Тематическое планирование по теме: Экологическая безопасность
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Защита окружающей природы очень актуальна в наше время. Тематическое планирование рассчитано на дететей среднего и старшего дошкольного возраста. Эмоциональное и бережное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных, а на ознакомлении с причинами их исчезновения и формированием у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_bezopasnost.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ГДОУ ЦРР – детский сад № 29
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тематическое планирование
по теме: Экологическая безопасность
Составила: Воспитатель
Коршунова Ольга Александровна
Санкт-Петербург
2019 год
Воспитывающие компоненты по разработке тематического планирования «Экологическая безопасность».
1. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
2. Осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, экономичное её использование. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов.
Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоёмов и необходимости их охраны.
3. Знание источников загрязнения воздуха, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест.
Понимание роли растений в очистке воздуха. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
4. Развитие эстетического вкуса детей в процессе знакомства с изделиями из природных материалов. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным их них предметам. Формирование интереса и навыков наблюдения.
5. Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их.
6. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места обитания.
7. Формирование навыков ухода за растениями, умение прогнозировать последствия своих действий по отношению к растениям. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать полезные и ядовитые.
8. Воспитание бережного отношения к животным, понимание необходимости существования всех видов, не использовать деление на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы.
9. Понимание необходимости охраны диких животных, их домов и местообитаний. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним. Относится доброжелательно к животным, обитающим рядом с ними.
10. Бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, разорения муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту в каждом объекте живой и неживой природы.
11. Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности жить в гармонии с ней.
Тема и содержание | Цели и задачи | Деятельность | Материалы |
В природе всё взаимосвязано | 1.Рассказать о взаимосвязях и о взаимодействии всех природных объектов. 2.Познакомить с влиянием лесов, водоёмов, воздушной среды и почвы на жизнь человека. | Рассказ с показом картин и иллюстраций. Чтение стихотворений. Чтение художественной литературы В.Бианки, А.Пришвина. Изготовление панно: «Дом под крышей голубой», «Все на свете нужны». Рассматривание природных материалов Наблюдения за солнцем, небом, водой, ветром. Экспериментирование. | Макет глобуса. Демонстрационный материал: лес, водоём, луг. Худож.книги и энциклопедии. Игры с водой, песком. Схемы: -Чем полезна вода, воздух. -Что нам дают деревья. -Круговорот воды в природе. -Пищевые цепочки. Коллекции: Листья, плоды, семена, камни, ракушки, чага, деревянные изделия. |
Загрязнение окружающей среды. | 1.Познакомить с проблемами загрязнения воды, земли, воздуха. 2.Рассказать об использовании человеком природных объектов. 3.Подвести к пониманию влияния окружающей среды на всё живое. | Показ картинок с изображением заводов, дымящих труб, кораблей в море. Чтение рассказов из энциклопедии об экологических катастрофах (пожары в лесу, разлив нефти в море, наводнения, засухи). Обсуждение проблемных ситуаций. Опыты и эксперименты с водой, воздухом, землёй. | Наборы фотографий и картинок. Парные сюжетные карточки «Хорошо-плохо». Энциклопедия «Экология для детей» Дид.игры: -Стань другом природы. -Найди зверю дорогу к дому. -Лото, мозаики и пазлы с изображением животных, птиц, растений, времён года. |
Бережное отношение к живой природе. | 1.Научить ответственному и бережному отношению к природе. 2.Дать представления об опасностях, которые могут встретиться при общении с природой. 3.Познакомить с правилами поведения в лесу, на лугу, у водоёмов. | Рассказывание о добрых поступках людей по отношению к природе и животным. Рисование предупреждающих знаков опасности. Проигрывание проблемных ситуаций. Чтение стихов о природе, загадок. Разработать свои правила поведения. Составление рассказов: как правильно себя вести. | Демонстрационный материал: «Азбука безопасности» Экологический альбом. Дид.игры: -Правила поведения в природе. -Хорошо-плохо. -Безопасное поведение у воды. -Безопасное поведение в лесу. -Мы идём в поход. Наборы опасных и безопасных предметов. |
