Открытое опытно-эксперементальное занятие в старшей группе на тему: "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Коноплянникова Ольга Николаевна

Антуан де Сент-Экзюпери: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное — ты, столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты — божество, которое так легко спугнуть... Но ты даешь нам бесконечно простое счастье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Свойства воды 50 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ

Детский сад 33 «Умка»

г.Ростов на Дону

Конспект опытно-экспериментального занятия
«Свойства воды»

(старшая группа)

Подготовила:

воспитатель

Коноплянникова

 Ольга Николаевна.

Ростов на Дону

2019

             Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные

 -закрепить знания о круговороте воды в природе

 -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

Презентация  «Круговорот воды в природе»

На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые.

Ход занятия

Организационный момент:

 Предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

- Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе?

На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Показ презентации «Загадки».

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

- Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды? (откуда в реках и озерах появляется вода?)

- Чтобы это узнать, давайте посмотрим презентацию, внимание  на экран («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация).

 Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, образуются лужи…. и всё начинается сначала.

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

 Для начала скажите мне, пожалуйста, какой цвет имеет вода.  А давайте проверим. Сейчас мы с вами проведем эксперимент-это почти как фокусник, который показывает фокусы.

Для этого необходимо на карточках, которые лежат перед вами нарисовать: мальчики - синие трапеции, девочки - розовые конусы. А теперь возьмите прозрачные стаканчики с водой, поместите картинку за стаканчик и посмотрите, видна ли картинка через стакан с водой? Это значит вода какая? Правильно, прозрачная

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Посмотрите у вас на столе, у меня лежит предмет. Что это? (Камушек)

           Если мы опустим его в стакан, потом положим на стол, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей) Нет, в любом месте форма его не меняется.

            - А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт

Ребята, посмотрите стаканчики каких интересных форм у меня для вас есть. Поднимите ручку те, у кого дно стакана квадратной формы, а теперь те,  у кого треугольной? Наполняем данные формочки водой, и, что мы видим? Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Ребята, попробуйте воду на вкус? Какая она на вкус?

 А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)  

Вывод-вода безвкусная, т.е.не имеет вкуса.

Скажите мне, пожалуйста, а где  в природе встречается пресная вода (реки, озера, пруды), а где соленая (моря и океаны)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Итак, вы правильно сказали, что пресная вода содержится в реках и озерах. А соленой водой наполнены моря и океаны

- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Только из-за того, что в ней содержится много соли. Вы знали об этом?

- Перед вами на столе стоит форма с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежит яйцо. С ним надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить его. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. (Если одно, то добавляем свою пресную воду)

- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

Заключительная часть.

- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

- Какие свойства есть у воды? (безвкусная, не имеет формы, бесцветная, не имеет запах)

- Расскажите, что на занятии вам показалось самым интересным?

Список используемой литературы:

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью, старшая и подготовительная группа- М., 2005.

2. Иванова А. И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М., 2007.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий» методическое пособие для воспитателей, СПб. : Детство-Пресс, 2011 г.

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; М. : Сфера, 2002.

5. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

Интернет-ресурсы

  1. Интеренет-ресурсы. Щеглова Е. Ю. Волшебница вода/ https://www.google.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ТЕМА: «СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА»

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе (зима)...

Конспект познавательно-речевого занятия в средней группе. Тема: «Свойства воды».

Цель: Создать условия для выявления свойств воды в жидком состоянии: вода течёт, имеет вес, прозрачная, бесцветная, не имеет вкуса и запаха....

Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»

Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе Тема: «Свойства воды, льда и пара»

Помочь детям выявить свойства твердых, жидких и газообразных тел, усвоить знания о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое....

ТЕМА: «СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ: ВОДА И МАСЛО» ОД по опытно - исследовательской деятельности в старшей группе

Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла...

Конспект занятия по экспериментированию на тему: Свойства воды при помещении в неё предметов из различных материалов.

Данное занятие направлено на объяснение детям такого свойства воды как выталкивание. Почему предметы разные по весу, но одинаковые по размеру выталкивают одинаковое количество воды....