Конспект нод по экологии "Метеостанция на нашем участке"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алещенко Ольга Викторовна

Конспект нод по экологии для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект нод по экологии23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии для детей группы компенсирующей направленности по теме: «Метеостанция в детском саду»

Составила: Алещенко О.В.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.

Задачи:

Образовательные: Учить детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; закреплять умение классифицировать явления природы по временам года; продолжать знакомить детей с явлениями природы;

Развивающие: Развивать познавательные способности детей; развивать наблюдательность, любознательность, мышление; развивать мелкую моторику, воздушную струю;

Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

Речевые: Развивать связную речь, умение правильно строить предложение.

активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: спутник, барометр, флюгер, метеобудка, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер.

Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, слушание звуков природы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Оборудование: Стол, на котором находятся тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти или ветряная вертушка, барабан, ёмкость для развития воздушной струи; картинки с изображениями предметов, которые нужны для работы метеоролога, и лишние предметы; иллюстрации с явлениями природы; на каждого ребёнка цветные карандаши, лист бумаги.

 

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, становитесь скорее в кружок, давайте поздороваемся друг с другом.

Ритмическая игра «Здравствуйте»      

Нам сегодня не до скуки,

Мы пожмем друг другу руки.

Если здесь ты встретил друга,

Похлопай по плечу друг друга.

Давно не виделся с друзьями –

Поздоровайся локтями.

Наши друзья не дерутся,

Спинками друг о друга трутся.

Ребята, не стоит стесняться,

С соседом можно просто обняться.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о... А о чем, вы отгадайте.

Есть общее название

Природы состояния.

От времени года

Зависит…   (Погода)

Воспитатель: Правильно,  и у каждой погоды есть свои явления. Ребята, а какие явления природы мы замечаем летом?

Дети: Росу, туман, радугу, град.

Воспитатель: А что можно наблюдать зимой?

Дети: Снег, вьюгу.

Воспитатель: А капель когда бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: А какие явления природы мы замечаем осенью?

Дети: Дождь, ветер, листопад.

Воспитатетль: Правильно, как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?

Дети: Чтобы не простудиться, надо, выходя из дома, одеваться по погоде.

Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям: для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей. Строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.

Мы сегодня поговорим о людях, которые определяют её. Послушайте ещё одну загадку:

                        Он в любое время года

                        Может предсказать погоду.

                        Зонтик брать или не брать?

                        Нужно ль шапку надевать?

                        Круглый год, зимой и летом,

                        Слушайте его советы!    (Метеоролог, синоптик).

Воспитатель: Метеоролог – это профессия человека, который изучает погоду. Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование. Вот и наша Божья коровка решила стать метеорологом  и создала свою мини-метеостанцию. Давайте попросим ее показать нам, какие же приборы у неё есть и для чего они нужны.

Воспитатель показывает Божью коровку и от ее имени - рисунки оборудования метеостанции, объясняет, для чего они используются.

Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.

Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков.

Термометр – измеряет температуру воздуха.

Барометр – определяет атмосферное давление.

«Солнечные часы» - определяют время и части суток.

Воспитатель: Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.

Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.

Пальчиковая гимнастика «Ветер дует»

Ветер северный подул:

«С-С-С», все листья

С липы сдул ..,          (пошевелить пальцами, подуть на них)

Полетели, закружились,

И на землю опустились         (помахать кистями рук, опустить на столы)

Дождик стал по ним стучать:

 «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»          (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.           (постучать кулачками по столу)

Снег потом припорошил,       (плавные движения кистями рук взад-вперёд)

Одеялом их накрыл.         (ладони крепко прижаты к столу)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, отвечайте по одному – не перебивайте друг друга. Будьте внимательны, не спешите.

Игра:  «Хорошо – плохо».

С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо.

Например:

«Солнце»:

Хорошо – тепло, можно ходить в легкой одежде, дает свет, растет все живое, можно загорать и т.д.;

Плохо – обгореть, засуха, жара, солнечный удар и т.д.

«Дождь»:

Хорошо – растут грибы, ягоды, все зеленое, прохладно и т.д.;

Плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть, заболеть и т.д.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Божьей коровкой будем загадывать вам загадки, а кто отгадает, будет показывать отгаданное явление с помощью материала на столе. Подойдите, пожалуйста все к столу.

