Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Огород на подоконнике».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Усенко Ольга Александровна

Познавательно-исследовательский проект

во второй  младшей группе

 «Огород на подоконнике».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

во второй  младшей группе

 «Огород на подоконнике».

Выполнили воспитатели:

Анастасова В.В.

Усенко О.А.

Актуальность

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель:

Знакомство детей с разнообразием растений, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Задачи:

1. Обогащать знания детей о выращиваемых растениях.

2. Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развивать бережное и заботливое отношение к растениям.

4. Развивать познавательно-исследовательский интерес.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость.

6. Формировать умение детей находить способы решения проблемных ситуаций.

7. Формировать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения.

8. Расширять словарный запас.

9. Формировать навыки ухода за растениями.

Срок реализации:

Проект средне-срочный февраль-март.

Предполагаемые результаты:

• Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп, петрушку, фасоль и цветочную рассаду. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться вести наблюдения и делать первые выводы. Родители будут вовлечены в педагогический процесс ДОУ, возрастет заинтересованность в сотрудничестве с детским садом

Значимость проекта для всех его участников:

Дети получают знания по уходу за огородными растениями, формируются представления о

структуре трудового процесса.

Воспитатель продолжает осваивать метод

проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки), в оформлении огорода на подоконнике.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

1. Определение цели и задач данного проекта.

2. Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта;

3. Подбор дидактических игр природоведческого содержания, направленных на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

4. Адаптация и систематизация подвижных игр, направленных на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

5. Разработка занятий разных видов (первично-ознакомительные, углубленно - познавательные, интегрированные) ;

6. Целевые прогулки по территории детского сада;

8. Проведение игры с детьми на разрешение противоречий «Растения: хорошо – плохо»;

7. Подбор проблемных заданий, занимательных опытов и экспериментов

Практический:

Чтение художественной литературы; беседы с детьми; рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике; настольные игры; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры;  пальчиковая гимнастика; физкультминутки.

Совместная и самостоятельная деятельность:

Создание уголка в группе:

- изготовление табличек-указателей с названием растений

- художественная литература

- иллюстрации

- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.

- приготовление почвы для посадки, посадка семян.

- дизайнерское оформление «огорода на подоконнике».

- наблюдение за растениями в уголке природы.

- наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).

Художественно-продуктивная деятельность:

-рисование на тему «Цветет на окошке цветок-огонек»«Рисуем цветочек для мамы»«Его величество лук»

-раскрашивание картинок серии «Во саду ли, в огороде»

-лепка «Что растет у нас на огороде»

Опытно – экспериментальная деятельность на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете.

Работа с родителями:

Оформление «огорода на подоконнике» -контейнеры, земля, семена для посадки, изготовление атрибутов для оформления.

Домашнее задание - сбор рецептов салатов .

Выводы:

В результате проделанной работы, дошкольники понимают и осознают, насколько ценен лук;

Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;

Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку;

Развитие практической и исследовательской деятельности в ходе проведения проекта;

Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Этапы реализации проекта «Огород на подоконнике».

п/п

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап – подготовительный.

1

Беседа с детьми: «Огород на подоконнике».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес  у детей  по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

с 5 по 9 февраля.

2.

Беседы с детьми:

«Какие растения можно вырастить на подоконнике».

Продолжать знакомить детей с плодами овощных культур, месте их произрастания (огород).

 Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, укропа, редиса, салата, свеклы) их строении и условиях, необходимых для их роста.

Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения.

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

 Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление)

Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.

Воспитатели

3.

Беседа с детьми:

 «Все начинается с семечка».

4.

Беседы с детьми: «Условия, необходимые для роста растений?».

5.

Беседы с детьми:

«Как ухаживать за растением на окне?».

6.

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»; «Овощи и фрукты – ценные продукты»; «Сделайте овощи и фрукты полезнее»; «Свекла – лекарство из огорода»; «Лук – панацея от всех болезней».

Просветить родителей по данной теме.

Воспитатели

05.02.18г.

7.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».

Воспитатели

с 5 по 9 февраля.

2 этап – основной.

8.

Рассматривание книг, иллюстраций об овощах, фруктах.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

с 12 по 16 февраля.

9.

Работа с родителями: сбор необходимого материала (контейнеры, земля, семена для посадки).

Развивать ответственность, инициативность родителей в реализации общей идеи;

вызвать желание поработать по теме проекта совместно с ребенком.

 

Воспитатели

Родители

с 5 по 9 февраля.

10.

Работа с родителями:

изготовление атрибутов для оформления огорода на подоконнике.

11.

Презентация «Культурные растения и их польза».

Познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

16.02.18г.

12.

Практическая деятельность: посадка лука, укропа, салата, цветов.

Способствовать формированию трудовых умений и навыков: научить сажать лук. Воспитывать ценностное отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели

16.02.18г.

13.

Настольная  игра: «Что где растет?».

Продолжать работу по активизации словарного запаса детей, совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитатели

с 5 по 28 февраля.

14.

Пальчиковые  игры «Овощи», «Капустка», «Репка», «Фруктовая ладошка»

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук; улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи; формирование усидчивости, внимательности; развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук; сочетать мануальные и речевые действия.

Воспитатели

15.

Опыт – наблюдение за ростом лука.

Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц.

Воспитатели

с 19 по 28 февраля.

16.

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

с 16 по 28 февраля.

17.

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Воспитатели

23.02.18г.

18.

Раскраски «Овощи и фрукты»

Расширить знания детей об овощах и фруктах по цвету, форме. Развивать художественно-творческие способности. Закрепить цвета – жёлтый, зелёный, красный.

Воспитывать аккуратность во время раскрашивания.

