"Лес в жизни человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_les.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового интегрированного НОД в подготовительной группе «Лес в жизни человека»
Цели:
- Пробудить интерес к лесу и его обитателям.
- Уточнить правила сбора грибов.
- Познакомить с видами леса.
- Познакомить с правилами поведения в лесу.
- Вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.
- Развивать чувство композиции, творческое воображение, мелкую моторику.
Демонстрационный материал:
- Плакаты о лесе
- карточки для игры «Узнай дерево по листку»
- карточные макеты несъедобные и съедобные грибы
- презентация «Съедобные грибы»
- презентация «Правила поведения в лесу»
- презентация «Несъедобные грибы»
- конверт с письмом от Старика-Годовика
- Оборудование для лепки, аппликации, рисования
Содержание НОД
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку.
Он густой, зеленый,
Растут в нем липы, клены
И могучие дубы,
Есть в нем ягоды, грибы. (Лес.)
Сегодня мы поговорим о лесе. Наверняка вы все в нем бывали. Лес — это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся кронами. Обилие кустарников, по земле стелются травы, кое-где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть, прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью — словом, настоящий лесной настой!
Воспитатель:
Вы любите гулять в лесу? (ответы детей)
Что вы видели в лесу? (ответы детей)
Чем запомнилась прогулка? (ответы детей)
Знаете, какие деревья растут в лесу? (ответы детей)
Воспитатель:
Нам с вами пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно!?
А письмо нам прислал Старик-Годовик. (открываем письмо)
Старик-Годовик пишет нам (читаем письмо):
«Вы детки разумные, умные. У меня случилась беда, злой волшебник заколдовал мой лес. Мне нужна ваша помощь, что бы расколдовать мой лес. Вам нужно разгадать вот такие загадки:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличии от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница).
Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платье в полоску
Ты узнаешь ….. (березку)?
Я из крошки-бочки вылез
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз ни туч.
Я накормлю свиней и белок,
Ничего что плод мой мелок. (Дуб)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Будто снежный шар бела
По весне она цвела.
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
Хоть он совсем хрупкий,
А спрятался в скорлупку,
Заглянешь в серединку,
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он тверже всех,
Называется ….. (орех)
Что дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Воспитатель:
Вот мы и помогли Старику-Годовику разгадать загадки и расколдовать лес.
Давайте, ребята, поиграем в игру «Узнай дерево по листьям».
Показываю детям карточки с изображением листьев деревьев, дети называют их.
Воспитатель:
Много разных деревьев растёт в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, и нуждаются в защите и бережном отношении. Чтение Л.Николаенко.
Родился маленький дубок
И я стою и не дышу
Родился маленький дубок,
Он по колено ландышу.
Он под защитою травы
И в землю не глубок
Из жёлудя родился,
И в жёлудь бы укрылся-
В тень листиков дубок.
Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться деревьями, цветами, вдохнуть свежий воздух.
Вдоль тропинки желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно цветет куст шиповника, над ним поднимается лещина — лесной орешник, а дальше белеют стволы березок и золотятся высокие сосны.
Это смешанный лес, потому что в нем растут разные деревья.
Какие деревья растут в смешанном лесу?
Здесь есть и лиственные деревья — березы, осины, и хвойные — сосны, ели. У них вместо листьев — иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, темный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.
Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть хвойные, где растут ели, сосны, пихты, лиственницы. Такие леса называются тайгой.
Южнее тайги располагаются смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые березки и зеленовато-золотистые осины.
Еще южнее располагаются широколиственные леса. В них растут могучие великаны-дубы, темноствольные липы, красавцы-клены, ясени и грабы. Эти леса, по сравнению с хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными.
Воспитатель:
Какую роль играет лес в жизни животных и человека?
Лес - защитник человека.
Лес - родной дом растениям и животным.
Лес - помощник земледельца.
Лес - украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Воспитатель:
Да лес - это богатство нашей страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю. Кормит людей, животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.
Какие животные, птицы и насекомые обитают в лесах? (Ответы)
Расскажите о своей прогулке в лес. В какое время года вы были? Что вы видели и собирали? (Отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом. Послушать голос леса: тишину, шелест листвы, пение птиц. Полакомиться ягодами, собрать грибы, погулять.) Какие ягоды растут в лесу? (Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.)
Ягодка росла в лесу. (кулак одной руки лежит
Я домой ее несу. на ладони другой, меняем)
Солнце ягодку согрело, (пальцы гладят по щекам)
Наша ягода поспела. («колечки»)
Как вы думаете, о чём дальше пойдёт речь?
Спрячется за пень,
Шапка набекрень.
Кто подходит близко-
Кланяется низко. (Гриб)
Воспитатель:
А сейчас мы с вами посмотрим про грибы. (просмотр презентаций: «Съедобные грибы» и «Несъедобные грибы»)
Воспитатель:
Какие грибы вы знаете? Отгадайте загадки о грибах.
(дети отгадывают загадки, а воспитатель показывает карточные макеты съедобных и несъедобных грибов)
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ...(боровик)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ...(подосиновик)
На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ...(опята)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок ...(масленок)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы ...(волнушки)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ...(лисички)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ...(мухомор)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые ...(поганки)
Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – ...(сыроежки)
Под осиною ребятки бегают, играют в прятки.
Где один покажется – там и другой окажется. (Подосиновики)
Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор)
Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой? (Опята)
Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут ...(маслёнок)
В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко, для соления ...(волнушка)
Воспитатель: Также в лесу растет много ягод, которые мы собираем и ими питаются животные и птицы.
А сейчас я предлагаю вам изобразить красочный лес. (Работы детей - рисование, аппликация, лепка по выбору детей)
И в заключение нашей прогулки хочу показать презентацию «Правила поведения в лесу»
Ребята, лес – это большой дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – Старик-Годовик. Он следит за порядком в лесу, за чистотой, охраняет лес от браконьеров и пожаров.
И если вы знаете правила поведения в лесу, то Старик-Годовик всегда вам будет рад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода в жизни человека
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни...
Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"
Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека» (в старшей и подготовительной группе) . ...
Экологический проект" Жизнь деревьев и их значение в жизни человека"
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей....
Тема: «Леса России» Цель: углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости беречь его. Обсуждение осеннего л
Тема: «Леса России»Цель: углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жиз...