Проект Воздух - волшебник
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 62 «Каравай»
Проект
долгосрочный
Воздух – волшебник.
Воспитатель: Семкина Олеся Михайловна
Смоленск 2017-2018
Тип проекта: Информационно-исследовательский.
Длительность: сентябрь-февраль.
Участники проекта: воспитатель старшей группы Семкина О. М., родители, дети старшей группы (возраст 5-6 лет).
Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?
Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.
2.Развивающая: Развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.
3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.
Актуальность проекта
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться – это наша задача.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Этапы реализации проекта
Этап | Основные направления реализации проекта (мероприятия | Материалы и средства реализации проекта | Сроки проведения |
I этап подготовительный |
| Основное оборудование лаборатории: -приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; - разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; - медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи. | Сентябрь |
II этап практический | Теоретическая часть: 1. Составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов; 2. Создание презентации: «Ветер «добрый» и «злой»; 3. Консультирование родителей. Практическая часть: 1. Занятия по экологическому воспитанию. 2. Игры-эксперименты по данной проблеме. 3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы). | - Перспективно-тематический план работы с детьми 5-6 лет по проекту: «Воздух - волшебник»; - конспекты занятий; - информационный лист для родителей: «Эксперимент в детском саду и дома», «Нам нужен чистый воздух» - рассказ воспитателя: «Первый воздушный шар»; - дидактические игры; - презентация «Ветер «добрый» и «злой»; - иллюстрации; - оборудование для проведения опытов. | Октябрь - январь |
III этап заключительный | Представление результатов проекта в виде:
| Февраль |
Планируемые результаты:
После завершения проекта дошкольники смогут:
- проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно со взрослыми).
- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми).
- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно со взрослыми).
- проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
Практическая значимость проекта
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятии «воздух», его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у
детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»; подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
Описание форм образовательной деятельности.
Сентябрь
1 неделя
Проект начинается с обобщения и уточнения представление детей о функциях и свойствах воздуха. Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни.
2 неделя
Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду» и обобщение результатов.
3 неделя
Воспитатель проводит консультацию для родителей «Эксперимент в детском саду и дома», где уточняет важность проектной деятельности в работе с дошкольниками.
4 неделя
Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развить интерес у ребёнка к исследованиям, опытам, открытиям.
Октябрь
1 неделя
Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вес.
На первоначальном этапе работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.
Для чего нам нужен воздух? Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Имеет ли свой запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)
2 неделя
Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов.
Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другим методом. Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
3 неделя
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.
Рассказ воспитателя «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1983 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Воспитатель предлагает надуть шарик с помощью насоса.
4 неделя
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно
бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод.
Ноябрь
1 неделя
Взрослый помогает детям обнаружить воздух в предметах. После провидения опыта дети обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).
Предложить детям самостоятельно с помощью предметов доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно. Делают вывод.
2 неделя
Предложить детям в помещении обнаружить атмосферное давление. Воспитатель показывает опыт, дети повторяют и делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).
3 неделя
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.
С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)
4 неделя
Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в уголке – лаборатории.
Декабрь
1 неделя
Познакомить детей с причинами возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха:
горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем доказать, что ветер- это движение воздуха.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует? Дети делают опыт с помощью воспитателя и обобщают.
2 неделя
Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на дому.)
Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)
Дети на улице проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки.
3 неделя
Ветер- это движение воздуха. Для этого опыта используются веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Вывод: ветер - это движение воздуха.
4 неделя
Обобщаются результаты исследований. Открытое мини-занятие по экологии для родителей на тему «Ветер».
Январь
2 неделя
Предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Шарики натирают шерстяной варежкой. Постепенно приближают один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры (опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми).
3 неделя
Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это, и чем цунами опасен для человека. Предложить детям опытным путем доказать это.
Познакомить детей с природным явлением «Песчаная буря». Для проведения этого опыта воспитатель показывает иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы, предлагает рассмотреть её перед началом работы. Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
4 неделя
Презентация «Ветер - «добрый и злой».
Февраль
1 неделя
Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различия. (Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.)
2 неделя
Обнаружить с детьми, что воздух легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Дети проводят опыт и в конце делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с игрушками наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.
3 неделя
Выявить с детьми, что воздух легче воды, имеет силу. Воспитатель проводит опыт и определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самостоятельно.
4 неделя
Обобщаются результаты исследований.
Презентация проекта «Воздух - волшебник».
Итоговое занятие с детьми «Что мы знаем о воздухе».
Перспективно-тематический план по теме проекта: «Воздух - волшебник».
