Исследовательский проект "Воздух - это волшебник, который способен совершать много чудес"
проект на тему

Кузнецова Светлана Викторовна

Раскрыть понятие "воздух", его свойства, роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Исследовательский проект

«Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес»

1.Модельно-информационная карта проекта «Воздух»

Автор: Кузнецова Светлана Викторовна

Руководитель: Кузнецова Светлана Викторовна

Место проведения: г. Новосибирск

Адрес: МКДОУ №171 «Черничка»

Вид, тип проекта: коллективный, исследовательский.

Цель: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Содержание проекта: Сроки проведения: среднесрочный с 14.05–25.05.2018г

Участники: Дети 18 человек, родители, воспитатели группы

Возраст детей: 5 лет  

Продукт проекта: публичная защита проекта

2. Гипотеза

Гипотеза: можно предположить что, посредством изучения различных источников и экспериментов дети смогут охарактеризовать то, что нас окружает.

Объект исследования: воздух

Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

*обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

  *развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.

*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.

3. Реализация проекта

1 ЭТАП - Планирование 

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Узнать про воздух, как можно больше. Провести опыты с воздухом.

2 ЭТАП - Реализация

Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим»

Подбор оборудования и материалов

Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха.

Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.

Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?».

Организация и проведение опытов в домашних условиях.

Сочинение сказок родителями для детей про воздух.

Рисование «Воздушные шары»

Создание картотеки занимательных опытов про воздух.

3 ЭТАП -  Публичная защита проекта

Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.

Оформление проектной папки.

Презентация результатов исследовательской деятельности в виде открытого занятия.

Актуальность проекта

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Краткое содержание проекта

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы. В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»

14.05.18г -  Расширяем представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вес.                          
На первоначальном этапе работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.
Для чего нам нужен воздух?
Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Имеет ли свой запах воздух?
Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)

15.05.18г -  Закрепляем умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другим методом…
Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.  

16.05.18г -  Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.
Рассказ воспитателя: «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1983 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Воспитатель предлагает надуть шарик с помощью насоса.

17.05.18г. - Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод.

18.05.18г. - Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в уголке–лаборатории.
21.05.18г - Взрослый помогает детям обнаружить воздух в предметах. После проведения опыта дети обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).
Предложить детям самостоятельно с помощью предметов доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно. Делают вывод.

22.05.18г. – Детям предлагается обнаружить в помещении атмосферное давление. Воспитатель показывает опыт, дети повторяют и делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).

23.05.18г. - Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.
С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

24.05.18г - Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в уголке –лаборатории.

25.05.18г – презентация результатов исследовательской деятельности в виде открытого занятия.

Результаты работы над проектом

Дети обогатили свои представления о некоторых свойствах воздуха;

 Научились самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;

 Получили опыт сотрудничества и общения с группой детей.

 Обобщили   все   накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Практическая значимость проекта

Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, будет способствовать усвоению новой информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность.

Приложение №1

Конспект открытого занятия

«Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

 -поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов; воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- ветер - движение воздуха.

Оборудование:

- игрушка «Кукла» и ширма;

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- спасательные нарукавники;

- миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;

- стакан;

- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

- сундучок;

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

- чеснок, чеснокодавилка;

- веера по количеству детей;

- песочные часы;

- воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кукла: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. Подводная лодка.

Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?

Дети: Потому что он наполнился воздухом.

Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли ! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Кукла: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите!

Опыт 3. Камень.

Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде?

Дети: Из камня выходят пузыри.

Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Кукла: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 4. Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 5. «Не дышу»

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

- что воздух постоянно нас окружает;

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха не возможна жизнь;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер - движение воздуха.

Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания!

Приложение №2

Опыты и эксперименты с воздухом

«Существование воздуха»

Цель: Доказать существование воздуха 

Материал и оборудование: таз с водой, пустой стакан, соломинка 

Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3.  Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Вывод: в воде есть воздух

«Воздух меняет объем»

Цель: показать, что воздух имеет объем

Материал и оборудование: пластиковая бутылка, таз, полиэтиленовый пакет, шарик для пинг-понга, теплая вода, лед

Опыт 1. Подпрыгивающая монета.

С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз тепой воды. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх.        

Опыт 2. Воздух охлаждается.

Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух.

Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства.

Опыт 3. Исчезающая вмятина.

Сделай вмятину в шарике для пинг-понга. Теперь положи его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.

«Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал и оборудование: два одинаковых листа бумаги, стул. 

 Предложите детям скомкать один лист бумаги. Затем пускай они встанут на стул и с одинаковой высоты бросят одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

 «Воздух легче воды»

Цель: доказать, что воздух легче воды

Материал и оборудование: надувные игрушки, таз с водой

Опыт 1. Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 2. Движение воздуха – ветер

Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение. (Всё это дети могут продемонстрировать).

«Крепкий спичечный коробок»

 Цель: Определить упругость воздуха.

Материал и оборудование:  Спичечные коробки.

Взрослый предлагает детям определить, что сделается с пустым спичечным коробком, если с размаху ударить по нему кулаком (возможно, сломается).

Дети под руководством взрослого проводят опыт, доказывая, что спичечный коробок может не сломаться: кладут одну часть пустого коробка на другую часть так, чтобы нижняя лежала на узкой длинной стороне коробка, верхняя с разворотом на 90 градусов — на узкой короткой стороне.

Затем по этому сооружению резко и отрывисто ударяют кулаком. Наблюдают, что произошло (обе части разлетелись в стороны, но остались целыми). 

Вывод: Выясняют, что в коробке имеется воздух, он упругий, при резком ударе коробок прогибается, воздух сжимается, и коробок становится упругим, пружинит, но не ломается.

«Надувание мыльных пузырей»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материал и оборудование: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. 

На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). 

Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. 

Вывод: Вместе они рассматривают и обсуждают; почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).

 «Свечка в банке»

Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня. 

Материал и оборудование: Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.

 Взрослый предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе со взрослым проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. 

Вывод: Взрослый подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. 

Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). 

«Ветер по морю гуляет»

Цель: Обнаружить воздух.

Материал и оборудование: Таз с водой, модель парусника.

Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем).

Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края».

Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).

Вывод: Взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).

«Что в пакете?»

Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Материал и оборудование: Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.

Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. 

Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства — прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.; различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом и т.д.).

«Игры с трубочкой»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материал и оборудование: Трубочки для коктейля, емкость с водой.

Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

«Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал и оборудование: Ароматизированные салфетки, корки апельсин….

Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.    

Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

«Воздух повсюду»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Материал и оборудование: воздушные шары, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Опыт 1. «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздух мы не видим, но он везде окружает нас.

Опыт 2. Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Вывод: назовите предметы которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем воздушные шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Приложение №3

Экологические сказки про воздух

«Добрый воздух»

В чистом царстве, в воздушном государстве стояла необычная школа. Лесная школа. На уроке в Лесной школе Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.

— Всему живому на земле известно, что воздух необходим, — говорила Мудрейшая Сова. Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий. Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам.

Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисёнок вдруг сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».

В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами.

Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот добрые силы сжалились над ним, и вернули его в чистое царстве, в воздушное государство.

Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый, всепроникающий воздух.

«Как медвежонок ловил воздух»

Как-то осенним деньком Паддингтон сидел на крылечке своего дома и читал книгу. Книга была настолько интересная, что Паддингтон не мог оторваться и забыл обо всём на свете. Когда же закончил читать, то обнаружил, что очень проголодался. Ну, ничего, ведь всегда в саквояже есть любимые бутерброды с джемом! Паддингтон открыл саквояж, но там не было ни одного бутерброда! Даже крошек не было!

Что же случилось? Кто мог украсть бутерброды?

В это время мимо проходил сэр Генри, и Паддингтон кинулся к нему.

- Сэр Генри, у меня бутерброды украли! – закричал он – В саквояже ничего нет!

- Совсем ничего?

- Да вы сами посмотрите, — сказал Паддингтон и открыл саквояж, — ничего нет!

- Ну, не совсем ничего. Там есть воздух, — улыбнулся сэр Генри.

- Где?!

- Он улетел! – засмеялся сэр Генри и пошёл дальше по своим делам.

А Паддингтон сел на ступеньку и задумался. Значит, это Воздух украл его бутерброды, а потом улетел. Надо его найти и поймать, пусть отдаёт то, что взял.

И Паддингтон отправился ловить воздух.

Шёл он шёл по тропинке, а подойдя к речке, увидел рыбку. Она беспомощно барахталась на берегу. Увидев медвежонка, она стала умолять его бросить её снова в воду, что Паддингтон с готовностью и сделал.

- Спасибо тебе, медвежонок! – поблагодарила его рыбка, — А то мне на берегу уже не хватало воздуха. Ещё немного и я бы совсем задохнулась.

- А разве Воздух живёт в воде? – удивился Паддингтон.

- И в воде он тоже есть. Он растворён в воде, а я через жабры им дышу, – подтвердила рыбка.

- Да, в воде мне его не поймать, я же плавать не умею, — подумал медвежонок, — наверное, это какой-то другой Воздух. У меня в саквояже сухо, и никакой воды нет.

Медвежонок шёл вдоль берега дальше. Вдруг он увидел мальчика, который надувал воздушные шарики. Было очень красиво.

- Что ты делаешь? – спросил медвежонок.

- Наполняю шары воздухом, — ответил мальчик.

- Значит, внутри шара он и спрятался! – воскликнул Паддингтон и попросил, — дай мне, пожалуйста один шарик.

- Держи, — и мальчик протянул ему красный шар.

Паддингтон немного отошёл в сторону.

- Вот ты и попался, Воздух! – завопил он. – Зачем ты украл мои бутерброды с джемом? Признавайся!

- Да ты что, -  услышал он вдруг голос из шара, — я не могу есть бутерброды, а зачем тогда их красть? У меня и рта – то нет, рук и ног тоже нет. Я невидимый!

- А как ты говоришь тогда, если рта нет? – с сомнением спросил медвежонок.

- Ну, не знаю, так получается. Звук – это ведь что? Это сотрясение воздуха. Вот я сам и сотрясаюсь, получается мой голос!

- А что у тебя тогда есть? – уже с интересом начал расспрашивать Воздух Паддингтон.

- Что есть-то, — задумался Воздух, — есть моя легкость. Я очень легкий, легче камня и даже легче воды. Я улетел бы вверх, но этот тяжёлый шарик, внутри которого я сижу, меня держит.

- А если я тебя выпущу? – Паддингтон развязал шарик, и тот тут же сдулся. – где ты теперь, Воздух?

- Я везде! Я вокруг тебя! Ты меня вдыхаешь и выдыхаешь! – так щекотно, — засмеялся Воздух.

- С кем это ты разговариваешь? – услышал Паддингтон голос возвращающегося сэра Генри.

- С Воздухом. Мы с ним подружились! – радостно сообщил медвежонок, — и он не брал мои бутерброды, как я сначала подумал.

- Конечно, не брал, — засмеялся сэр Генри, — а ты на свой рот посмотри.

Паддингтон подошёл к стеклянной двери веранды и посмотрел на своё отражение. Весь рот его был в джеме!

- Значит, это я сам его съел! – воскликнул медвежонок растерянно, — так зачитался, что и не заметил…

- Так что на Воздух ты зря думал. Еда – это не для него. Хотя силы ему не занимать. Воздух очень сильный и поднять может многое! А может и выстрелить.

С этими словами сэр Генри вновь заспешил по тропинке прочь от Паддингтона, оставив медвежока в раздумьях. И как это такой лёгкий Воздух может быть сильным? Он ещё и стрелять может. Но как?

«Воздух, вода, огонь»

Давным-давно жили на планете Земля три сестры. Самую старшую звали Воздух, среднюю – Вода, младшую величали Огонь. Были сёстры неразлучными и дружными. Но как – то раз возник между ними спор, кто из них важнее и нужнее человеку.

Говорит старшая сестра Воздух:

-Я – первая, кто появился на планете Земля, вместе со мной стала зарождаться жизнь: растения, животные, птицы, насекомые, и, конечно же человек. Без воздуха не прожить больше трёх минут живому организму.

Возразила средняя сестра – Вода.

- Я важнее всех на свете. Даже каждая травинка, самая маленькая птица, без меня не проживут долго. Чего уж говорить о рыбах и о животных, чей дом – вода. А человек каждое утро начинает с умывания лица и чистки зубов, готовит еду и напитки, стирает одежду, поливает растения, и все благодаря мне. Я - нужнее всего на планете!

