева, закрепить название деревькв, растущих...
Конспект нод по художественно-эстетическому развитию для детей младшей группы на тему: "Деревья на нашем участке"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий....