Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Быт кубанских казаков»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая,речевая
Цель: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского казачества.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
- Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю – малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Быт кубанских казаков»
Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая,речевая
Цель: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского казачества.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
- Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю – малой Родине.
Материалы и оборудование:проектор, аудиозапись песен Кубанского Казачьего хора, макет и фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, куклы казака и казачки.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней
мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
«Наша добрая улыбка» Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ) Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу) Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи) Делиться счастьем и добром! ( руки в стороны) | Приятно знать ,что у вас прекрасное настроение! |
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань — ты наша Родина», на экране появляется заставка родного края. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? Дети: о родном крае, о Кубани | Совершенно верно! |
3 этап: способствует реализации детского замысла
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья) -А что такое хата? Дети: дом, жилище. Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? Дети: добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов (фото казака) Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы про казака: Казак без коня, что солдат без ружья. Казак в беде не плачет. Казак сам голодает, а конь его сыт. Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой. Терпи казак- атаманом будешь. Казаку честь-родину беречь. Казачьему роду-нет переводу. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков. Воспитатель: А как называли жену казака? Дети: Казачка (фото казачки) Игра « Одень казака и казачку» Воспитатель: А сейчас, ребята, вам задание, одеть в костюмы казака и казачку (вырезные куклы с набором вырезной бумажной одежды, современной и казачьей) Воспитатель: Чем она занималась дома? Дети: Ходила к колодцу, приносила воду на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб (картинки труда казачек) Воспитатель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке.) Дети: В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная. Воспитатель: А молоко в чем хранили? Дети: Глиняный сосуд, который называется глэчик. (фото) Воспитатель: Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? Дети: Макитра-это горшочек из глины (фото) Лепка из соленого теста Воспитатель: вот тесто замешано и сейчас мы с вами будем лепить пироги. Воспитатель: Ну, налепили и отправляем в русскую печь (макет печи, фотографии). Ребята, самое главное в казачьей хате — это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи,- на стол мечи». «Печь нам – мать родная», «У печи всё красное лето». Хлебом не корми, только с печи не гони. Зимой в мороз даже кур под печкой держали. Загадки Воспитатель: Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, про что они. «Шуба в избе, Рукав на улице». «Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.» Игра «Тесто» Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается. Воспитатель: Ребята, садитесь продолжим путешествие. -Ну, а чаем поили гостей из……. Дети: самовара (фото, картинки) Воспитатель: Правильно. Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? Дети: рубель и каталка (фото, картинки) Игра « Отгадай, что делаю» Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать. Дети имитируют движения. -копать -нести коромысло -хлеб класть в печь -месить -класть яблоки в корзину -гладить -прясть Воспитатель: Молодцы, дети. Мы продолжаем наше путешествие. А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой? Дети: Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник (фото, картинки) Воспитатель: Какие цвета использовались в вышивке? Дети: черный и красный на белом фоне Воспитатель: | Какие вы у меня догадливые! Меня радует, что вы вспомнили о чем мы разговаривали ранее. Молодцы! Какие вы внимательные! Я с вами согласна! Молодцы, ребята! Очень весело вы играли! У вас здорово все получается! Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов теперь вы знаете. |
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его. Игра « Угадай по описанию» -Дом, в котором жили наши предки (хата) -Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик) -С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка) -В чем замешивали тесто? (в макитре) -Воду приносили из ….(колодца) -Вкусный чай пили из …..(самовара) -В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун) -А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (рушник) -Какой запах в хате, наверное, уже и пирожки поспели наши (достает из печи пирожки) | Ребята, я думаю, что сегодня вы узнали и вспомнили многое из того, о чем говорили ранее. Вы меня порадовали! Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Наше занятие подошло к концу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: "Реклама любимой книги"
Цель данного мероприятия: развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности – игре, общении, совместной творческой продуктивной деятельности....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме"Космическое путешествие"
Цель данной организованной образовательной деятельности:развитие связной речи на основе закрепления детьми темы «Космос»....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме «На картинку посмотри и нам сказку расскажи»
Творческое рассказывание по картинкам....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Построим дом - поможем людям».
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни).Виды деятельности: коммуникативная, конструктивная, познавательно-исследовательская, художественная.Образовательные области: социально-ком...
Методическая разработка образовательной деятельности на тему " Прогулка в весенний лес"
Обобщать знания детей по теме " Весна" Уточнить знания детей о времени года.изменениях в природе, происходящих весной....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Беседа с детьми «Наш младший воспитатель"(Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)
Цель: формировать первичные представления об окружающем мире, профессии младший воспитатель.Задачи:Формирование позитивных установок к различным видам труда.Формирование первичных представлений ...