(Дети подходят к столу, на котором находятся: тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти, барабан, ёмкость для развития воздушной струи).

Воспитатель:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт. (Дождь)

(Ребёнок мочит губку, поднимает её и отжимает)

Без рук, без ног,

А двери отворяет. (Ветер)

(Ребёнок кладет на ладонь конфетти и легко дует или дует на ветряную вертушку)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела. (Метель)

(Ребёнок дует в ёмкость для развития воздушной струи, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта)

В небе молния сверкнёт,

А за нею звук идёт,

Как грохочет камнепад,

Иль петарды, да не в лад. (Гром)

(Ребёнок бьёт в барабан)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь Божья коровка хочет проверить как вы запомнили приборы и поиграть с вами в игру.

Игра: «Что нужно для работы метеоролога?»

На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе. Дети выбирают нужный прибор и говорят для чего он нужен.

Воспитатель: Вы хорошо справились с этим заданием, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы. Как вы думаете, сложно работать метеорологами.

Дети: отвечают

Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог! А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?

Дети: Да.

Воспитатель: Метеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показывает дневник). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений ?

Дети: отвечают

Воспитатель: Предлагаю вам разделиться на две команды, взять наши приборы, выйти на площадку и провести некоторые измерения погодных условий: определить силу ветра, проверить осадки, измерить температуру воздуха, солнечность или пасмурность дня и заполнить наш календарь природы. Затем вы попробуете определить погоду на завтра. После мы сравним, какая команда точнее всего указала данные своей метеослужбы. А наша Божья коровка поможет вам правильно это сделать.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Проходите за столы, возьмите цветные карандаши, листок бумаги и нарисуйте погоду на сегодня.

Затем команды представляют свои работы друг другу. Обсуждают спорные моменты.

Итог:

Воспитатель: 

- Дети, где мы с вами сегодня были? (ответы)

- О чем говорили? (ответы)
- Как называют людей определяющих погоду? (ответы)
- Назовите приборы, с которыми вы сегодня работали? (ответы)
- Для чего они нужны? (ответы)
- Вам понравилось быть метеорологами? (ответы)

- Что больше всего понравилось делать? (Ответы)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были замечательными помощниками у Божьей коровки и на отлично справились со всеми заданиями, поэтому она приготовила для вас угощение!

Источники:

Тайцман И.В., Кляндина Г.А., Балаценко Л.Н., Мусинцева А.Д. Сборник проектов, конспектов, сценариев для работы с детьми дошкольного возраста «По тропинкам открытий». – Братск, 2016.

https://www.maam.ru/detskijsad/-puteshestvie-na-meteostanciyu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки "Деревья нашего участка"

В конспекте описываются игры, приводится познавательный материал для активизации внимания дошкольников на прогулке....

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Птицы, живущие на нашем участке»

Цель: формирование общих представлений о птицах.Задачи:1.    изучить строение тела птиц;2.    найти между ними сходство и различия;3.    продолжать фо...

Конспект прогулки «Деревья нашего участка» во 2 младшей группе №1 МБДОУ №6 г. Зеленодольска РТ Воспитатель Майорова Ю.С.

Конспект прогулки «Деревья нашего участка» во 2 младшей группе №1 МБДОУ №6 г. Зеленодольска РТ Воспитатель Майорова Ю.С.  Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде деревьев на участке. На...

Конспект образовательной деятельности на тему: « Кто на нашем участке живёт? Что на нашем участке растёт?» Средняя группа Воспитатель: Ванюнина Ю.А.

Конспект образовательной деятельности на тему: « Кто на нашем участке живёт?  Что на нашем участке растёт?»Средняя группа Воспитатель: Ванюнина Ю.А.  Программные задачи: Познакомить дет...

Конспект экологической экскурсия Средняя группа Воспитатель: Харченко Е.В. Тема: «Весенние загадки нашего участка»

Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны.Задачи: Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.Развивать внимание, память, активизировать р...

Конспект нод по экологии в младшей группе "Деревья нашего участка"

Конспект подтверждает видео открытого нод, представленного на сайте. В нем показано, как с помощью сказки и игровых приемов познакомить детей со строением дерева, закрепить название деревькв, растущих...

Конспект нод по художественно-эстетическому развитию для детей младшей группы на тему: "Деревья на нашем участке"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий....