Познавательно-исследовательский проект "Невидимый волшебник- воздух"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская деятельность в старшей разновозрастной группе
Краткосрочный проект:
«Невидимый волшебник – воздух»
Проект: «Невидимый волшебник – воздух»
Тип проекта: исследовательский, краткосрочный
Актуальность:
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Цель:
Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
2. Научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
3. Организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
4. Ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
5. Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
6. Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
7. Развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
8. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
9. Научить детей рисовать с помощью воздуха.
Подготовительный этап:
Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Моделирующий этап:
Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, воспитателями, создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей, подбор диагностических методик.
Основной этап:
Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.
Контрольный этап:
Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
В результате реализации проекта дети будут знать:
1. Где находится воздух.
2. Роль воздуха в жизни человека.
3. Роль воздуха в жизни животных.
4. Роль воздуха в жизни растений.
5. Для чего нужен воздух.
6. Свойства воздуха.
7. Способы очищения воздуха.
8. Правила юного исследователя.
В результате реализации проекта дети будут уметь:
1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
2. Задавать вопросы, искать ответы.
3. Видеть проблему по определенной теме.
4. Формулировать цель, планировать задачи.
5. Выдвигать гипотезы и проверять их.
6. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
7. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
8. Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.
Основные направления в работе:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.
Механизм реализации проекта
Работа с детьми
(планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности) :
•Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД) из образовательной области «Познание»
• Экспериментальная деятельность дошкольников.
• Поисково-исследовательская деятельность.
• Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих, сюжетно-ролевых.
• Организация трудовой деятельности.
• Организация художественно-речевой деятельности.
• Организация изобразительной деятельности.
• Рассматривание картин, иллюстраций.
• Организация прогулок.
• Чтение художественных произведений.
• Беседы.
• Работа с кроссвордами.
• Выставка детских рисунков.
• Создание альбома «Мир воздуха»
Работа с родителями:
• Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.
• Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания, участие в развлечении.
• Подбор художественного слова, загадок.
• Выставка рисунков.
• Выставка иллюстраций, фотографий.
• Индивидуальные беседы.
Материал: воздушные шарики, трубочки по количеству детей, баночки с крышками, соломинки для рисования, гуашь, бумага для рисования, пластиковые стаканчики, целлофановые пакеты, салфетки, полотенчики. Картинки с изображением заводов, машин, мусорных куч.
Логика познавательно – исследовательской деятельности:
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших дорогих гостей. Как это можно сделать?/Поздороваться/ Правильно, поздороваться. А ещё как можно поприветствовать гостей? Мы можем послать им воздушный поцелуй.
- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.
А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Правильно, это воздух. Вот сегодня мы и будем говорить о воздухе.
- Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? /Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы, мы — дети…/
— Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где пусто? /Воздух./
- Ребята, а вы видите воздух? /Нет./ Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
— А почему мы его не видим? /Воздух прозрачный, через него все видно./
- А хотите узнать, что такое воздух? Для этого нам нужно отправиться в лабораторию. А, что такое лаборатория? Как вы думаете? /Это специальное место, где проводятся опыты и эксперименты, где имеется специальное оборудование и специальная одежда/.
- Кто работает в лаборатории? /Учёные и лаборанты/. - Именно учёные делают открытия.
- Ребята, в любой лаборатории есть свои правила безопасности. В нашей лаборатории я главный лаборант, поэтому все предметы со стола можно брать только с моего разрешения и работать очень аккуратно. Теперь вы можете надеть халатики, как настоящие маленькие учёные и занять свои места.
- Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе /люди, животные, растения/?
- А что относится к не живой природе /камни, вода, воздух, почва, звезды/?
Молодцы! - Что же такое воздух? Для чего он нам с вами нужен? Сделаем глубокий вздох и затем выдохнем. А теперь зажмите рот и нос и не дышите. Можем мы обойтись без воздуха? /Нет/ Кто ещё, кроме людей, нуждается в дыхании? /Животные, растения/. В воздухе содержится кислород, которым мы дышим, и чем чище воздух, тем больше кислорода. Тогда нам дышится легко.
Посмотрите на эту картинку. В таком городе легко дышится? /Нет, потому, что воздух загрязняется от дыма и копоти работающих заводов, печей, где сжигается мусор, большого количества автомобилей/.
- Как можно спасти воздух от загрязнений? /Необходимо ставить фильтры на трубы, которые задержат копоть и грязный дым/. Есть специальные организации, которые следят за этим, чтобы сохранить природу и наше здоровье.
- Можем ли мы увидеть воздух? /Нет, он невидим/.
Проводится 1 опыт: «Воздух - невидимка»
- У меня в руках стаканчик. Вы думаете, он пустой? А вот и нет. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Вода наливается в стаканчик? /Нет/. А теперь возьмем стаканчик с салфеткой внутри. Повторим опыт. Проверяем, салфетка намокла? /Нет/. Почему вода не попала в стакан? /Внутри находится воздух, он не пускает воду в стакан.
- Теперь опускаем стаканчик с салфеткой в воду, слегка наклонив его. Видите пузырьки? Что это за пузырьки? /Воздух/. Действительно, вода постепенно вытесняет воздух, занимая его место. Ребята, поставьте стаканчики на место и вытрите руки насухо.
Конечно, просто так воздух увидеть нельзя, но когда воздух движется быстро, получается ветер. Ветер бывает разный: ласковый, резкий, освежающий, знойный, холодный, тёплый. Он может подарить прохладу в жаркий день, а может принести много неприятностей. К нему невозможно прикоснуться, зато мы можем его почувствовать. Сейчас я покажу вам.
Опыт 2- «Как увидеть и почувствовать воздух? »
- Подуйте на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? /движение воздуха – ветерок/. Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем.
- Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте. На воде появились пузырьки. Откуда взялись пузырьки? /Это воздух, который мы выдыхали/. А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
- Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
/Воздушные пузырьки поднимаются вверх/.
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Опыт 3: «Одинаковые шарики»
- У меня в руках два одинаковых шарика, я их опускаю в воду. Что вы видите? /один шарик упал на дно, а другой остался плавать на поверхности/. Почему? Давайте посмотрим. Разрежем шарики. Один шарик целиком слеплен из пластилина, а другой пустой? /нет в нём воздух, вот почему он не утонул/
Опыт 4: «Движение воздуха» - Мы можем увидеть движение воздуха с помощью воздушного шарика. А почему его так называют? / его надувают воздухом/ Воспитатель открывает надутый воздушный шарик и даёт детям почувствовать поток воздуха, выходящий из шарика. Можно, для наглядности, поднести вертушку. Делаем вывод: воздух движется и находится везде. Мы все «купаемся» в воздушном океане.
—Какого цвета воздух? /Бесцветный./
— Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? /Безвкусный./
— Вдохните носом воздух. Какого он запаха? /Без запаха./
- А как вы думаете, воздух имеет запах?
Физкультурная минутка: Игра «Раздувайся пузырь»
— А теперь давайте поиграем в интересную веселую игру «Раздувайся, пузырь!» Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем.
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!! На последние слова у детей получается большой круг, а на слова «Лопнул пузырь», все сходятся в круг издавая звук сдувающего пузыря.
Опыт 5: «Чем пахнет воздух» - Перед вами пустые баночки, закрытые крышками. Возьмите баночки со стола и аккуратно откройте крышки. Что вы чувствуете? Чем пахнет воздух? /Дети называют запахи продуктов, которые там хранились: апельсин, ваниль, чеснок, перец и аромат духов/. Делаем вывод, что воздух имеет запах того или иного продукта или вещества, а свой запах не имеет. / - Костёр горит – пахнет дымом, мама печёт пирожки – пахнет сдобой и т.д./
— Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? /Бесцветный./— Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? /Безвкусный./
— Вдохните носом воздух. Какого он запаха? /Без запаха./
- Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса
Опыт 6: «Давайте поймаем воздух»
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? /нет, не видим/
Значит, воздух, какой? /невидимый/
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? /внутри находится воздух/
Где можно использовать такое свойство воздуха? /надувной матрац, спасательный круг, надувная лодка/.
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? /видим/.
Значит, воздух, какой? /он прозрачный, бесцветный, невидимый/ .
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? /шипение/.
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем его и слышим.
Можно услышать воздух при помощи музыкальных инструментов. Каких? /Дудочки, труба, кларнет, саксофон, свисток/ Возьмите со стола свисток, дудочку и подуйте. Что вы услышали? /звук/
А знаете, ребята, что воздух не только музыкант, но и художник. Я вам сейчас это докажу. Проходите за столы. Перед вами лежат соломинки, с помощью которых вы будите рисовать. Перед вами чашка с краской. Капните на лист кляксу. Теперь с помощью трубочки и воздуха рисуем картинку, какую вам подскажет ваша фантазия. /Дети рисуют/.
- А нам можно помочь, чтоб воздух стал чище?
- Конечно. Я буду читать стихотворение, а вы дружно договаривайте. Хорошо?
-Заводы, машины и химия разная
Для воздуха это отрава /опасная/
Чтоб воздух на земле благоухал,
И радовались я и ты,
Для этого поcадим мы
Прекрасные и яркие /цветы/
Чтоб легче дышалось нам всем без сомнения
Cадите, друзья, везде вы /деревья/
Рефлексия: - Как называлась наша тема? О чём говорили? Давайте повторим свойства воздуха, выставляя соответствующие картинки. /Воздух невидим, не имеет запаха, может двигаться очень быстро и самое главное – необходим для жизни всего живого/.
Игра с мыльными пузырями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект: "Лук волшебник"
Цель проекта : создание и организация регулярной работы по развитию познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности....
Познавательно - исследовательский проект "Что такое воздух? Какими свойствами обладает воздух?"
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое и непонятное. И наша задача оказать ему помощь в попытках установить п...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности,, Школа волшебников
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта-вовлечь детей в опытно-экспирементальную деятельность... Совместно с педагогами и родителями дети окажутся в удивительном мире...
Познавательно-исследовательский проект "Школа волшебников. Мир Камней" 2021
Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....
Познавательно-исследовательский проект Школа Волшебников
Цель проекта:Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.Задачи:1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.2. Развиват...
Познавательно-исследовательский проект «Школа волшебников» в младшей группе .
Познавательно-исследовательский проект «Школа волшебников» в младшей группе...
Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности На тему «Воздух, воздух он везде…»
Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности На тему «Воздух, воздух он везде…» для подготовительной к школе группы...