Сроки выполнения. | Тема эксперимента | Описание работы | Материал, оборудование | |
Октябрь | ||||
1 неделя | Расширить представление детей о свойствах воздух невидим, не имеет запаха. | Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем | Лист бумаги. | |
| Имеет ли воздух свой запах. Дидактическая игра «Узнай по запаху». | Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали? | Тарелочка с апельсином, луком; ароматизированные салфетки, духи. | |
2 неделя | Как можно взвесить воздух с помощью чашечных весов. | Дети берут воздушные шары, укладывают на весы. Какой шарик тяжелее? (Надутый.) Почему? | Два воздушных шарика, надутый и нет, чашечные весы. | |
| Воздух имеет вес | Возьмём палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Проткнуть один шарик. а потом второй, сделать вывод. | Два воздушных шарика, веревочка, палка - 60 см. | |
3 неделя | Где можно найти много воздуха сразу | Дети надувают воздушные шарики, но так что бы они не лопнули | Воздушные шарики на каждого ребенка. | |
| Рассказ воспитателя «Первый воздушный шар» | Надуть воздушный шар с помощью насоса. | Воздушные шарики, насос. | |
4 неделя | Воздух в мячике | Игра с резиновыми мячами (отбивание мячей об пол). | Два резиновых мяча надутый и спущенный. | |
Ноябрь | ||||
2 неделя | «Загадочные пузырьки» | Дети рассматривают предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это, откуда воздух взялся. Рассматривают, что изменилось в предметах. | Ёмкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина. | |
| «Поиск воздуха» | Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением | Султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой. | |
3 неделя | «Атмосферное давление» | Дети после показа взрослого берут в руки два листа - один держат вертикально другой горизонтальной одновременно выпускают их из рук, наблюдают и делают вывод. | Два листа писчей бумаги. | |
4 неделя | «Упрямый воздух» | Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыта. | Шприцы, емкость с водой (подкрашенной). | |
| «Воздух работает» | Запускают в воду пустую пластмассовую ванночку и дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляют парус, снова заставляют лодочку двигаться. Наблюдают и делают вывод. | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка. | |
Декабрь | ||||
1 неделя | Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в лаборатории | |||
2 неделя | Почему дует ветер?
| Воспитатель показывает схему и объясняет. Воспитатель зажигает свечу, подносит к верхней части фрамуги (дети комментируют увиденное), подносим свечу к нижней части фрамуги; объясняем и делаем вывод. | Рисунок «Движение воздушных масс», свеча. | |
3 неделя | Движение воздушных масс | Дети на улице с помощью вертушки определяют силу ветра. | Вертушки | |
4 неделя | Ветер - это движение воздуха | Дети машут веером над водой. Каждый ребенок машет с разной силой, сравнивают и делают вывод | Миски с водой, веер (на каждого ребенка). | |
Январь | ||||
1 неделя | Открытое мини-занятие по экологии для родителей на тему «Ветер» | |||
2 неделя | «Гром и молния» | Шарики натирают шерстяной варежкой. Постепенно приближают один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры (опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми) | Два надутых продолговатых воздушных шарика, шерстяная варежка. | |
3 неделя | Природное явление «Цунами» | Рассказ воспитателя. Опускают кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать). | Надувной бассейн с водой (небольшого размера), кораблики. | |
| «Песчаная буря» | Перед каждым ребёнком стеклянная банка с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что с ним происходит? Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. | иллюстрация песчаной пустыни, на которой изображены барханы; стеклянная баночка с песком, резиновый шланг (на каждого ребенка). | |
4 неделя | Презентация «Ветер - «добрый» и «злой» |
| ||
Февраль | ||||
1 неделя | Сравнить свойства воды и воздуха
| Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Переливают воду в стакан, растворяют в нем краску. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух | два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), прозрачный стакан, акварельные краски. | |
2 неделя | «Подводная лодка» (воздух легче воды) | Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают в него воздух. В конце опыта, делают выводы. | Изогнутая трубочкам для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. | |
| Воздух легче воды | Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Дети выполняют действия и делают вывод: почему они не тонут. | Небольшая емкость с водой резиновые игрушки | |
3 неделя | «Пузырьки-спасатели» | Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают. Вместе с детьми взрослый определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим. | Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. | |
| Обобщаются результаты исследований. Проводится самостоятельная работа в лаборатории. |
| ||
4 неделя | Итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе» |
|
Литература:
«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.
Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» - М. : Педагогическое общество России, 2005.
Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.
Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.
Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов) / пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
Ротенберг Р. «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья.
«Тело человека. Как мы устроены»
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие - СПб: Детство-Пресс, 2009.
Юдин Г. «Главное чудо света».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по о/о «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования Тема: «Воздух – волшебник»
Образовательная деятельность направлена на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширения знаний о воздухе как о газообразном веществе; на знакомство со свойствами ...
Воздух – волшебник для средней группы
Воздух – волшебник для средней группыПодготовила Андреева А.С. ГБДОУ № 18, г. КронштадтЦель: Закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования З...
Занятие "Воздух-волшебник"
Задачи:-показать детям, что воздух находится везде, не только вокруг, но и внутри нас;-дать представление о его особенных свойствах (невидимый, легкий);-показать детям, что движение воздуха это ветер...
Открытое занятие в подготовительной логопедической группе " Воздух - Волшебник"
Занятие по исследовательской деятельности предназначено обобщить и систематизация представлений детей о воздухе.В занятии описываюся свойства воздуха, которые дети с воспитателем про...
Познавательно-исследовательский проект "Невидимый волшебник- воздух"
Цель: Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности....
Исследовательский проект "Воздух - это волшебник, который способен совершать много чудес"
Раскрыть понятие "воздух", его свойства, роль воздуха в жизни человека, животных и растений....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник».
Описание материала: конспект открытого занятия по познавательному развитию. Материал рассчитан на воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. В основе лежит познавательно-экспериментальная деятельность...