Воспитатели

Родители

 

с 5 по 28 февраля.

19.

Дидактическая игра «Найди пару».

Развитие умения детей узнавать и называть овощи и фрукты.

Закрепление умения находить пару овощу или фрукту.

Воспитатели

20.

Настольно-печатная игра «Лото овощи- фрукты-ягоды»

Закрепить знания названий овощей, фруктов, пополнение словарного запаса, развитие памяти, восприятия, концентрации внимания.

Воспитатели

21.

Рисование по трафаретам «Овощи и фрукты».

Закрепить знания о разных видах фруктов и овощей, как они называются, как выглядят, где растут. Закрепить знание о цвете. Воспитывать интерес к творчеству.

Воспитатели

Родители

с 5 по 28 февраля.

22.

Лепка «Фрукты и овощи для игрушек».

Вызвать интерес к лепке овощей и фруктов. Побуждать понятно для окружающих передавать форму, строение, характерные детали известных детям фруктов и овощей, использовать стеку.

Воспитатели

25.02.18г

23.

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

с 16 по 28 февраля.

 3 этап – заключительный.

24.

Итоговая беседа «Огород на подоконнике».

Вспомнить с чего всё начиналось и что мы получили по итогу. Дегустация урожая.

Воспитатели

02.03.18г.

25.

Совместная выставка рисунков и поделок из пластилина на тему «Овощи с грядки».

Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми.

Воспитатели

Родители

02.03.18г.

26.

Работа с родителями: сбор рецептов салатов с зеленым луком.

Развивать ответственность, инициативность родителей в реализации общей идеи;

вызвать желание поработать по теме проекта.

Воспитатели

Родители

до 28 февраля.

Приложение

Опытно – экспериментальная деятельность

 «Посадка лука».

Программное содержание:

- Уточнить представление о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья.

- Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук.

- Учить сажать луковицы в землю.

- Познакомить с тем, что для роста зелени нужна вода.

Материал:

- Луковицы (по числу детей и для себя), ящики с землей, совки, лейка с водой, майонезная банка, альбомный лист, трафареты луковицы и банки, цветные карандаши.

Ход:

Воспитатель сажает детей за большой общий стол, показывает луковицу, спрашивает: что это такое? (лук). Напоминает, что лук едят, что он полезный овощ. Две- три луковицы дает детям потрогать. (дети обследуют) и уточняют, что лук: твердый, в светло- коричневых чешуйках (они шуршат). Показывает верх и низ (донце) луковицы. Говорит, что можно вырастить зеленый лук, очень полезный для всех. Для этого надо луковицу поместить в банку с водой. Воспитатель наливает из лейки воду в банку, сажает донцем луковицу (все действия поясняет). Затем, поставив банку на середину стола, рисует ее по трафареткам, поясняет свои действия, показывает рисунок, подчеркивает: он похож на луковицу в банке.

Физминутка:

Дети изображают, как лук будет расти и каким большим станет.

2 часть: - посадка детьми луковиц в землю, их полив. В это время в группу «приходит» Дед из сказки «Репка», чтобы посмотреть, как дети сажают лук, как делают грядку.

Через некоторое время воспитатель проводит первое наблюдение за посадками лука. В гости к детям «приходит» Дед. Все вместе они осматривают ящики (грядки), отмечают изменения, если таковые уже есть. Затем воспитатель сажает детей за большой стол, ставит посередине банку с луковицей. Обращаясь к детям и Деду, говорит: «Смотрите, что появилось снизу луковицы в воде – это корни начали расти. Наша луковка ожила, пошла в рост. Корнями она пьет воду. Она будет расти. Мы добавим ей воды – пусть пьет. Без воды лук зеленый не сможет расти. А теперь мы луковицу нарисуем.

Воспитатель, как и в первый раз, по трафареткам рисует банку, луковицу, воду, пририсовывает корни, при этом все комментирует, показывает детям и Деду рисунок, подчеркивает его сходство с луковицей в банке. Слева внизу листа приклеивает полоску времени – «неделю», поясняет: «На прошлой неделе мы посадили лук. Прошло семь дней – целая неделя. Наш лук пустил корни. Мы приклеили с вами « неделю» на рисунок. Смотрите: семь цветных квадратиков: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.»

Далее проводится следующее наблюдение за луком: дети рассматривают его, отмечают, что корни и зелень еще выросли, доливают воду. Воспитатель делает новую зарисовку, задает вопросы, включает детей в процесс зарисовки. Подчеркивает: зеленый лук растет, потому что в группе тепло (мы все ходим без пальто, в легких одеждах) и потому что луковица находится в банке с водой. Также наблюдают за луком, который растет в земле.

Опыт № 1 «Огород на окне»

Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Описание опыта:

Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит:

«золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий,

 горький вкус имеет он,

обжигает... не лимон.

Что это? (показываю луковицу)

 В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите какого цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький , но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из не вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковице правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и тепло).

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе «Огород на подоконнике»

Актуальность:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познава...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ в средней группе «Огород на подоконнике»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ в средней группе «Огород на подоконнике»...

Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной группе: «Огород на подоконнике»

Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной группе: «Огород на подоконнике»...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Огород на подоконнике"

В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать....

Познавательно-исследовательский проект в средней группе " Огород на подоконнике"

Дать детям необходимые знания о том, что растения живые, их сажаю, поливают, выращивают из семян и луковиц....

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике для фитогрядки»

Мы посадим огород!Смотреть мы будем, как растетНа нем лучок, укроп, петрушка!Мы будем за росточкамиДружно наблюдать,Будем мы ухаживать,Полоть и поливать!Тип проекта: познавательно-исследовательск...