Конспект занятия «Чудо бумага»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить с историей возникновения бумаги и её свойствами. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой: мягкость, вес, толщина. Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности. Познакомить с разными свойствами и качествами бумаги. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_za_chudo_eta_bumaga.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Чудо бумага»
Первутинская Елена Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории.
МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида Маслянинского района Новосибирской области.
Вид образовательной деятельности:
Экспериментальная деятельность.
Возрастная группа: Старшая группа.
Тема образовательной деятельности: «Что за чудо эта бумага».
Задачи: Познакомить с историей возникновения бумаги и её свойствами. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой: мягкость, вес, толщина. Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности. Познакомить с разными свойствами и качествами бумаги. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь детей.
Предварительная работа воспитателя: подбор демонстрационного материала, подбор физ. минутки, написание конспекта.
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о бумаге, разучивание физкультминутки.
Материал к занятию: проектор , экран, ноутбук, книга, альбом, газета, журнал, салфетки, волшебный мешочек: глиняная дощечка, береста, папирус.
Раздаточный материал: бумага 3 вида: салфетка, газете, картон
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Дети встают во круг стола на нём стоит человечек из бумаги.
— К нам сегодня пришёл гость. Посмотрите из чего он сделан ?
Ответы детей.
- Сегодня мы с вами и поговорим о таком материале - как бумага. Как вы думаете, бумага была всегда?
Ответы детей.
Дети подходят к столам и садятся, на столах лежат, береста, палочки из дерева, картинка папируса и камни.
- Древние люди рисовали на камнях. Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Писали палочками похожими на стеку. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту - это кора дерева. Их называли берестяные грамоты. Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение - папирус. Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из дерева.
Как же делают бумагу в наши дни? Я буду рассказывать, а вы слушать и смотреть. Дети переходят к проектору для просмотра слайдов.
Воспитатель показывает слайды с этапами изготовления бумаги.
Слайд №1. Бумагу производят на бумажных фабриках. Основным сырьем для производства бумаги является древесина.
Слайд №2. На фабрике машины сдирают с брёвен кору и измельчают в щепки.
Слайд №3. Щепки отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.
Слайд №4. После этого превращенную в кашицу бумажную массу окрашивают в ёмкостях, куда добавляют красители.
Слайд №5. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.
Слайд Х2б. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие - горячие, высушивают ее, третьи - полируют, делают ее гладкой и ровной.
Слайд №7. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
Слайд №8. Затем бумагу из рулона нарезают на нужные размеры и упаковывают.
Так, переходя из машины к машине, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Много человек должно потрудиться, прежде чем листок бумаги попадет к нам в руки. А что же потом делают из бумаги?
Физкультминутка.
А теперь ребятки превращаются в листы бумаги, а я из вас буду складывать фигуры.
Раз, два, три (дети кружатся) самолёт бумажный в небо лети (показываю оригами самолёта, дети «летают»).
А теперь самолёты превращаются в листы бумаги.
Раз, два, три (дети кружатся) бумажный кораблик по волнам плыви (показываю оригами кораблика, дети «плавают»).
А теперь кораблики превращаются в листы бумаги.
Раз, два, три (дети кружатся) лягушка прыгает вдали (показываю оригами лягушки, дети «прыгают»).
А теперь распрямитесь и в ребяток превратитесь.
Экспериментальная деятельность:
- Я предлагаю переместиться в «волшебную лабораторию», где мы с вами проведем опыты и исследования нашей бумаги.
Дети проходят в «волшебную лабораторию», где перед каждым ребенком на подносе лежат разные виды бумаги (газете, салфетка, картон). Дети рассматривают их.
Опыт 1. Определение мягкости.
- Что можно сказать о бумаге? Какая она на ощупь?
Дети определяют (гладкая , шершавая, тонкая, толстая и т. д.)
- Давайте проверим, какими свойствами обладает бумага. Возьмём салфетку и сомнём её. Её смять легко или трудно? Когда мы сминаем салфетку, слышен ли звук?
Ответы детей.
- Значит, она мягкая и легко мнётся. Теперь возьмём газету. Сомнём её, слышим ли мы как мнётся газета? Её также легко смять как салфетку?
Ответы детей.
- Значит газета жёстче салфетки. А теперь возьмём картон. Сомните его. Легко ли вам его мять? Как вы думаете почему?
Ответы детей.
- Подведём итог: салфетка - мягкая, поэтому мнётся легко и бесшумно. Газета - жёстче и шуршит, когда сминаем. А картон — жёсткий, поэтому смять его трудно.
Опыт 2. Определение веса.
- А теперь посмотрим, какая бумага легче. Положите на ладошку смятую салфетку и тихонько подуйте. Что можно сказать? Она лёгкая.
Ответы детей.
Газета тяжелее салфетки. Теперь возьмите смятую газету. Подуйте также тихонько на неё. Что произошло? А теперь подуйте на неё сильнее. Что произошло?
Ответы детей.
- Сейчас возьмите картон, положите на ладошку и попробуйте его сдуть тихонько. Он не сдувается. Сильней подуйте. Легко ли сдуть картон?
- Это потому, что он тяжелее салфетки и бумаги.
Опыт 3. Определение толщины.
- Сейчас проверим, какую бумагу легче порвать: салфетку, газету или картон.
- Вывод: салфетка рвётся легче и беззвучно, т.к. она тонкая. Газета рвётся с усилием, издаёт звук, т.к. она толще. Картон рвётся трудно, т.к. он толстый.
Рефлексия:
- Ребята, чем мы с вами занимались на занятии? Что мы узнали о бумаге?
Ответы детей.
- А можно ли нам сейчас обойтись без бумаги?
Ответы детей. Ребята я предлагаю вам изготовить зайчат из бумаги. Дети изготавливают зайчат оригами.
Занятие закончено.
Список литературы:
- Веракса Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», Издательство Мозаика-Синтез Москва , 2014.
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы» , Творческий Центр Москва 2001.
- Дыбина О. В. «Игры – занятия для дошкольников, Творческий Центр Москва 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Волшебница-бумага»
Данное занятие является познавательным практикумом, целю котрого является приобщение детей к элементарному экспериментированию, расширение представления о свойствах и качествах бумаги, создание услови...
Конспект занятия "Чудо в паутине"
Вашему вниманию представлен конспект занятия, которое я использовала при участии в районном конкурсе "Воспитатель года 2012"...
Конспект занятия "Чудо -дерево"
Чудо-деревоЦели занятия:Продолжать учить детей нарезать и скручивать полоски бумаги; Систематизировать знания детей о разных видах деревьев (лиственные и хвойные);Учить работать коллективно, согласовы...
Конспект занятия "Чудо-дерево"
Итоговое интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе....
Конспект занятия «Чудо – дерево»
Конспект занятия в подготовительной группе «Чудо – дерево»Программное содержание: систематизировать знания детей о березе, насекомых и птицах. Познакомить с новым живым объектом – тетеревом. Учит...
Занятие "Чудо - бумага"
Занятие по познавательному развитию "Чудо - бумага" (ознакомление со свойствами бумаги)...
Конспект нод "Чудо - бумага"
Опыты с бумагой...