Общение с растениями. Ядовитые растения. Лекарственные растения. | 1.Дать представление о ядовитых растениях, произрастающих в нашей полосе. 2.Познакомить с ядовитыми травами, цветами, комнатными растениями. 3.Рассказать о последствиях общения с ядовитыми растениями и способами оказания первой помощи. 4.Выработать вместе с детьми правила поведения. 5.Познакомить с лекарственными растениями нашей полосы. 6.Дать представления о лекарственных свойствах некоторых растений. 7.Показать широкий спектр использования растений в повседневной жизни: еда, лекарства, парфюмерия. 8.Развивать наблюдательность и интерес к растениям. | Рассказы о растениях. Чтение экологических сказок. Экскурсия вокруг детского сада с целью: найти опасные и полезные растения. Рассматривание открыток и иллюстраций. Рассматривание и наблюдения на улице: ландыш, борщевик. Рассматривание в группе: деффенбахия, молочай, кактус. Зарисовки в календаре природы. Изготовление гербария. Обсуждение правильных и неверных поступков людей. Рассматривание и наблюдения на улице: ромашка, крапива, берёза, рябина, боярышник. Группировка растений: деревья, кусты, травы, цветы. Нахождение сходств и различий. Рассказать детям чем конкретно помогают людям растения: листками, плодами, цветами, корой. Создание коллекции: «Ароматы природы», «Полезная еда», «Что нас лечит». Зарисовки. Изготовление книг-самоделок: -Ядовитые грибы. -Полезные грибы -Лекарственные растения. Наблюдение за ростом грибов на улице. | Книги: -Растения и животные России, опасные растения. -Лесная аптека. Панно: -Осторожно-опасность. -Ядовитые растения. Набор открыток: -Ядовитые растения. -Лекарственные растения. -Удивительные растения. Календарь природы. Засушенные растения. Дид.игры: -Основы безопасности. -Первая помощь. -Солнышко. -Что лишнее. Правила поведения в зоопарке (фото) Чтение рассказов и составление собственных. Художественная литература, журналы. Живые растения Коллекция Коробочки от лекарственных препаратов с растительными добавками, упаковки от продуктов, флакончики от шампуня, духов, эфирные масла. Изображения разнообразных растений для книжек. Фотоальбомы, наборы открыток, гербарий. Картотека стихов и загадок. |
Общение с животными. Опасные животные. Животные – друзья человека. | 1.Дать представление об опасностях, подстерегающих людей при общении с животными. 2.Рассказать об опасности хищных зверей. 3.Познакомить с особенностью жизни диких зверей, их способами защиты от других зверей, от людей. 4.Познакомить с особенностями жизни птиц. Классификация птиц. 5.Рассказать о последствиях общения с опасными животными. 6.Закрепить знания и выработать правила поведения и предупреждения. 7.Рассказать о животных, которые приносят пользу. 8.Закрепить знания детей о диких и домашних животных, местах и условиях их проживания. 9.Дать знания о полезных качествах продуктов животного происхождения: молоко, яйцо, творог, шерсть. 10.Выяснить, какую пользу приносят нам домашние любимцы. 11.Формировать доброжелательное отношение ко всем животным. 12.Воспитывать уважительное отношение к людям, которые профессионально занимаются с животными и помогают им: лесники, ветеринары. | Наблюдения на улице за птицами, за кошкой, собакой. Изготовление знаков опасности, рисование диких зверей и птиц. Рассказы о приспособлении животных к среде обитания. Способы защиты зверей, опасные части тела. Изготовление макетов и коллажей -Что зверю надо. -Домашние любимцы. -Дикие звери. -Перелётные и зимующие птицы. Занятия по ознакомлению с разными птицами. Панно «Зима пришла», «Птицы улетают», «Мы ждём птиц». Рассказы из жизненного опыта, телевизионные истории. Рассматривание экологических моделей и панно «Азбука безопасности». Книга-самоделка «Такие важные звери», «Кто чем опасен» Худ.литература. Рассказы детей и рассматривание фотографий с домашними и дикими животными. Рисование и аппликация: «Лесной дом», «Птицы на дереве», «Животные в зимнем лесу», «Ферма», «Мой любимый зверь» Рассматривание продуктов питания: яйцо, творог, молоко, мясо, сыр, колбаса. Домашние животные и птицы: классификация, составление таблиц и схем «Кто как помогает людям», «Как мы можем помочь животным» Рассматривание кошки, собаки, попугая, хомячка, черепахи, рыбок. Наблюдения за ними, составление описательных рассказов по серии картинок «Домашние животные Беседы на тему: «Мы хотим защищать», «Берегите лес», «Загадки природы». Познакомить с деятельность лесника Рабочих зоопарка, заповедника, сельских рабочих. | Энциклопедии: -Животные средней полосы -Звери и птицы. Альбомы: -Наши любимые животные. - Зоопарк. - Мир птиц. Пособие: «Пословицы и животные», «Азбука безопасности». Дид.игры: «Хищные звери», «кто с кем дружит», «Осторожно – опасность!» Наборы картинок и открыток для рассматривания и вырезывания. Фотоматериалы. Книги Чарушина и В. Бианки. Дид.игры «Крылья, лапы и хвосты», «Кто что ест», «Животные разных стран», «Какие бывают животные», «Лесные опасности». Мнемотаблицы: Птицы, звери, времена года. Дид.игры: -Кто лишний. -Ферма. -Птичий двор. -Животные и их детёныши. -На кого похоже. -Найди зверю дом. -Кто умеет плавать -Перелётные птицы. -Зимующие птицы. Наборы продуктов животного происхождения. Коллекция коробочек и упаковок от разных продуктов питания. Дид.игры: -Полезная еда. -Кто что ест. -Узнай по запаху. -Узнай на вкус. Открытки и фотографии, художественные книги, сказки с героями-животными. Таблицы и схемы для рассказывания Экологические модели леса, луга, водоёма. Экскурсия в зоопарк, фотоматериалы с дикими зверями. |
Ухудшение экологической ситуации. | 1.Познакомить с последствиями неправильного обращения с природой: разжигание костров, вырубка леса, истребление животных, загрязнение водоёмов. 2.Дать представление о том, какие опасности может принести для людей, животных и растений загрязнённая вода и воздух . | Рассказы о экологических катастрофах: разлив нефти в морях и океанах, взрыв на атомной станции, летние пожары в лесах, цунами и ураганы. Обыгрывание ситуаций по предотвращению опасных катастроф. Изготовление запрещающих знаков для людей. Опытная деятельность с водой, воздухом, землёй, растениями. Рассматривание экологических панно. | Демонстрационные картины и динамические модели «Добро пожаловать в экологию». Схемы: -Что можно, что нельзя делать. -Не дадим в обиду зверей и птиц. -Животные-друзья. -Животные-враги. -Береги воду. -Выращиваем овощи. |
Восстановление окружающей среды. | 1.Познакомить с разными способами восстановления окружающей среды. 2.Выработать правила поведения для людей в окружающей среде. 3.Сформировать желание охранять природу и защищать животных. | Коллажи: -Фантастическое дерево. -Мы защитники природы. Акция: «Защитим природу». Изготовление книжки-самоделки: «Защитим природу», «Поможем животным», Беседы и проблемные ситуации: -Что случилось в лесу. -Пожар в лесу. -Как очистить воздух. Зима: охрана деревьев и кустов (не ломать ветки), уборка снега, подкладывание снега под деревья и кусты, кормление птиц и изготовление кормушек. Весной: обрезание веток кустов, посадка и полив цветов, выращивание овощей в домашних условиях, охрана птиц и птенцов. | Дид.игры: -Зверята и охотник -Найди безопасный путь для зверя. -Мудрые превращения. -Спасатели. Нарезной материал, буквы для составления слов и фраз. Ребусы и загадки. Набор предметов для игры: «Что взять в лес». Уборка на улице мусора из-под деревьев и кустов. Летом: прополка робаток, охрана цветов, охрана муравейника, охрана деревьев от вредителей. Осенью: сбор яблок с яблони, сбор семян цветов для посадки, сбор ягод и семян для зимующих птиц, уборка листьев и сломанных веток. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование Тема недели: «Безопасность в быту и на природе»
Тема недели: «Безопасность в быту и на природе» Задачи: Формировать представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту; Дать детям знания о правилах пользования колющими, ре...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ»...
Комплексно-тематическое планирование на неделю в средней группе по ФГОС. Тема недели: «Помоги зеленым друзьям. Азбука экологической безопасности».
Комплексно-тематическое планирование на неделю в средней группе по ФГОС.Тема недели: «Помоги зеленым друзьям. Азбука экологической безопасности»....
Разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Экологическая безопасность»
Цель: воспитывать у детей умение, понимать и любить свою природу, бережно относиться ко всему живому; формировать у детей положительный эмоциональный настрой к природе....
Комплексно-тематическое планирование Тема: « Азбука безопасности»(старшая группа)
Развитие у детей дошкольного возраста представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, формирование навыков жизнесберегающего поведения....
Комплексно-тематическое планирование Тема: « Азбука безопасности»
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, формирование навыков жизнесберегающего поведения....
Методическая разработка. Педагогический совет на тему "Экологическая безопасность детей в ДОУ"
Педагогический совет для педагогов по экологической безопасности...