-Чтобы человеку приготовить пищу, и не замерзнуть в лютый мороз, нужен огонь – сказала младшая сестра. – Когда человек появился на планете Земля, воздух и вода были для него доступны, а меня он придумал уже сам. Значит я – главнее для человека.

Долго сёстры спорили о своей важности, но не пришли, ни к какому решению. Тогда и обратились сёстры к планете Земля:

-Матушка планета Земля, рассуди, кто из нас важнее и нужнее?

Дала ответ планета Земля:

-Дочери мои дорогие, три стихии - Воздух, Вода и Огонь не ссорьтесь, а лучше посмотрите, как человек обращается с каждой из вас. Та, которая увидит к себе бережное отношение, той и быть самой главной.

Стали сёстры думать о словах матушки планеты, и решили понаблюдать в городе за поведением человека. Первая вызвалась посмотреть старшая сестра – Воздух.

-Человек будет беречь меня, куда уж ему без чистого воздуха.

Но вдруг увидела, как машины выпускали выхлопной газ, и раскашлялась. Вдалеке стояли большие заводы и фабрики, выдыхающие клубы черного, синего, зеленого дыма. Расплакалась старшая сестра:

-Совсем меня не бережёт человек, не нужна видно я ему.

Средняя сестра – Вода, усмехнулась:

-Я знаю точно, человек меня беречь обязан. Куда ему без меня?

Только сказала она последнее слово, как из того же завода, прямо в чистую речку стали выливаться химические отходы. На глазах у средней сестры начала гибнуть рыба, раки и другая речная живность. Человек же, выпивший такой воды – болел.

Рассердилась Вода:

- Как же так можно: сами отравляют воду, а потом её же пьют!!!

Совсем отчаялась средняя сестра. И только младшая еще надеялась на первенство. Но когда увидела, как в лесу не потушили костер, и пламя объяло все живое вокруг, взмолилась:

-Матушка, планета Земля, не хочу быть в жизни человека, я же создана, чтобы приносить пользу, а не вред.

Совсем поникли сестры Воздух, Вода и Огонь, уже они не помнят про свои разногласия.

- Может мы совсем не нужны человеку? Может лучше, чтобы нас совсем не было в его жизни?

- Постойте! Не спешите! - окликнула их планета Земля. Вы увидели лишь самые плохие поступки человека, но есть и другие люди. На планете много детей, и они ценят ваше участие в их жизни. Например, провожают зиму и встречают весну в праздник «Масленица». Дети готовят из разноцветной ткани куклу, сжигая ее на улице. Все поют, танцуют, радуются, кушают блины, которые без огня не приготовить. Летом, когда очень жарко, малыши празднуют «День Нептуна». Они радостно поливают друг друга из леек, брызгалок, прославляя воду. С помощью воздуха ребятишки надувают мыльные пузыри, воспитатель помогает им организовать игры с воздушным змеем и вертячками.

В детском саду воспитатели учат детей беречь природу. Даже самые маленькие ребятишки знают, что вода утоляет жажду не только человеку и животным, но она очень нужна растениям. Чтобы быть здоровыми детьми нужно больше гулять на свежем воздухе. А со спичками нельзя играть, а то случится беда!

Посмотрели сестры друг на друга, утерли слёзы, и решили:

-Если есть на планете Земля детишки, то им одинаково нужны воздух, вода и огонь.

С тех пор стали дружно жить три сестрицы Воздух, Вода и Огонь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ошибки, которые нельзя совершать"

Консультация для родителей "Ошибки, которые совершать нельзя"...

10 ГЛАВНЫХ ОШИБОК, которые Мы совершаем в нелегком деле воспитания наших детей.

Готовясь к очередному родительскому собранию, встретила в интернете интересную статью...

Ошибки, которые нельзя совершать родителям

Советы по воспитанию счастливых детей...

Ошибки которые нельзя совершать

Консультация для родителей где высказывают мнение родители и психологи....

Консультация для родителей"Ошибки, которые родители совершают при воспитании детей"

Консультация для родителей, которая поможет избежать ошибки и недопонимания при общении с ребенком....

Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки....

Ошибки, которые мы совершаем.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526802","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526806","attributes":{"alt":"","class"...